Теория управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:21, лекция

Описание работы

Теория управления — это наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных систем, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели (образцы) социальной деятельности с тем, чтобы выработать для нее необходимые регуляторы.

Работа содержит 1 файл

Теория управления часть 1.docx

— 95.71 Кб (Скачать)
      
     
4. Школа поведенческих (бихевиористских) наук

(1950 –  по настоящее время)

Крис Арджирис

Лайкерт

Мак –  Грегори

Герцберг

Изучали различные  аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения  содержания работы и качества трудовой жизни.
 
  1.  География зарождения управленческой мысли в Древние века не ограничивалась одним каким-то регионом. Идеи эффективного управления государством, строительством, сельским хозяйством и т.д. высказывались мыслителями не только Древнего Вавилона, но и Египта (Птаххотеп), Китая (Конфуций, Лао-Цзы), Греции (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Лукреций, Кар), Индии (Артхашастра), Древнего Рима (Теренций Варрон, Катон, Калумелла, Диоклетиан) и других государств. Наиболее зрелыми с точки зрения научной обоснованности высказываемых управленческих идей явились работы древнегреческих философов. Сократ считал, что правители, способные мудро и справедливо управлять государством, - это не те, кто выбран или получил власть путем обмана, а те, кто умеет это делать. Другой греческий философ Платон, может быть, один из первых среди ученых, исследовавших вопросы управления, обратил внимание в своем труде «Государство» на то, что управление (правление) не просто искусство, но деятельность, которая во многом может и должна быть упорядочена, и давал советы по управлению социальными общностями. Вслед за Платоном его ученик Аристотель считал, что с помощью разумного управления государство может обеспечить социальное благополучие людей.1
 

1.2 Средние века 

В средние века (V-ХVI вв.), включающие в себя более  чем тысячелетнюю эпоху наиболее значимыми фигурами в плане исследуемой  темы, оставившими после себя заметный след в области социального управления, являются флорентийский государственный  деятель и ученый Н. Макиавелли и  социалисты-утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).

Н. Макиавелли –  основоположник новой науки –  науки государственного управления. С его именем связывают введение самого термина «государство», который  он трактовал как “аппарат власти во главе с государем-правителем”. В своих основных трудах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «История