Теория управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:21, лекция

Описание работы

Теория управления — это наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных систем, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели (образцы) социальной деятельности с тем, чтобы выработать для нее необходимые регуляторы.

Работа содержит 1 файл

Теория управления часть 1.docx

— 95.71 Кб (Скачать)

       •  принцип основного звена (не следует размениваться на мелочи, всегда надо ориентироваться на главное и основное в своей работе).  

      

  1. ♦Познавательно-аналитическая функция социального управления заключается в сборе различных знаний об управляемых объектах, обобщении и систематизации этих знаний для выяснения состояния и дееспособности данных объектов. В современном мире знания являются национальным богатством и величайшей социальной ценностью.

       ♦Оценочно-экспертная функция социального управления состоит в выработке оптимальных  оценок той или иной деятельности управляемых объектов, выявлении  их значимости в данной системе социальных связей. Классификация оценок обусловливается  в основном их социальным содержанием. По этому критерию различают оценки экономические, производственные, политические, правовые, моральные, художественные и  др.

       ♦Прогнозно-целевая  функция социального управления заключается в выработке профессиональными  управляющими (или учеными) социального прогноза (предвидения) для формирования оптимальной цели при решении какой-либо актуальной социальной проблемы.

       ♦Морально-правовая функция социального управления — это процесс создания устойчивых норм и правил, с помощью которых  регулируется (упорядочивается) деятельность социальных общностей. Особенности  социальных норм: 1) они носят общий характер для всех членов данной социальной общности; 2) выражают существенные и необходимые связи и отношения в данной общности; 3) имеют деонтический (должный) характер для всех членов общности. Классификация норм может быть проведена по уровню социальной адекватности — на истинные и ложные.

       ♦Документационно-архивная функция социального управления включает выработку и использование  социальных технологий накопления и  сохранения необходимой информации. Данную функцию можно назвать  социальной памятью общества. В ее основе лежит социальный и прежде всего государственный, документ. Помимо этого, сюда также включаются историческая, техническая, художественная и другая литература, живопись, архитектура, прочие культурные памятники.

  1. Определение названий функции вызывает затруднения, поскольку данная проблематика мало изучена. Вместе с тем эта функция играет исключительно важную роль в любой системе социального, а тем более государственного управления.

       Прогнозно-целевая  функция социального  управления заключается  в выработке управленцами (или  учеными) социального  прогноза (предвидения) для формирования оптимальной цели при решении какой-либо актуальной социальной проблемы.

       Она формируется обычно на базе двух уже  рассмотренных функций — познания и оценивания. После того как предмет (процесс) познан и оценен с точки зрения его полезности для человека, вполне естественно возникает вопрос о возможности его использования на практике. Целеполагание есть интеллектуальная деятельность человека по выработке целей своей деятельности. Под целью обычно понимается желаемое состояние системы, отличное от существующего; это осознанный образ потребного результата деятельности. Следовательно, в процессе целеполагания происходит выработка идеального «образа потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), в котором найдут применение полезные свойства изученного и оцененного предмета (процесса).

       Каков смысл и назначение целеполагания? Выработанная цель как осознанный образ  будущего результата деятельности обычно приобретает побудительную силу. Последняя выступает как определенный механизм интеграции различных действий в систему, ориентированную на достижение цели. Поэтому целеполагание — это выработка сущностного проекта деятельности; определяющего характер и системную упорядоченность различных конкретных актов и операций.

       Поскольку потребности людей многообразны, то многообразны и вырабатываемые ими  цели. Последние можно классифицировать по четырем основаниям: 1) по социальному  содержанию различают цели экономические, производственные, политические, религиозные, научные, управленческие и др.; 2) по времени действия — стратегические (долгосрочные), тактические (среднесрочные), оперативные (краткосрочные); 3) по характеру — общие, частные; 4) по уровню социальной адекватности — истинные, гипотетические, ложные.

       В процессе целеполагания приходится иметь дело с «веером целей» и  «деревом целей». Что это такое? «Веер  целей» — это набор альтернативных целей деятельности, которые разрабатываются на основе приоритетных вариантов решения какой-либо социальной проблемы. Они располагаются одна возле другой («веером»), конкурируя между собой за право стать приоритетной. Данный веер возможных целей деятельности оценивается с тем, чтобы выбрать из них наиболее приоритетные. Именно на основе приоритетных целей (а это тоже «веер целей», но сокращенный, урезанный) вырабатываются возможные проекты нормативных актов. «Дерево целей» есть система соподчиненности целей деятельности, вырабатываемых для практической реализации принятого нормативного акта. Здесь цели располагаются одна за другой, фиксируя основные этапы, стадии, фазы в процессе достижения главной цели, сформулированной в данном нормативном акте.

       Целеполагание — сложная интеллектуальная деятельность, в которой можно выделить две основные стадии: 1) выработку предвидения (предсказания) и 2) выработку на основе данного предвидения определенной цели. Предвидение — это предположение о том, что должно произойти. Любая цель формируется на основе предвидения (предсказания). Категория цели настолько близка понятию предвидения, что их нередко отождествляют. Вместе с тем если цель, отражая необходимость в том или ином предмете потребности, выступает в форме желания определенного будущего, то предвидение — это, прежде всего как можно более объективная, во многих случаях многовариантная картина возможного будущего.

       Следовательно, основное различие между предвидением и целью заключается в том, что предвидение дает образ (или  образы) возможного будущего, тогда как цель — образ желаемого, потребного будущего. Из различных вариантов предполагаемого развития событий люди выбирают те, которые сулят наибольшее благо. Поэтому некоторые предвидения не становятся основой для выработки целей.

       Поскольку цель формируется на основе предвидения, то все положительные и отрицательные  свойства последнего самым непосредственным образом сказываются на качестве вырабатываемой на его основе цели. Если предвидение оказывается ложным, то и соответствующая цель оказывается ложной. Здесь достаточно вспомнить наше недавнее прошлое, когда на основе ложного предвидения была поставлена ложная и явно невыполнимая цель — построить в отдельно взятой стране коммунизм к 1980 г. Качество предвидения напрямую зависит от качества знаний и оценок, на основе которых оно вырабатывается.

       Логический  вывод о предполагаемых событиях становится возможным именно благодаря предсказательным функциям научных теорий, законов, гипотез. Последние в силу своей природы обладают свойством всеобщности (универсальности), что позволяет выявлять характерные тенденции развития какого-либо предмета (процесса) в будущем. На основе этих тенденций, их оценок обычно и формулируется умозаключение о том, что может произойти в дальнейшем.

       Каков механизм выработки цели? Очевидно, что он опирается на познание и  оценивание. Прогнозирование вырабатывает возможные варианты наступления  тех или иных событий, которые  следует изучить, оценить, выбрать из них наиболее приемлемые (желаемые, потребные) и закрепить их в качестве приоритетных целей при решении той или иной проблемы. Когда будет приниматься человеком решение (норма), одна из этих приоритетных целей станет главной, определяющей сущность и основное содержание данного решения.

       Нередко роль цели в процессе управления преувеличивается, она рассматривается в качестве главного регулятивного фактора. В  результате управление сводится к двум основным этапам — «целеполаганию» (выработке цели) и «целеосуществлению» (выработке и использованию средств ее реализации)11[51]. Однако подобная трактовка места цели, совершенно очевидно, расходится с реальным процессом управления.

       Поскольку цель концентрирует в себе актуальную потребность, она определяет способ и характер деятельности людей, но по большей части не непосредственно, а через управленческое решение, в которое включается в качестве главного элемента. Цель — это идеальное предвосхищение результата деятельности, выступающее мобилизующим фактором в процессе решения конкретной проблемы прежде всего в тех случаях, когда она становится частью соответствующих нормативных актов, а также когда рекомендуется в качестве приоритетной цели.

