Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 15:46, курсовая работа
Объектом исследования является система управления персоналом.
Предмет исследования – управление конфликтами в системе управления персоналом организации.
Цель работы – изучение возникновения, развития и разрешения конфликта при помощи системного подхода и анализа на примере частного предприятия «Галактика-Пресс».
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Понятие конфликта и его виды 8
1.2 Причины возникновения и последствия конфликтов 11
1.3 Методы разрешения конфликтов в системе
управления персоналом 14
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ЧП «ГАЛАКТИКА-ПРЕСС») 18
2.1 Характеристика организации 18
2.2 Начало конфликтной ситуации, зарождение противоречий
между сотрудниками организации 24
2.3 Развитие конфликта и возможные методы разрешения 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ
Графический дизайнер – женщина среднего возраста с художественным образованием. Высокими моральными ценностями, повышенной религиозностью и завышенными требованьями к окружающим. Редактор и директор имели опасения по этому поводу изначально, но принимая во внимание большой опыт работы данного сотрудника в сфере дизайна и компьютерных технологий все же предоставили данную вакансию.
Характер графического дизайнера по внешним признакам флегматический, экстравертивный. Временами проявляются эмоциональная нестабильность, педантичность.
Вакансию начальника компьютерного отдела заняла молодая девушка с высшим профильным образованием. При утверждении ее кандидатуры возникли несогласия между редактором и директором издания. Директор настоял на приеме на должность именно этого претендента. Отличаясь флегматическим характером, средними ценностными ориентациями, но высоким кругом интересов начальник отдела быстро освоилась с обязанностями и установила контакт с коллегами.
В 2007 году ЧП Галактика-Пресс вышли на региональный уровень деятельности. К числу работников прибавилось еще несколько специалистов: второй рекламный агент, региональный представитель издания, корректор, два водителя и технический работник.
Директор и редактор организации пришли к выводу, что лучше на предлагаемые вакансии принимать молодых девушек, тем самым заложив основы дискриминации на предприятии по половому и возрастному признакам.
Второй рекламный агент – девушка с техническим образованием. Ее моральные ориентация оказались при наблюдении средними, мотивации совпадали с интересами первого рекламного агента – начать независимую жизнь. Холерический характер, при сочетании с эктровертивностью, эмоциональной неустойчивостью и нестабильными поведенчискими нормами привели к длительному вхождению второго рекламного агента в коллектив. Но также способствовало хорошим профессиональным успехам, в следствии коммуникабельности, эмоциональной подвижности и гибкости личности.
Обязанности
регионального представителя
Свою работу выполняла старательно и добросовестно. Директор и редактор издания, которым она непосредственно подчиняется остаются довольны ею.
Водители, равно, как и технический работник, также мало влияют на взаимоотношения в коллективе.
Первый водитель – мужчина среднего возраста, с большим опытом работы, устойчивым характером и высокими этическими запросами чаще находится в офисе. Он коммуникабелен и спокоен, в меру чего легко установил контакты со всеми членами организации. Иногда способен разрядить обстановку, но также может и отвлекать специалистов в рабочее время посторонними беседами и вопросами.
Если проследить развитие ЧП «Галактика-Пресс» от момента его возникновения и до дня исследования, то можно заметить явные изменения не только в составе, структуре, целях, результатах дельности, но и в атмосфере, психологической среде организации, перемене умозрений, тенденций и настроений, динамике взаимных контактов.
Изначально
предприятие планировалось, как
партнерская организация
Директор отличался флегматическим, волевым характером. Он стойко переносил многочасовую ненормированную работу, осваивал незнакомые ему ранее сферы деятельности. Природный педантизм и эктравертивность способствовали тщательному ведению финансовых дел, а значит и экономической эффективности работы предприятия, налаживанию стабильных деловых отношений с редактором, клиентами. Его целью было расширение издания, его рентабельность, чего он и достиг. При этом он старался максимально придерживаться своих моральных ценностей, не противоречить им.
Редактор, обладая схожими чертами характера, а также большим творческим потенциалом и креативным подходом к обязанности гармонично дополнил его. Сумел создать имидж для газеты, сделать ее читаемой и популярной в городе и регионе.
Безусловно, в их отношениях случались некоторые разногласия, но они не обострялись до такой степени, чтобы привести к конфликту.
Через четыре года встал вопрос о расширении штата. Партнеры единогласно пришли к мнению, что требования к кандидатам должны быть высокими, и нельзя доверять их любимое дело людям «с улицы».
Претенденты должны были иметь хотя бы среднее специальное образование, высокие моральные ценности, адекватные поведенческие нормы, отсутствие вредных привычек, коммуникабельность, трудолюбие и покладистость.
Их выбор падал в первую очередь на молодых людей, женского и мужского пола, проявляющих на первый взгляд все эти качества. Проводилось тестирование участников на профессиональные знания и навыки. Изначально оно мобилизовало претендентов, но заставляло их чувствовать неловкость и напряженность.
Некоторые из них, как первый рекламный агент или уволившийся журналист не могли преодолеть его и в дальнейшем. В то время как, первый мастер по компьютерной верстке, второй журналист и первый секретарь быстро освоились, приспособились к требованиям администрации и плодотворно трудились.
