Управление конфликтами в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является система управления персоналом.
Предмет исследования – управление конфликтами в системе управления персоналом организации.
Цель работы – изучение возникновения, развития и разрешения конфликта при помощи системного подхода и анализа на примере частного предприятия «Галактика-Пресс».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ 8

1.1 Понятие конфликта и его виды 8

1.2 Причины возникновения и последствия конфликтов 11

1.3 Методы разрешения конфликтов в системе

управления персоналом 14

2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ЧП «ГАЛАКТИКА-ПРЕСС») 18

2.1 Характеристика организации 18

2.2 Начало конфликтной ситуации, зарождение противоречий

между сотрудниками организации 24

2.3 Развитие конфликта и возможные методы разрешения 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовик по УП.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     Графический дизайнер – женщина среднего возраста с художественным образованием. Высокими моральными ценностями, повышенной религиозностью и завышенными требованьями к  окружающим. Редактор и директор имели опасения по этому поводу изначально, но принимая во внимание большой опыт работы данного сотрудника в сфере дизайна и компьютерных технологий все же предоставили данную вакансию.

     Характер  графического дизайнера по внешним признакам флегматический, экстравертивный. Временами проявляются эмоциональная нестабильность, педантичность.

     Вакансию  начальника компьютерного отдела заняла молодая девушка с высшим профильным образованием. При утверждении ее кандидатуры возникли несогласия между редактором и директором издания. Директор настоял на приеме на должность именно этого претендента. Отличаясь флегматическим характером, средними ценностными ориентациями, но высоким кругом интересов начальник отдела быстро освоилась с обязанностями и установила контакт с коллегами.

     В 2007 году ЧП Галактика-Пресс вышли на региональный уровень деятельности. К числу работников прибавилось еще несколько специалистов: второй рекламный агент, региональный представитель издания, корректор, два водителя и технический работник.

     Директор  и редактор организации пришли к  выводу, что лучше на предлагаемые вакансии принимать молодых девушек, тем самым заложив основы дискриминации  на предприятии по половому и возрастному  признакам.

     Второй  рекламный агент – девушка с техническим образованием. Ее моральные ориентация оказались при наблюдении средними, мотивации совпадали с интересами первого рекламного агента – начать независимую жизнь. Холерический характер, при сочетании с эктровертивностью, эмоциональной неустойчивостью и нестабильными поведенчискими нормами привели к длительному вхождению второго рекламного агента в коллектив. Но также способствовало хорошим профессиональным успехам, в следствии коммуникабельности, эмоциональной подвижности и гибкости личности.

     Обязанности регионального представителя издания были положены на молодую женщину. Ее роль в коллективе на момент поступления и в дальнейшее оставалась не слишком значительной, так как она почти не находилась в главном офисе ЧП «Галактика-Пресс».

     Свою  работу выполняла старательно и добросовестно. Директор и редактор издания, которым она непосредственно подчиняется остаются довольны ею.

     Водители, равно, как и технический работник, также мало влияют на взаимоотношения  в коллективе.

     Первый  водитель – мужчина среднего возраста, с большим опытом работы, устойчивым характером и высокими этическими запросами чаще находится в офисе. Он коммуникабелен и спокоен, в меру чего легко установил контакты со всеми членами организации. Иногда способен разрядить обстановку, но также может и отвлекать специалистов в рабочее время посторонними беседами и вопросами.

     Если  проследить развитие ЧП «Галактика-Пресс» от момента его возникновения  и до дня исследования, то можно заметить явные изменения не только в составе, структуре, целях, результатах дельности, но и в атмосфере, психологической среде организации, перемене умозрений, тенденций и настроений, динамике взаимных контактов.

     Изначально  предприятие планировалось, как  партнерская организация директора  и редактора. При этом директор финансировал мероприятие и разрабатывал бизнес-план, то есть занимался экономической стороной общего дела, а редактор создавал имидж издания, основываясь на своем филологическом и журналистском опыте. Взаимовыгодное сотрудничество оказалось перспективным благодаря усиленной работе и психологической совместимости обоих партнеров.

