Управленческий персонал организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Объем работы 80 с., 8 рис., 14 табл., 37 источников, 7 прил.

Ключевые слова: мотивация труда, стимулирование, потребности, оплата труда, заработная плата вознаграждения, мотивация труда работников

Объектом исследования является мотивация труда управленческого персонала частного производственного унитарного предприятия ЗАО «Патио».

Цель работы заключается в исследовании системы мотивации и стимулирования труда управленческого персонала предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.

В процессе работы выполнено исследование структуры, видов, направлений мотивации и стимулирования труда; формы, методы и теории трудовой мотивации; экономического механизма мотивации и стимулирования труда управленческого персонала предприятия, в том числе личной мотивации.

В ходе выполнения дипломной работы для оценки качества организации мотивации и стимулирования труда было проведено тестирование работников ЗАО «Патио», а также анкетирование путем самооценки мотивации для выявления факторов, способствующих повышению удовлетворенности трудом.

Социальная значимость мотивации и стимулирования труда управленческим персоналом заключается в росте производительности труда.

Областью возможного практического применения является реализация предложений по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда на ЗАО «Патио».

Работа содержит 1 файл

мотивация труда управленческого пероснала.docx

— 229.05 Кб (Скачать)
  1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания человека. Они включают потребности в пище, воде, жилье, одежде, отдыхе и др.
  2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем определяются необходимостью защиты людей от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, сохранения их здоровья и стабильного уровня жизни и т.д.
  3. Социальные потребности выражают желание человека быть причастным к общению с другими людьми, чувствовать их поддержку и привязанность и т.д.
  4. Потребности в уважении предполагают необходимость признания личных достижений человека, уважительного отношения на производстве к персоналу и во всех сферах жизни и другие.
  5. Потребности самовыражения включают возможность самореализации человека, стремление его к развитию своего внутреннего потенциала, творческих способностей и других.

     Иерархия  потребностей по А.Маслоу приведена  на рисунке 1.1 [35, с.224]. 

     

     Само-

      выражение

      Уважение

      Социальные

      Безопасность

      Физиологические

     Рис. 1.1 Иерархия потребностей по А. Маслоу  

     Приведенные основные типы потребностей людей определяют поведение работника.

     Согласно  теории А. Маслоу, все эти потребности  можно расположить в строгой  иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой  находятся первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Первые две группы потребностей первичные, а следующие три - вторичные. Потребности более высокого уровня не мотивируют поведение работника, если не удовлетворены потребности нижнего уровня, то есть прежде, чем потребность следующего уровня станет определяющим фактором поведения человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

     Приведенная иерархическая структура не является абсолютно жесткой и относительная значимость потребностей в различных странах может меняться.

     Соотношение иерархии потребностей теории Маслоу и теории Альдерфера представлено на рисунке 1.2 [29, с. 196]. 

        Потребность           

           самовыражения                                                    Потребность

                                                                                             роста

       Потребность признания

        и самоутверждения

                                                                                     

        Потребность принадлеж-                                   Потребность

       ности и причастности                                                связи

        Потребность

        безопасности 

                                                                                      Потребность

       Физиологические                                               существования

       потребности                                 

     Рис.1.2 Соотношение иерархии потребностей в теориях Маслоу и Альдерфера

 

     Три группы потребностей расположены иерархически. Однако Альдерфер считал, что движение идет в обе стороны, а не только вверх, как в теории Маслоу. Движение вверх происходит, если не удовлетворена  потребность нижнего уровня, и  вниз, если не удовлетворена потребность  более высокого уровня. В случае неудовлетворенности потребностей верхнего уровня усиливается степень  действия потребности более низкого  уровня, что переключает внимание работника на этот уровень. Движение вверх по уровням потребностей Альдерфер  назвал процессом удовлетворения потребностей, а движение вниз – процессом фрустрации, то есть поражения в стремлении удовлетворить  потребность.

     Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании  работников предприятия. Если, например, у предприятия нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности работника в росте, то он с повышенным интересом переключится на потребность связи.

     Широкое распространение получила концепция  Д.МакКлелланда, классифицирующая потребности  следующим образом:

  1. потребность достижения, которая проявляется в стремлении работника добиваться стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее;
  2. потребность соучастия, которая проявляется в стремлении к дружеским отношениям с окружающими;
  3. потребность властвования, которая развивается на основе обучения, жизненного опыта, и состоит в том, что работник стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.

     Потребности приобретаются под влиянием жизненных  обстоятельств, опыта, обучения.

     Ф.Герцберг предложил двухфакторную теорию в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и  нематериальных факторов на мотивацию  человека.

     Второй  подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. В них говорится  о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения  для достижения конкретных целей. К  таким теориям относятся теории ожиданий, или модель мотивации по В.Вруму, теория справедливости и модель Портера-Лоулера, а также мотивационная  модель самоактуализации Д.Мак-Грегора.

