Управление конфликтными ситуациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование конфликтов в коллективе и поиск способов снижения конфликтных ситуаций. Основными задачами работы являются: изучение конфликтов, их типов, стадий и методов их предупреждения; исследование и анализ конфликтных ситуаций в организации; разработка стратегии разрешения конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Основные понятия, причины и функции конфликта 5
1.1 Понятие конфликта, его объект и предмет 5
1.2 Причины конфликта 11
1.3 Функции конфликта 12
1.4 Динамика развития конфликта 14
ГЛАВА 2. Характеристика компании и анализ стиля управления конфликтамми ООО «Вкусное настроение»/ Супермаркет «Городок» 21
2.1 Характеристика предприятия ООО «Вкусное настроение»/ Супермаркет «Городок» 21
2.2 Структура управления на предприятии Супермаркет «Городок» 31
2.3 Анализ стиля управления супермаркетом «Городок» 37
2.4 Анализ конфликтов при управлении Супермаркетом «Городок» 45
ГЛАВА 3. Мероприятия по управлению конфликтными ситуациями 53
3.1 Основные рекомендации в управлении конфликтами руководствующему аппарату 53
3.2 Меры по предотвращению и управлению конфликтами 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Работа содержит 1 файл

Курсовая конфликты.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Основные понятия, причины и функции конфликта 5 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Каждый  человек на протяжении своей жизни  неоднократно сталкивается с конфликтами  разного рода. Люди хотят чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Люди переживают неудачу и готовы обвинить окружающих в том, что они не смогли достичь желаемой цели. А окружающие – будь то родственники или те, с кем люди вместе работают, полагают, что они сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была ими неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо они не смогли правильно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства им помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта. И тогда человек задается вопросом: как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимания на то, как к вам относятся другие? Этим объясняется актуальность выбранной темы.

     Целью данной работы является исследование конфликтов в коллективе и поиск способов снижения конфликтных ситуаций. Основными задачами работы являются: изучение конфликтов, их типов, стадий и методов их предупреждения; исследование и анализ конфликтных ситуаций в организации; разработка стратегии разрешения конфликтов.

     Актуальность  темы обосновывается тем, эффективная  работа персонала, зависит от организационного и психологического климата в  компании. Что в свою очередь зависит  от проблем возникновения внутрифирменных  конфликтов [16. С-333]. Наверное, именно в связи с этим информация по теме конфликта актуальна в нынешнее время, значима, всегда имеет для сравнения личный опыт конфликтного взаимодействия и может оказаться полезной каждому человеку независимо от его возраста и профессии.

    Часто конфликт возникает как результат целого комплекса противоречий: этнических, религиозных, политических, психологических, экономических. Несмотря на разнообразие конфликтов, в их природе есть общие черты. Поэтому конфликтология как все еще молодая наука движется по пути к общему научному подходу в понимании, анализе и урегулировании конфликтных ситуаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Основные понятия, причины и функции  конфликта

1.1 Понятие конфликта, его объект и предмет 

     Сегодня в разных сферах знаний существуют самые различные определения конфликта.

     Распространенное  понимание конфликта больше соответствует  социологической науке. Наша же работа исследует конфликт с точки зрения систем управления менеджмента.

     В отечественной литературе имеются  схожие социологические черты: Так Л. Г. Здравомыслов подчеркивает: «… конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.» [9. С-250]

     Ю.Г. Запрудский утверждает: «Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.» [19. С-56]

     У А.В. Дмитриева находим: «Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.»[1. С-318]

     Конфликт - это факт человеческого  существования.

     Конфликты в современном обществе представляют собой зарождение и проявления объективно существующих социальных разногласий. Разногласия общества есть специфическим  отображением его сути, его решающей, движущей силой развития. Каждое разногласие специфически проявляется в контексте всей системы разногласий и требует адекватного решения.

     Объектом  конфликта – это та дефицитная ценность, из-за которой зарождается  и развивается противостояние интересов  сторон.

     Предметом конфликта – это те противоречия, которые возникают между сторонами.

     Если  объект конфликта является средством  достижения реальных целей, то такой  конфликт носит название реалистического. В ином случае, это нереалистический конфликт, основанный на желании получить эмоциональную разрядку.

     Схематически  конфликт можно обозначить следующим  образом:

     Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

     Охарактеризуем  суть этих понятий.

     Конфликтная ситуация - это накопления разногласий, которые содержат существенную причину конфликта.