     Директор  отличался флегматическим, волевым  характером. Он стойко переносил многочасовую ненормированную работу, осваивал незнакомые ему ранее сферы деятельности. Природный педантизм и эктравертивность способствовали тщательному ведению финансовых дел, а значит и экономической эффективности работы предприятия, налаживанию стабильных деловых отношений с редактором, клиентами. Его целью было расширение издания, его рентабельность, чего он и достиг. При этом он старался максимально придерживаться своих моральных ценностей, не противоречить им.

     Редактор, обладая схожими чертами характера, а также большим творческим потенциалом и креативным подходом к обязанности гармонично дополнил его. Сумел создать имидж для газеты, сделать ее читаемой и популярной в городе и регионе.

     Безусловно, в их отношениях случались некоторые  разногласия, но они не обострялись  до такой степени, чтобы привести к конфликту.

     Через четыре года встал вопрос о расширении штата. Партнеры единогласно пришли к мнению, что требования к кандидатам должны быть высокими, и нельзя доверять их любимое дело людям «с улицы».

     Претенденты должны были иметь хотя бы среднее  специальное образование, высокие  моральные ценности, адекватные поведенческие нормы, отсутствие вредных привычек, коммуникабельность, трудолюбие и покладистость.

     Их  выбор падал в первую очередь  на молодых людей, женского и мужского пола, проявляющих на первый взгляд все эти качества. Проводилось  тестирование участников на профессиональные знания и навыки. Изначально оно мобилизовало претендентов, но заставляло их чувствовать неловкость и напряженность.

     Некоторые из них, как первый рекламный агент  или уволившийся журналист не могли преодолеть его и в дальнейшем. В то время как, первый мастер по компьютерной верстке, второй журналист и первый секретарь быстро освоились, приспособились к требованиям администрации и плодотворно трудились.

     Администрация в свою очередь старалась создать  хорошие условия труда, обеспечить материально-техническую базу, достойную заработную плату и социальные гарантии для своих сотрудников.

     Но  вместе с тем, постепенно завышали требования к ним, заставляли выполнять сверхурочную работу. Директор и редактор единодушно полагали, что их мотивация и интересы, должны совпадать с мотивациями и интересами других работников.

     Периодически  нарастали предконфликтные ситуации даже между этими подчиненными и администрацией. Но они быстро исчерпывались, так как директор благоразумно находил мирное решение наметившихся проблем. Он чутко следил за сотрудниками, их потребностями и желаниями, стараясь максимально их удовлетворить, но иногда и умышленно их игнорировал, считая неуместными или нереалистическими.

 

     2.2 Начало конфликтной  ситуации, зарождение  противоречий

     между сотрудниками организации

     На  начало 2008 года в организации ЧП «Галактика-Пресс» наметилась конфликтная  ситуация, вернее даже несколько.

       Предконфликтный период имел место еще в конце 2008 года.

     Секретарь, заступивший на должность в 2004 году, стала допускать больше ошибок и несобранности в работе, чаще брать больничные листы. Замещать ее приходилось рекламным агентам, что также мешало им нормально выполнять свои обязанности. Клиенты, чьи объявления или рекламные формы выходили не в срок и с допущенными неточностями проявляли недовольство. Издание начало нести убытки.

     В компьютерном отделе вследствие неслаженной работы амбициозного начальника отдела и подчиненных, в особенности, графического дизайнера, также случались сбои в работе. Начальник отдела упрекала графического дизайнера в несобранности, медлительности. Также ее не устраивала чрезмерная религиозность дизайнера и ее вероисповедание.

     Дизайнер  в свою очередь вел агитационные речи среди остальных работников, чем раздражала и отвлекала их от выполнения поставленных обязанностей.

     Менеджер  и начальник отдела компьютерной верстки постоянно обращались к  директору с просьбой четко разграничить их обязанности, сферу влияния и  ответственности.

     Наметился ряд неудач, финансового и правового характера. Директор стал часто отсутствовать в командировках. Редактор пыталась заместить его, осваивая незнакомые ей работы, устанавливая заново, уже налаженные им контакты.

     У второго рекламного агента, как и  у секретаря, наметились нервные срывы, переходящие иногда в плач или неадекватное нервное поведение. Остальные работники пытались сохранять спокойствие и режим работы.

     Поводом для начала конфликта в организации  ЧП «Галактика-Пресс» стал следующий  инцидент: секретарь допустила ошибку при приеме рекламного текста у заказчика. Тот в свою очередь, после выхода газеты пришел в редакцию и в ультимативной форме потребовал компенсации за ущерб, при этом сильно завысив размер компенсации. В противном случае, он угрожал обращением в суд. Директор в грубой форме переложил все притязания на секретаря. Та, в свою очередь, возмутилась ненормированной продолжительностью дня и тяжелыми условиями труда (работа с компьютерной техникой старого образца сказывалась на здоровье).

     Таким образом, видно зарождение межличностного конфликта, причиной которого стала потребность секретаря в адекватном отдыхе и нормальных условиях труда. Это пример столкновения потребностей, внутренних неантагонистических противоречий, важный для конкретного работника, приводящий к реальному конфликту.

     Объективными  элементами конфликта выступают  злоупотребления администрацией свободным  временем работника, а субъективными  – слабость его нервной системы, подверженность стрессам, быстрая утомляемость и высокая потребность в отдыхе.

     Основными участниками стали директор организации, его подчиненный – секретарь (инициатор) и заказчик, выступивший организатором. Остальные специалисты, присутствовавшие при этом происшествии стали косвенными его участниками, третей стороной.

     Данный  конфликт может иметь в перспективе как конструктивные, так и деструктивные последствия.

     Первым  деструктивным последствием стало  разрастание конфликта и образование  нового – межгруппового.

     Рекламные агенты и менеджер (пособники первой стороны) примкнули к требованиям  секретаря, поддержав ее в столкновении. На строну администрации же встали начальник компьютерного отдела и редактор (пособники второй стороны). Мастера по компьютерной верстке, как и графический дизайнер, журналист и остальные работники предпочли удерживать нейтралитет (посредники). При этом у оппонентов не вполне соответствует ранг.

     Причинами разрастания конфликтов стали объективные  и субъективные противоречия, вызванные  непродуманной политикой администрации  по отношению к распределению  обязанностей в системе управления, личностные качества участников.

     Цель  первой стороны является улучшении  условий труда и распределения  обязанностей, а целью второй стороны  сохранение сложившихся порядков и  угнетение оппозиционных настроений, поддержание нормальной работы и  существования организации.

 

     2.3 Развитие конфликта  и возможные методы  разрешения 

     Динамика  конфликта стремительная.

     Директор  и редактор угрожают несогласным  работникам штрафными санкциями  вплоть до увольнения. При этом они  не готовы пойти на такой решительный  шаг, нежелание потерять компетентных сотрудников и подвергнуть опасности все предприятие еще больше усиливает эмоциональное напряжение. Секретарь обращается к юристу, обнародует конфликт.

     Между двумя группами структурных подразделений  устанавливается «война» от открытых скандалов, до причинения скрытых неприятностей. Нейтральные участники пытаются наладить контакт между сторонами конфликта, но на данном этапе это, ни к чему не приводит. У самых незащищенных, как секретарь, второй мастер по компьютерной верстке, второй рекламный агент развиваются тревожность, неуверенность в собственных силах и мысли об увольнении по собственному желанию.

     Но  нужно отметить и положительную  функцию конфликта – информационную. Теперь администрация обратила внимание на проблемы.

     В первую очередь обязанность исследовать конфликт ложиться на менеджера и администрацию. На системной основе, объединив разные методы, она должна определить причины, функции, динамику конфликта, а затем разработать меры по его разрешению.

Информация о работе Управление конфликтами в организации