       Следовательно, в составе управленческой деятельности цель проявляет себя двояко: во-первых, она является основой для выработки и принятия главного регулятора деятельности — нормы, а во-вторых, и сама непосредственно служит некоторым регулятором этой деятельности. Как только цель вырабатывается и попадает после оценки в число приоритетных, она начинает регулировать деятельность людей как фактор, который может приобрести обязательный, т.е. нормативный, характер.

       Как соотносятся между собой цель и средства ее осуществления? На практике, по большей части опираясь на здравый  смысл, люди достаточно разумно решают данный вопрос, а именно: они считают, что цель должна определять не только содержание предстоящей деятельности, но и ее средства. Какая ставится цель, такие должны использоваться и средства. Другими словами, если ставится гуманная и благородная цель, то и средства должны использоваться гуманные и благородные. С другой стороны, очевидно, что низменные цели нельзя осуществить гуманными и благородными средствами.

       В современных условиях предвидение  осуществляется в двух основных формах — обыденного предвидения и профессионального научного предвидения. В первом преобладают элементы стихийного, интуитивного, опирающиеся на повседневные знания и опыт. Обыденное предвидение — это то, которое осуществляется всеми людьми в процессе их повседневной жизни. Чем богаче эти знания и опыт, тем больше вероятность удачного предвидения, когда оно совпадает с реальным ходом дальнейших событий. Обыденное предвидение, как правило, не использует особых методов построения конкретного предвидения.

       Научное предвидение — это предположение  о ненаблюдаемых (неизвестных) предметах (процессах) прошлого и настоящего, а также о возможных явлениях будущего, выдвигаемое на основе сформулированных теорий, законов, гипотез12[52]. Во многих случаях оно предусматривает большую исследовательскую работу, в том числе и экспериментальную, но само его непосредственное осуществление выглядит как логический вывод, умозаключение главным образом от прошлого к будущему.

       Деятельность  по научному предвидению получила в  XX в. название научного прогнозирования (от греч. prognosis — предвидение, предсказание), а науку о научном прогнозировании стали называть прогностикой. Думается в связи с этим, что в обществе всю деятельность по выработке предвидений (прогнозов) можно назвать социальным прогнозированием, которое структурно будет включать две основные части — обыденное прогнозирование и научное прогнозирование.

       Научное прогнозирование осуществляется профессионалами-прогнозистами, т.е. учеными (научными работниками), специализирующимися на прогнозировании событий и изменений в узких, хорошо им известных областях природной и социальной действительности. К сожалению, у нас пока не ведется специальной подготовки ученых-прогнозистов. Таковыми становятся некоторые ученые стихийно, в силу особого склада ума. Результатом научного прогнозирования являются научные прогнозы, которые используются при выработке социально значимых целей.

       Научное прогнозирование осуществляется специально созданными материальными (техническими) и духовными средствами. Среди последних особое значение имеют такие методы научного прогнозирования, как экстраполяция, экспертная оценка, моделирование, метод аналогии и др. Все дальнейшее развитие научного прогнозирования напрямую связано с созданием и совершенствованием новых средств и методов.

       Каково  место прогнозирования в структуре  социального управления? В литературе чаще всего рассматривается вопрос о соотношении прогноза с планом. Видимо, такой подход был связан с прошлой практикой составления пятилетних и других планов, разработать которые без предварительных прогнозов было явно невозможно. При этом одни ученые считают, что прогнозирование включает разработки, предшествующие планированию. Другие — что это этап, следующий за планированием, охватывающий время более далекого будущего, которое непосредственному планированию не поддается. Третьи противопоставляют прогнозирование как подход к стихийным, неуправляемым процессам природы или общества планированию как способу регулирования управляемых социальных процессов13[53].

Информация о работе Теория управления