Управленческие решения как процесс и их значимость для успеха современной организации сферы торговли/услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обуславливается тем, что в настоящее время независимо от должности, каждый человек в организации должен принимать свои управленческие решения.
Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..…..………………………………………………………………………….3
1 Теоретический аспект принятия управленческих решений в современной организации……………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие, виды, подходы к процессу принятия управленческих решений в современной организации………………………………………………………………...6
1.2 Методология и модели процесса принятия управленческого решения ………...11
2 Управленческие решение как процесс, его этапы………………………………….24
2.1 Этапы процесса принятия управленческих решений в современной торговой организации………………………………………………………………………………24
2.2 Российский и зарубежный опыт по принятию управленческих решений……….32
3 Исследование процесса принятия управленческих решений в ОАО «Кузбассэнерго»…………………………………………………………………………39
3.1 Характеристика деятельности ОАО «Кузбассэнерго»…………………………….39
3.2 Анализ процесса принятия управленческих решений в ОАО «Кузбассэнерго»…………………………………………………………………………48
4 Проблемы, связанные с процессом принятия управленческих решений в ОАО «Кузбассэнерго и рекомендации по их решению……………………………………..65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………………..…

Работа содержит 1 файл

курсовая по УР!!!.doc

— 407.50 Кб (Скачать)

   Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение не находит подготовленной почвы для его реализации и развития и может дать импульсы для развития негативных тенденций. Запоздалые решения не менее вредны для общества. Они не способствуют решению уже «перезревших» задач и ещё более усугубляют и без того болезненные процессы.

   Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать:

а) цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;

б) средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;

в) основные пути и способы достижения целей;

г) сроки  достижения целей;

д) порядок  взаимодействия между подразделениями  и исполнителями;

е) организацию  выполнения работ на всех этапах реализации решения.

      Важным  требованием управленческого решения является полномочность (властность) решения – строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления – постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.

      Согласованность с принятыми ранее решениями  означает также необходимость соблюдения чёткой причинно-следственной связи общественного развития. Она необходима для соблюдения традиций уважения к закону, постановлениям, распоряжениям. На уровне отдельной фирмы она необходима для осуществления последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата. [9, c.305].

      Согласованность с принятыми ранее решениями  означают также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного развития. Если необходимо, должны отменяться принятые ранее решения, вступившие в противоречия с новыми условиями существования системы. Появление противоречащих друг другу решений есть, прежде всего, следствие плохого познания и понимания законов общественного развития, проявления низкого уровня управленческой культуры.

      Принятие  УР требует высокого уровня профессионализма и наличия определенных социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них.

      Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

По организационному оформлению УР делятся на:

а) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;

в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями  функционирования и развития системы;

г) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

      Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток  личности менеджера, причастного к  их появлению на свет. В связи  с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

      Уравновешенные  решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

      Импульсивные  решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

      Инертные  решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

      Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в  себе, могут не испугаться любых опасностей.

      Осторожные  решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью. [17].

      Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

     Обычно  в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

    При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует ”шестое чувство”, своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на неё, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.               

      Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными решениями, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но всё же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.

      Суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта её решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в неё.

     Рациональное  решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса и предусматривает все альтернативы и последствия, которые могут возникнуть в каждом возможном случае.

      Мощным  фактором, активизирующим процесс принятия решения, выступают современные средства оргтехники, включая вычислительные сети. Это требует высокого уровня культуры в области математики и программирования, технологии использования технических средств. Однако процесс принятия решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от конкретной личности.  [15, c.38].  
 

1.2 Методология и  методы процесса  принятия управленческих  решений в современной организации. 

     Осуществление процесса управления невозможно без использования разнообразных способов, приемов, подходов для эффективного выполнения функций управления. Способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, и выступают как методы менеджмента.

     Именно  методы управления, отвечая на вопрос, как выполнить управленческую работу, позволяют сформировать систему правил, приемов, подходов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей, сокращая временные затраты на их реализацию.

     Метод управления – это способы или приемы целенаправленного воздействия управляемой системы в целях установления наиболее эффективного порядка использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов.

     При решении той или иной задачи менеджмента разные методы представляют в его распоряжении свою систему правил, приемов подходов, что позволяет организации вырабатывать свой «фонд методов управления».

     Направленность  методов управления ориентирована  на систему (объект) управления (фирму, отдел и т.д.)

     Содержание - специфика  приемов и способов воздействия.

     Организационная форма – воздействие на конкретно  сложившуюся ситуацию. Воздействие  может быть прямым и косвенным.

     Классификация методов.

     1. Общенаучные методы, в основе  которых:

  • Системный подход (Способ рассмотрения управляющей и управляемых систем в виде целостного комплекса взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью; способ выявления свойств системы, ее внутренних и внешних связей; способ использования методологии системного анализа);
  • Комплексный подход (Способ рассмотрения управленческих отношений и их конкретных форм в единстве с общими свойствами и устойчивыми взаимосвязями важнейших элементов, образующих их структуру);
  • Конкретно-исторический подход (Способ исследования возникновения, формирования, развития объектов в хронологической последовательности);
  • Моделирование (Построение моделей управляемого объекта или субъекта управления, которые облегчают изучение их свойств и особенностей поведения);
  • Экспериментирование (Научно поставленный опыт проверки возможных решений на одном или нескольких объектах, проводимый на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез, нововведений и изменений в системе управления организацией);
  • Социологическое исследование (Способ определения роли возможных мотивов поведения и характера взаимоотношений в трудовом коллективе и за их пределами);
  • Экономико-математические метод (Описание экономических объектов, закономерностей, связей и процессов, посредством математических соотношений);

     2. Конкретные методы управления:

  • Метод управления функциональными подсистемами (Виды работ, используются специалистами функциональных подсистем при разделении управленческого труда);
  • Метод выполнения функций управления (Действия, связанные с выполнением функций составляющих процесс управления);
  • Методы принятия управленческих решений (Способы осуществления управленческой деятельности на этапах, необходимых для решения проблем: методы постановки задач, методы решения проблем, методы выбора решений, методы организации выполнения принятия решения).

     Методы  также характеризуется в зависимости  от их содержания, направленности, организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. [6, c.238].

     Прогнозирование — это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования. Применительно к науке управления выделяют следующие разновидности прогнозов: экономические, прогнозы развития технологии, прогнозы развития конкуренции, прогнозы на основе опросов и исследований, социальное прогнозирование (отношение людей к таким вопросам, как стремление к комфорту, склонность к материализму или патриотизму и т.п.). Согласно классификации основных методов прогнозирования, предложенной Б.Г. Литваком, прогнозирование подразделяется на: изыскательское (поисковое) и нормативное.

     В основе изыскательского прогнозирования  лежит ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании имеющейся при разработке прогноза информации. Для изыскательского прогнозирования характерно использование таких методов, как экстраполяция, моделирование, метод исторической аналогии, написание сценариев, базирующихся на анализе точных эмпирических данных. В рамках указанного типа прогнозов основным методом является экстраполяция временных рядов. Она основана на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. В основе нормативного прогнозирования лежит ориентация на миссию организации, на те потребности и цели, к достижению которых она стремится.

       Метод сценариев – метод, дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий. Метод сценариев представляет собой набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным положительным и отрицательным последствиям.

Информация о работе Управленческие решения как процесс и их значимость для успеха современной организации сферы торговли/услуг