Администрация в свою очередь старалась создать хорошие условия труда, обеспечить материально-техническую базу, достойную заработную плату и социальные гарантии для своих сотрудников.
Но вместе с тем, постепенно завышали требования к ним, заставляли выполнять сверхурочную работу. Директор и редактор единодушно полагали, что их мотивация и интересы, должны совпадать с мотивациями и интересами других работников.
Периодически
нарастали предконфликтные
2.2 Начало конфликтной ситуации, зарождение противоречий
между сотрудниками организации
На начало 2008 года в организации ЧП «Галактика-Пресс» наметилась конфликтная ситуация, вернее даже несколько.
Предконфликтный период имел место еще в конце 2008 года.
Секретарь, заступивший на должность в 2004 году, стала допускать больше ошибок и несобранности в работе, чаще брать больничные листы. Замещать ее приходилось рекламным агентам, что также мешало им нормально выполнять свои обязанности. Клиенты, чьи объявления или рекламные формы выходили не в срок и с допущенными неточностями проявляли недовольство. Издание начало нести убытки.
В компьютерном отделе вследствие неслаженной работы амбициозного начальника отдела и подчиненных, в особенности, графического дизайнера, также случались сбои в работе. Начальник отдела упрекала графического дизайнера в несобранности, медлительности. Также ее не устраивала чрезмерная религиозность дизайнера и ее вероисповедание.
Дизайнер в свою очередь вел агитационные речи среди остальных работников, чем раздражала и отвлекала их от выполнения поставленных обязанностей.
Менеджер и начальник отдела компьютерной верстки постоянно обращались к директору с просьбой четко разграничить их обязанности, сферу влияния и ответственности.
Наметился ряд неудач, финансового и правового характера. Директор стал часто отсутствовать в командировках. Редактор пыталась заместить его, осваивая незнакомые ей работы, устанавливая заново, уже налаженные им контакты.
У второго рекламного агента, как и у секретаря, наметились нервные срывы, переходящие иногда в плач или неадекватное нервное поведение. Остальные работники пытались сохранять спокойствие и режим работы.
Поводом для начала конфликта в организации ЧП «Галактика-Пресс» стал следующий инцидент: секретарь допустила ошибку при приеме рекламного текста у заказчика. Тот в свою очередь, после выхода газеты пришел в редакцию и в ультимативной форме потребовал компенсации за ущерб, при этом сильно завысив размер компенсации. В противном случае, он угрожал обращением в суд. Директор в грубой форме переложил все притязания на секретаря. Та, в свою очередь, возмутилась ненормированной продолжительностью дня и тяжелыми условиями труда (работа с компьютерной техникой старого образца сказывалась на здоровье).
Таким образом, видно зарождение межличностного конфликта, причиной которого стала потребность секретаря в адекватном отдыхе и нормальных условиях труда. Это пример столкновения потребностей, внутренних неантагонистических противоречий, важный для конкретного работника, приводящий к реальному конфликту.
Объективными
элементами конфликта выступают
злоупотребления администрацией свободным
временем работника, а субъективными
– слабость его нервной системы,
подверженность стрессам, быстрая утомляемость
и высокая потребность в
Основными участниками стали директор организации, его подчиненный – секретарь (инициатор) и заказчик, выступивший организатором. Остальные специалисты, присутствовавшие при этом происшествии стали косвенными его участниками, третей стороной.
Данный конфликт может иметь в перспективе как конструктивные, так и деструктивные последствия.
Первым
деструктивным последствием стало
разрастание конфликта и
Рекламные агенты и менеджер (пособники первой стороны) примкнули к требованиям секретаря, поддержав ее в столкновении. На строну администрации же встали начальник компьютерного отдела и редактор (пособники второй стороны). Мастера по компьютерной верстке, как и графический дизайнер, журналист и остальные работники предпочли удерживать нейтралитет (посредники). При этом у оппонентов не вполне соответствует ранг.
Причинами
разрастания конфликтов стали объективные
и субъективные противоречия, вызванные
непродуманной политикой
Цель
первой стороны является улучшении
условий труда и распределения
обязанностей, а целью второй стороны
сохранение сложившихся порядков и
угнетение оппозиционных
2.3 Развитие конфликта и возможные методы разрешения
Динамика конфликта стремительная.
Директор и редактор угрожают несогласным работникам штрафными санкциями вплоть до увольнения. При этом они не готовы пойти на такой решительный шаг, нежелание потерять компетентных сотрудников и подвергнуть опасности все предприятие еще больше усиливает эмоциональное напряжение. Секретарь обращается к юристу, обнародует конфликт.
Между двумя группами структурных подразделений устанавливается «война» от открытых скандалов, до причинения скрытых неприятностей. Нейтральные участники пытаются наладить контакт между сторонами конфликта, но на данном этапе это, ни к чему не приводит. У самых незащищенных, как секретарь, второй мастер по компьютерной верстке, второй рекламный агент развиваются тревожность, неуверенность в собственных силах и мысли об увольнении по собственному желанию.
Но
нужно отметить и положительную
функцию конфликта –
В первую очередь обязанность исследовать конфликт ложиться на менеджера и администрацию. На системной основе, объединив разные методы, она должна определить причины, функции, динамику конфликта, а затем разработать меры по его разрешению.