Управленческий персонал организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Объем работы 80 с., 8 рис., 14 табл., 37 источников, 7 прил.

Ключевые слова: мотивация труда, стимулирование, потребности, оплата труда, заработная плата вознаграждения, мотивация труда работников

Объектом исследования является мотивация труда управленческого персонала частного производственного унитарного предприятия ЗАО «Патио».

Цель работы заключается в исследовании системы мотивации и стимулирования труда управленческого персонала предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.

В процессе работы выполнено исследование структуры, видов, направлений мотивации и стимулирования труда; формы, методы и теории трудовой мотивации; экономического механизма мотивации и стимулирования труда управленческого персонала предприятия, в том числе личной мотивации.

В ходе выполнения дипломной работы для оценки качества организации мотивации и стимулирования труда было проведено тестирование работников ЗАО «Патио», а также анкетирование путем самооценки мотивации для выявления факторов, способствующих повышению удовлетворенности трудом.

Социальная значимость мотивации и стимулирования труда управленческим персоналом заключается в росте производительности труда.

Областью возможного практического применения является реализация предложений по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда на ЗАО «Патио».

Работа содержит 1 файл

мотивация труда управленческого пероснала.docx

— 229.05 Кб (Скачать)

     Выявлено, что существуют два подхода к  изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивами их поведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга, Дэвида МакКлелланда, а также Клейтона Альдерфера.

     Второй  подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. В них говорится  о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения  для достижения конкретных целей. К  таким теориям относятся теории ожиданий, или модель мотивации по В.Вруму, теория справедливости и модель Портера-Лоулера, а также мотивационная модель самоактуализации Д.Мак-Грегора.

     Изучение  вопросов мотивации и стимулирования труда работников управления ЗАО «Патио» показало, что путь к эффективному управлению проходит через понимание мотивов работника к трудовой деятельности, в основе которых лежит заработная плата, которая как стимулирующий и мотивационный фактор повышения эффективности труда и производства в целом, регулируется тарифной системой.

     Тем не менее, величина заработной платы, как  основная форма материального стимулирования, зависит от конечных результатов деятельности предприятия.

     Анализ  технико-экономических показателей  деятельности ЗАО «Патио» позволяет положительно оценить работу предприятия за 2006 год. По итогам работы за указанный отчетный период предприятие имеет прибыль, а деятельность рентабельна, что свидетельствует об эффективном управлении персоналом.

     Отметим, что центральным звеном в системе  эффективного управления на ЗАО «Патио» является механизм стимулирования и мотивации труда, поскольку именно он служит надежной основой управления по результатам и способствуют повышению трудовой отдачи всех работников, то есть служит базой эффективности производства.

     Материальное  стимулирование работников предприятия, выражающееся в заработной плате, таково, что работники заинтересованы в производительной деятельности, способствующей повышению эффективности производства в целом.

     Основные  принципы оплаты труда работников ЗАО «Патио» закреплены в коллективном договоре. Как приложение к коллективному договору утверждены тарификация для рабочих и штатное расписание для служащих, которые вводятся в действие с целью создания в коллективе необходимых условий для установления зависимости заработной платы от количества и качества труда работников, конечных производственных результатов, усиления заинтересованности рабочих, руководителей, специалистов и служащих в повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, выполнении конкретных задач.

     На  ЗАО «Патио» применяются следующие доплаты и надбавки:

     -за  работу в вечернюю смену в  размере 20 % тарифной ставки (оклада) присвоенного разряда за каждый  час работы в данной смене;

     -за  работу в ночное в размере  40 % тарифной ставки.

     Надбавки  устанавливаются в соответствии с разработанными положениями:

  • за высокое профессиональное мастерство;
  • классность;
  • высокие достижения в труде.

     На  основании анализа данных ЗАО «Патио» наблюдается снижение практически всех форм оплаты труда, кроме оплаты по сдельным расценкам, выплат компенсирующего характера, что естественно негативно сказывается на работе персонала и его численности. Как показал анализ наблюдается снижение выплат стимулирующего характера, при этом единовременные (разовые) премии в 2006 году не выдавались, то есть уменьшились на 21091 тыс.руб., при этом премии и вознаграждения снизились до 8369 тыс.руб. с 22274 тыс.руб., то есть почти в три раза. Поэтому неудивительно, что большинство сотрудников увольняется по собственному желанию. Соответственно на предприятии ЗАО «Патио» необходимо срочно разработать меры по стимулированию персонала, чтобы не только сохранить его, но и привлечь новых сотрудников.

     Изучение  показало, что на предприятии придается  особое значение внешней мотивации  по результатам, при которой происходит удовлетворение желаний и потребностей работника через систему его  материального и морального стимулирования. Основные формы мотивации, используемые на ЗАО «Патио» - это: заработная плата, премии, доплаты, надбавки, множество внутризаводских и нематериальных льгот и привилегий, привлечение работников к управлению, создание благоприятной социальной атмосферы и микроклимата в коллективе, продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации и другие.