     Однако  все схемы классификации потребностей человека являются в определенной степени  общими или условными, так как  в недостаточной степени учитывают  все индивидуальные потребности  различных категорий персонала.

     Одной из широко используемых на практике мотивационных  теорий является теория ожидания, которая  основана на утверждении, что работник выполняет действия в ожидании вознаграждения.

     Основными разработчиками собственно концепций  ожидания применительно к мотивации и поведению человека в организации являются В.Врум, Л. Портер и Э. Лоулер [4, с. 376]. В основе теории ожидания лежит общий подход к процессу мотивации, который приведен на рисунке 1.4 [12, с.200].

     Согласно  теории ожидания В.Врума не только потребность  является необходимым условием мотивации  человека для достижения цели, но и  выбранный тип поведения.

     Ключевым  фактором в данной теории являются три взаимоотношения: 1) ожидания (прогноз) соотношения расходов на труд –  результата (РТ – Р); 2) ожидание соотношения  результата - вознаграждения (Р –  В); 3) ценность вознаграждения (Ц) –  предполагаемая степень относительного удовлетворения – неудовлетворения, возникшего в результате получения  определенного вознаграждения. Соотношение  между тремя факторами может  быть выражено: 

     Мотивация (М) = (РТ – Р) х (Р – В) х Ц. 

     Типовая модель мотивации выбора линии поведения  работника представлена на рисунке 1.3 [27, с.22]. 

 

      Возможности     Ожидания         Оценка исполнения

       

Способности        Действие      Результаты 1 уровня      Результаты 2 уровня

                                                     -оплата труда              -содержательность труда

                                                     -условия труда              -успех

                               Усилия         -социальные  гарантии   -удовлетворенность

                                                                                               трудом 

                              Желание

Рис.1.3 Типовая модель мотивации  выбора линии поведения работника 

     Мотивация наиболее высока, когда ожидания удовлетворяются  в наибольшей степени [29, с.200].

     Из  приведенной схемы следует, что  человек в организации, вкладывая  знания, опыт, силы в организацию, ждет от нее вознаграждения и удовлетворения своих потребностей. При этом возможны три варианта влияния усилий человека на вероятность получения вознаграждения: 1) вознаграждение приходит независимо от приложенных усилий и поэтому не является стимулирующим фактором; 2) существует непосредственная связь усилий и вознаграждения, которая стимулирует трудовую активность и является мотивом труда; 3) связь усилий и вознаграждения несущественна и человек может отказаться от деятельности, если убеждается, что его усилия незначительно увеличивают вероятность вознаграждения.

 

     

        Вход

        Задача и возможное

       вознаграждение

       

        Оценка

       Сравнение входа  с потребностями,

       мотивами  и возможностями

      Новые задачи                                                                               Вознаграждение

        Решение

       Выработка расположения и

       определение поведения

       

        Выход

        Осуществление действий

       и получение результата

       Рис. 1.4 Схема процесса мотивации 

     Следовательно, связь между усилиями и вознаграждением  стимулирует труд, но вознаграждают  не за усилия, а за результаты труда. Причем, качество выполняемой работы и конечный результат зависят  от способностей работника, четкости поставленной задачи, необходимых ресурсов.

     Вместе  с тем, одна из теорий трудовой мотивации  – теория справедливости Дж. Стейси Адамса постулирует, что люди субъективно  определяют отношение полученного  вознаграждения к затраченным усилиям  и затем соотносят его с  вознаграждением других людей, выполняющих  аналогичную (в лучшем случае) работу [14, с.50].

     Следует отметить, что чувство несправедливости возникает не только в том случае, когда человек чувствует себя обманутым. Исследования показывают, что  работники предпочитают справедливую оплату их труда переплатам [14, с.51].

     Таким образом, теория справедливости является полезным инструментом для практики управления. Вместе с тем, поскольку  восприятие равенства и справедливости носит ярко выраженный субъективный характер, информация о факторах, определяющих вознаграждение и его величину, должна быть широко доступна всем работникам.

     Взаимосвязи между результатом деятельности человека, приложенными им усилиями и  полученным удовлетворением наиболее полно отражает интеграционная модель Портера-Лоулера. Разработанная Лайманом Портером и Эдвардом Лоулером, данная модель включает элементы теории ожидания и теории справедливости. Согласно данной модели, результаты, достигнутые работником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей, особенностей человека, а также осознания им своей роли в процессе труда.

     В модели Портера-Лоулера использованы следующие факторы: результаты трудовой деятельности; усилия; оценка способностей и свойств человека; оценка человеком  собственной роли; внутренние вознаграждения; внешние вознаграждения; оценка вероятности  связи «усилия-вознаграждение»; вознаграждения, воспринимаемые как справедливые; удовлетворение; ценность вознаграждения. Данная модель показывает, насколько важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной  системы. 

Информация о работе Управленческий персонал организации