Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:55, курсовая работа
Объем работы 80 с., 8 рис., 14 табл., 37 источников, 7 прил.
Ключевые слова: мотивация труда, стимулирование, потребности, оплата труда, заработная плата вознаграждения, мотивация труда работников
Объектом исследования является мотивация труда управленческого персонала частного производственного унитарного предприятия ЗАО «Патио».
Цель работы заключается в исследовании системы мотивации и стимулирования труда управленческого персонала предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
В процессе работы выполнено исследование структуры, видов, направлений мотивации и стимулирования труда; формы, методы и теории трудовой мотивации; экономического механизма мотивации и стимулирования труда управленческого персонала предприятия, в том числе личной мотивации.
В ходе выполнения дипломной работы для оценки качества организации мотивации и стимулирования труда было проведено тестирование работников ЗАО «Патио», а также анкетирование путем самооценки мотивации для выявления факторов, способствующих повышению удовлетворенности трудом.
Социальная значимость мотивации и стимулирования труда управленческим персоналом заключается в росте производительности труда.
Областью возможного практического применения является реализация предложений по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда на ЗАО «Патио».
Однако, как показал анализ, наблюдается снижение выплат стимулирующего характера, при этом единовременные (разовые) премии в 2005 году не выдавались, то есть уменьшились на 21 091 тыс. руб., при этом премии и вознаграждения снизились до 8 369 тыс.руб. с 22 274 тыс.руб., то есть почти в три раза.
При этом нематериальные методы стимулирования практически не использовались. Поэтому неудивительно, что большинство сотрудников увольняется по собственному желанию.
Об
эффективности использования
Данный тест предусматривает 12-ти бальную оценку качества по таким направлениям деятельности группы управленческих работников, как: подготовленность к деятельности; направленность; организованность; активность; сплоченность; интегративность и референтность.
Подготовленность к деятельности рассматривается и оценивается с точки зрения профессиональной подготовки работников, позволяющей им добиваться высоких результатов.
Направленность оценивается с позиции понимания работниками стоящих перед ними общих целей и задач, существования своих индивидуальных целей и ценностей и стремления удовлетворить свои интересы в рамках решения общей задачи.
Организованность предполагает способность работников самостоятельно управлять своей работой на принципах сотрудничества, взаимопомощи и доброжелательности.
Активность предполагает оценку работников по их энергичности, сплоченности и заинтересованности в эффективной работе.
Сплоченность оценивается по степени сработанности друг с другом, желанию трудиться совместно и сплоченности по принципу «Один за всех, все за одного».
Интегративность оценивается с точки зрения совместной выработки и принятия согласованного решения путем активного участия всех работников группы.
Референтность отражает оценку доброжелательности, доверия, взаимопонимания, сопереживания и другие.
Результаты
тестирования управленческих работников
в баллах приведены таблице 2.10.
Таблица 2.10 Результаты тестирования управленческих работников по тесту «Пульсар» (округлены до целого числа).
Качества | Средний балл |
1. Подготовленность к деятельности | 12 |
2. Направленность | 11 |
3. Организованность | 11 |
4. Активность | 11 |
5. Сплоченность | 10 |
6. Интегративность | 11 |
7. Референтность | 10 |
Как видим, согласно результатам тестирования оценка управленческим персоналом подготовленности их к деятельности характеризуется высокопрофессиональной, позволяющей добиваться высоких результатов в труде, и оценена в 12 баллов.
Направленность, организованность, активность и интегративность деятельности управленческих работников оценены 11 баллами и отражают общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым как его собственная, все работники энергичны, активно участвуют в процессе выработки и принятии согласованных решений, решении общих задач, сотрудничают. В группе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения, работники принципиальны, добросовестны к работе.
Относительно более низким баллом оценены такие направления деятельности, как сплоченность и референтность, хотя все тестируемые подчеркнули справедливое отношение друг к другу, ровное настроение и желание трудиться совместно.
Таким образом, суммарный результат оценки качества основных направлений деятельности управленческих работников ЗАО «Патио» очень высокий. Достижение такого результата обусловлено такими направлениями деятельности, как:
Однако
степень удовлетворения работой
может быть различна у многих работников
в зависимости от их целей, уровня
организации производственной, экономической,
социальной и мотивационной деятельности.
Различная степень личной удовлетворенности
работника отражает разный уровень
достижения социальных целей предприятия.
Социальную эффективность в виде
стимулов можно реализовать только
тогда, когда существование
С точки зрения мотивационного воздействия на управленческих работников предприятия и основные результаты их трудовой деятельности наибольший интерес должны представлять такие главные личные факторы, как работоспособность, условия труда, стиль руководства, четкое осознание цели работы, атмосфера в коллективе, стабильность работы и другие.
Для
определения эффективности
Анкетирование
проводилось в форме анонимного
опроса, в процессе которого были опрошены
все 7 человек управленческого
Ответы работников управления на предлагаемые в анкете вопросы позволили установить наиболее важные мотивационные факторы и степень их ранжирования для удовлетворения потребностей.
Анкета
предусматривала возможность
поставленные кем-то задачи;
Результаты
анкетирования распределились согласно
данным, приведенным в таблице 2.11.
Таблица 2.11 Результаты анкетирования
Вопросы | Работникиуправления | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1)
возможность получения |
1 | 2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 1 |
2)
уважение и признание со |
2 | 3 | 5 | 3 | 1 | 1 | 2 |
3) желание проявить творчество в работе | 5 | 4 | 7 | 6 | 2 | 3 | 4 |
4) хорошее отношение товарищей и микроклимат в коллективе | 8 | 5 | 8 | 4 | 5 | 6 | 8 |
5)
возможность приобрести |
3 | 8 | 1 | 5 | 6 | 5 | 7 |
6)
возможность быть отличным |
7 | 6 | 2 | 7 | 8 | 7 | 6 |
7) возможность быть максимально самостоятельным в своей работе | 6 | 7 | 3 | 8 | 7 | 8 | 5 |
8) стремление к продвижению по службе | 4 | 1 | 6 | 2 | 4 | 4 | 3 |
Сумма рангов по вопросам приведена в таблице 2.12.
Таблица 2.12 Сумма рангов по результатам изучения и анализа личной мотивации труда управленческих работников в повышении его эффективности
Вопросы | Сумма рангов |
1)
возможность получения |
3 |
2)
уважение и признание со |
2 |
3) желание проявить творчество в работе; | - |
4) хорошее отношение товарищей и микроклимат в коллективе; | - |
5)
возможность приобрести |
1 |
6)
возможность быть отличным |
1 |
7) возможность быть максимально самостоятельным в своей работе; | - |
8) стремление к продвижению по службе. | - |
По
результатам анкетирования
Два управленческих работника или 28,57% предпочтение отдали стилю, методам управления и отношению с руководством, т.е. уважение и признание со стороны руководителей.
Возможность приобрести профессиональный опыт и стремление к продвижению по службе в качестве первостепенного мотивационного фактора отметили по одному работнику соответственно.
Помимо приведенных вопросов были получены ответы и на другие вопросы. Так, по вопросу наличия возможности профессионального роста 4 работника или 57,14 % из числа опрошенных отметили, что такая возможность имеется, однако переход на другую работу даже при той же заработной плате отвергли все.
При ответе на вопрос, что является стимулом в работе, работники управления ЗАО «Патио» ответили, что это получение большего материального вознаграждения за труд, чем на других аналогичных по профилю деятельности предприятиях, получение социальных выплат, уважение и признание со стороны руководителей и хороший микроклимат в коллективе, а также возможность приобретения профессионального опыта.