     Оценка  качества организации основных направлений  деятельности управленческих работников ЗАО «Патио», проведенная с использованием теста «Пульсар», показала очень высокий его уровень, который достигнут за счет активного использования руководителями предприятия при управлении персоналом различных форм стимулирования и мотивации труда, явившихся залогом успешной работы предприятия.

     Изучение  и анализ личной мотивации труда  управленческих работников предприятия  на основе анонимного анкетирования  методом самооценки позволил выявить  удовлетворенность таких работников действующей системой мотивации  и стимулирования их труда. Ими отмечено нежелание перехода на другую работу даже при имеющихся возможностях такого перехода. Следовательно, на ЗАО «Патио» достаточно успешно решаются проблемы мотивации и стимулирования труда, в том числе посредством совершенствования оплаты труда, о чем свидетельствует стабильный, высокопрофессиональный, хорошо организованный и достаточно мотивированный трудовой коллектив управленческих работников, высокий уровень заработной платы и рентабельная деятельность предприятия.

     Изучение  и анализ основных форм мотивации  и стимулирования трудовой деятельности персонала на ЗАО «Патио» позволили выявить резервы их совершенствования. Так, в целях дальнейшего совершенствования мотивации и стимулирования труда управленческого персонала предприятия предлагается ряд мер, которые подробно изложены в третьей главе настоящей работы.

     И в качестве возможного варианта совершенствования организации и стимулирования труда я предлагаю ввести бестарифную систему оплаты труда. Бестарифный вариант организации заработной платы ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы трудового коллектива.

     При этом данную систему рекомендуют  применять там, где:

  • имеется возможность точно учесть эти конечные результаты;
  • есть условия для общей заинтересованности и ответственности за

     конечные  результаты работы трудового коллектива;

  • члены трудового коллектива достаточно хорошо знают друг друга и полностью доверяют своим руководителям;
  • относительно небольшой коллектив с устойчивым составом работников, включая руководителей, специалистов и служащих.

     Предлагаемый  вариант бестарифной системы  имеет следующие характеристики:

  • уровень оплаты труда работника полностью зависит от фонда заработной платы, начисленного по коллективным результатам труда;
  • каждому работнику присваивается постоянный (относительно постоянный) коэффициент, комплексно характеризующий его квалификационный уровень и определяющий в основном трудовой вклад работника в общие результаты труда. При этом учитываются данные о предыдущей трудовой деятельности работника или группы работников, относимых к этому квалификационному уровню;
  • каждому работнику присваивается коэффициент трудового участия в текущих результатах деятельности, дополняющий оценку его квалификационного уровня.

     Предложенные  мероприятия призваны оздоровить ситуацию с оплатой труда на ЗАО «Патио»укрепить социальную защищенность работников, привлечь специалистов с высокой квалификацией, повысить производительность труда, что создаст предпосылки для более устойчивого финансового положения предприятия, обеспечивая его выживаемость в конкурентной среде.

     Основные  из предлагаемых мер по совершенствованию  мотивации и стимулирования труда  управленческого персонала ЗАО «Патио» приведены ниже:

  1. Установление в качестве основной формы оплаты труда руководителей и специалистов контрактной системы, в которой должны быть определены принципы и порядок оплаты труда управленческого персонала, установлена прямая зависимость величины оплаты труда от достигнутых конечных результатов.
  2. Установление окладов управленческому персоналу на предстоящий год производить в зависимости от достигнутого уровня чистой прибыли по итогам работы за год.
  3. Установление окладов на достаточно высоком уровне, что позволит привлечь, при необходимости, наиболее компетентных и энергичных работников, отличающихся высокой культурой и профессионализмом.
  4. Уровень окладов не должен превышать уровень оплаты, который управленческий персонал мог бы получить с учетом различных доплат, надбавок, премий и других выплат.
  5. Введение систему вознаграждения «за выслугу лет».
  6. Предоставление возможности работы по сокращенному рабочему дню за счет взаимозаменяемости.
  7. Осуществление планирования карьеры управленческих работников.

     8. Предоставление возможность получать  второе образование и повышать квалификацию с использованием средств предприятия.

     9. Расширение обязанностей управленческих  работников, повышение личной ответственности  и заинтересованности.

     10. Совершенствование премирования  путем выплаты премии помесячно по результатам работы предприятия по двум показателям:

     1) рост объемов производства работ  и услуг в натуральных измерителях  и в сопоставимых ценах и условиях к соответствующему периоду прошлого года - 40% должностного оклада.

     2) выполнение плана по прибыли  - 10% должностного оклада.