     Инцидент - это совокупность обстоятельств, которые  служат основанием для конфликта.

     Конфликт - это открытое противостояние как  следствие взаимоисключающих интересов  и позиций.

     Одним из наиболее широких и очевидных  оснований типологии конфликтов является распределение их по субъектам, или сторонам конфликта на пять групп:

     - внутриличностные,

     - межличностные,

     - между личностью и группой,

     - межгрупповые,

     - межгосударственные.

     Носитель  конфликта внутриличностного —  отдельный индивид. Суть такого конфликта содержится в негативных личных переживаниях, сомнениях, моральных противоречиях.

     Межличностный конфликт - это противодействие между  отдельными личностями в социальной и психологической сфере.

      Здесь большую роль играют личностные качества индивидов, психические особенности, социальные навыки, нравственные установки. Этот тип конфликта важен для менеджеров и позволяет им говорить о межличностной совместимости или несовместимости людей.

     Конфликт  между личностью и группой - этот тип конфликта схож с межличностным, но является более сложным и многогранным. В группе, с ее боле сложной системой организации вероятность конфликта возрастает.

     Межгрупповой  конфликт - столкновение интересов  разных формирований. К этой типу принадлежат  конфликты между социальными группами различного размера: малыми, средними и большими.

     Для исследования систем управления малые  социальные группы наиболее интересны. Ведь, это та общность людей, которая  объединена общими задачами и целями, например на предприятии, производстве, и непосредственно координируется менеджерами.

     Межгосударственный  конфликт – противостояние между  правительствами государств, групп  государств.

     Довольно  интересную классификацию конфликтов

     подает  Л. А. Ершов    .[ 15. С-511]

     1. По источникам:

     а) конфликты, которые возникают вследствие действий оъективных факторов социальной ситуации;

     б) конфликты, которые возникают вследствие столкновенья потребностей, мотивов, взглядов, поведения.

     2. По смыслу:

     а) конфликты как деловые дела;

     б) конфликты как личные интересы.

     3. По значимости:

     а) конфликты, важные лишь для отдельных  работников;

     б) конфликты, важные для отдельных  индивидов, групп, прослоек населения.

     4. По типу решения:

     а) конфликты, которые приводят к модификациям обеих сторон;

     б) конфликты, которые приводят к уничтожению одной из сторон, ее позиций, стереотипов, установок;

     в) конфликты, которые привели к  другой точке зрения обе стороны.

     5. По форме проявления:

     а) конфликты того ли другого направления  действия, поведения ("приближения - отдаления", "приближения - приближения ", "отдаления - отдаления");

     б) конфликты того или другого качества, интенсивности действия, поведения;

     в) конфликты, которые выражаются вербально  или - невербальными средствами (молчания, поза, взгляд при восприятии соперника);

     г) по типу структуры взаимоотношений  – скрытые, открытые.

     Также выделяют следующие классификаторы: по сферам жизнедеятельности людей, по характеру объектов, по направленности воздействия и распределения  полномочий.

     Любой конфликт - это целостная динамическая система, процесс, смена конфликтных ситуаций и инцидентов. Но, даже не являясь статическим конфликт имеет свои составляющие элементы.

     Они разделены на следующие виды:

     1) объективные (внеличностные);

     2) личностные.

     Объективные элементы конфликта – не связанны с личными характеристиками и качествами людей. Это объект, частники и среда конфликта.

     Современная конфликтология делит участников конфликта  на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

     Основные  участники конфликта - это главные, непосредственные стороны, принимающие участие в противостоянии. Именно они активисты столкновения. Их интересы – это и есть противоречия, лежащие в основе конфликта. Участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта.

     В зависимости от меры воздействия  на ход конфликта различают ранги оппонентов.

     Все остальные участники конфликта  – неосновные, косвенные. Называемые также третьей стороной.

     Условно участники поделены на такие категории: инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).

     Следующий объективный элемент в конфликте  — его среда, состоящая из совокупности объективных условий конфликта. Различают микро- и макросреду конфликта. Они, в свою очередь, распределены на физическую, психологическую и социальную среды.

     В организациях, на предприятиях наиболее значимо отражаются психологическая и социальная среда конфликта.

     Именно  различия интересов являются фундаментальной  причиной конфликтов 

1.2 Причины конфликта 

     Причина конфликта — это то явление, благодаря  которому возникает конфликт. Причины конфликта тесно связанны с потребностями людей.

Информация о работе Управление конфликтными ситуациями