Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:55, курсовая работа
Объем работы 80 с., 8 рис., 14 табл., 37 источников, 7 прил.
Ключевые слова: мотивация труда, стимулирование, потребности, оплата труда, заработная плата вознаграждения, мотивация труда работников
Объектом исследования является мотивация труда управленческого персонала частного производственного унитарного предприятия ЗАО «Патио».
Цель работы заключается в исследовании системы мотивации и стимулирования труда управленческого персонала предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
В процессе работы выполнено исследование структуры, видов, направлений мотивации и стимулирования труда; формы, методы и теории трудовой мотивации; экономического механизма мотивации и стимулирования труда управленческого персонала предприятия, в том числе личной мотивации.
В ходе выполнения дипломной работы для оценки качества организации мотивации и стимулирования труда было проведено тестирование работников ЗАО «Патио», а также анкетирование путем самооценки мотивации для выявления факторов, способствующих повышению удовлетворенности трудом.
Социальная значимость мотивации и стимулирования труда управленческим персоналом заключается в росте производительности труда.
Областью возможного практического применения является реализация предложений по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда на ЗАО «Патио».
Иерархия
потребностей по А.Маслоу приведена
на рисунке 1.1 [35, с.224].
выражение
Уважение
Рис.
1.1 Иерархия потребностей по А. Маслоу
Приведенные основные типы потребностей людей определяют поведение работника.
Согласно
теории А. Маслоу, все эти потребности
можно расположить в строгой
иерархической
Приведенная иерархическая структура не является абсолютно жесткой и относительная значимость потребностей в различных странах может меняться.
Соотношение
иерархии потребностей теории Маслоу
и теории Альдерфера представлено на
рисунке 1.2 [29, с. 196].
Потребность
самовыражения
Потребность признания
и самоутверждения
Потребность принадлеж-
ности
и причастности
Потребность
безопасности
потребности
Три
группы потребностей расположены иерархически.
Однако Альдерфер считал, что движение
идет в обе стороны, а не только
вверх, как в теории Маслоу. Движение
вверх происходит, если не удовлетворена
потребность нижнего уровня, и
вниз, если не удовлетворена потребность
более высокого уровня. В случае
неудовлетворенности
Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании работников предприятия. Если, например, у предприятия нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности работника в росте, то он с повышенным интересом переключится на потребность связи.
Широкое распространение получила концепция Д.МакКлелланда, классифицирующая потребности следующим образом:
Потребности приобретаются под влиянием жизненных обстоятельств, опыта, обучения.
Ф.Герцберг предложил двухфакторную теорию в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. В них говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теории ожиданий, или модель мотивации по В.Вруму, теория справедливости и модель Портера-Лоулера, а также мотивационная модель самоактуализации Д.Мак-Грегора.
Однако
все схемы классификации
Одной из широко используемых на практике мотивационных теорий является теория ожидания, которая основана на утверждении, что работник выполняет действия в ожидании вознаграждения.
Основными разработчиками собственно концепций ожидания применительно к мотивации и поведению человека в организации являются В.Врум, Л. Портер и Э. Лоулер [4, с. 376]. В основе теории ожидания лежит общий подход к процессу мотивации, который приведен на рисунке 1.4 [12, с.200].
Согласно теории ожидания В.Врума не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Ключевым
фактором в данной теории являются
три взаимоотношения: 1) ожидания (прогноз)
соотношения расходов на труд –
результата (РТ – Р); 2) ожидание соотношения
результата - вознаграждения (Р –
В); 3) ценность вознаграждения (Ц) –
предполагаемая степень относительного
удовлетворения – неудовлетворения,
возникшего в результате получения
определенного вознаграждения. Соотношение
между тремя факторами может
быть выражено:
Мотивация
(М) = (РТ – Р) х (Р – В) х Ц.
Типовая
модель мотивации выбора линии поведения
работника представлена на рисунке
1.3 [27, с.22].
Возможности Ожидания Оценка исполнения
Способности Действие Результаты 1 уровня Результаты 2 уровня
Усилия -социальные гарантии -удовлетворенность
Желание
Рис.1.3 Типовая модель мотивации
выбора линии поведения работника
Мотивация наиболее высока, когда ожидания удовлетворяются в наибольшей степени [29, с.200].
Из
приведенной схемы следует, что
человек в организации, вкладывая
знания, опыт, силы в организацию, ждет
от нее вознаграждения и удовлетворения
своих потребностей. При этом возможны
три варианта влияния усилий человека
на вероятность получения
Вход
Задача и возможное
вознаграждение
Оценка
Сравнение входа с потребностями,
мотивами и возможностями
Новые
задачи
Решение
Выработка расположения и
определение поведения
Выход
Осуществление действий
и получение результата
Рис.
1.4 Схема процесса мотивации
Следовательно, связь между усилиями и вознаграждением стимулирует труд, но вознаграждают не за усилия, а за результаты труда. Причем, качество выполняемой работы и конечный результат зависят от способностей работника, четкости поставленной задачи, необходимых ресурсов.
Вместе с тем, одна из теорий трудовой мотивации – теория справедливости Дж. Стейси Адамса постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную (в лучшем случае) работу [14, с.50].
Следует отметить, что чувство несправедливости возникает не только в том случае, когда человек чувствует себя обманутым. Исследования показывают, что работники предпочитают справедливую оплату их труда переплатам [14, с.51].
Таким образом, теория справедливости является полезным инструментом для практики управления. Вместе с тем, поскольку восприятие равенства и справедливости носит ярко выраженный субъективный характер, информация о факторах, определяющих вознаграждение и его величину, должна быть широко доступна всем работникам.
Взаимосвязи между результатом деятельности человека, приложенными им усилиями и полученным удовлетворением наиболее полно отражает интеграционная модель Портера-Лоулера. Разработанная Лайманом Портером и Эдвардом Лоулером, данная модель включает элементы теории ожидания и теории справедливости. Согласно данной модели, результаты, достигнутые работником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей, особенностей человека, а также осознания им своей роли в процессе труда.
В
модели Портера-Лоулера использованы
следующие факторы: результаты трудовой
деятельности; усилия; оценка способностей
и свойств человека; оценка человеком
собственной роли; внутренние вознаграждения;
внешние вознаграждения; оценка вероятности
связи «усилия-вознаграждение»; вознаграждения,
воспринимаемые как справедливые; удовлетворение;
ценность вознаграждения. Данная модель
показывает, насколько важно объединить
такие понятия как усилия, способности,
результаты, вознаграждения, удовлетворение
и восприятие в рамках единой взаимоувязанной
системы.