     11. Совершенствование системы внутрифирменных  льгот путем предоставления ссуды на строительство или приобретение квартир на 15-20 лет.

     12. Премирование работников за рациональные  предложения, реализация которых  обеспечивает более высокие темпы  работы и эффективность труда. 

     13. Страхование работников за счет  средств предприятия, оплата больничные  листы сверх установленного уровня.

     14. Разработка мероприятий, предусматривающих  привлечение работников к управлению, продвижение их по службе, планирование карьеры, получение второго образования в учебных заведениях и повышение квалификации путем прохождения стажировок на аналогичных предприятиях, в том числе в странах ближнего зарубежья в качестве обмена опытом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Трудовой  кодекс Республики Беларусь. Мн.: Амалфея, 1999. - 236с.
  2. Александрёнок М.С. Мотивация труда в системе управления предприятием и организационно-экономический механизм её развития. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2005. 112с.
  3. Базылева М.Н. Мотивация труда и трудовые отношения: системный анализ. Мн., 2001. - 286с.
  4. Базылева М.Н. Трудовые отношения: проблемы теории и особенностей национальных моделей. Монография. Мн.: БГЭУ, 2002. - 178с.
  5. Беляцкий Н.П., С.Е.Велесько, Питер Ройш. Управление персоналом. Мн.: ООО «Интерпрессервис», УП «Экоперспектива», 2002. - 387с.
  6. Богдашиц Е.А Модель тарифной системы оплаты труда // Веснiк Беларускага дзяржаунага эканамiчнага унiверсiтэта. - 2002. - N6.- С.41-44.
  7. Булаш Л. Труд и заработная плата. // Экономика, финансы, управление. 2000. № 2. С.109-114.
  8. Веснин В.Р. Менеджмент персонала: Учеб. пособие. М., 2001. - 426с.
  9. Владимирова Л.П. Экономика труда: М.: Дашков и К, 2000. 234c.
  10. Возможности материального стимулирования рабочих при внедрении и освоении прогрессивных норм труда // Главный бухгалтер, 2002 №33. С.75,76.
  11. Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации.М.:ИНФРА-М, 2002.174с.
  12. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов по экон. спец. / Б. М. Генкин. - 3-е изд., доп. - М.: НОРМА (ИНФРА-М), 2001. - 431 с.
  13. Головачев А. Зарубежный опыт решения проблемы заработной платы // Экономика. Финансы. Управление. - 2005. - N6.-С.18-30.
  14. Дульзон А.А. Мотивация персонала. Томск, ООО «Чародей», 2003. – 168с.
  15. Жуков А. Заработная плата: пути реформирования и резервы повышения // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - №5.-С.58-63.
  16. Инструкция о порядке применения единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (в редакции постановления от 30 марта 2004 г. № 31).
  17. Колос Е. Эффективность труда и качество жизни. // НЭГ, 2001.21 нояб. С.5.
  18. Лебедева С. Н. Реформирование фонда заработной платы в Беларуси: концептуальные мифы и реальность переходной экономики // Экономист. — 2000. - №4. - С. 36-39.
  19. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. – 388с.
  20. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда. М.: «Финансы и статистика», 2001. – 368с.
  21. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность / А. Маслоу; Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина и др . 3-е изд. СПб..: Питер, 2004.351с.
  22. Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие / И. В. Мишурова, П. В. Кутелев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2004. - 237 с.
  23. Муталимов М.Г. Мотивация труда и распределительные отношения. Мн.: БГЭУ, 2000. - 346с.
  24. Новиков Д.А. Стимулирование в организационных системах. М. Синтег, 2003. – 357с.
  25. Социально-экономическое положение Республики Беларусь. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Мн.: янв.2007.
  26. Статистический бюллетень. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Мн.: янв.-июнь. 2006.
  27. Титович А.А., В.С.Коржов. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала. Гомель, 2003. - 149с.
  28. Травин В.В. Мотивационный менеджмент. М.: Дело, 2004. – 96с.
  29. Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. М., 1999. - 431с.
  30. Управление персоналом организации: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2004. - 637 с.
  31. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. М.: ТАНДЕМ: ЭКМОС, 1999. 255с.
  32. Хрипач В.Я. Материальное стимулирование. Мн.: ООО «Мисанта», 1992. 115с.
  33. Хрипач В.Я., Суша Г.З., Андросович Е.И. и др. Экономика предприятия. Мн.: Экономпресс 2001. - 447с.
  34. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: НОРМА-ИНФРА-М», 1998. – 527с.
  35. Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. О.И.Волкова. М.: ИНФРА-М, 2002. - 415с.
  36. Экономика предприятия: Учебное пособие/ В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ.ред. А.И. Ильина. – М.:Новое знание, 2005. – 672с.
  37. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.:БГЭУ, 2005. – 752с.

Информация о работе Управленческий персонал организации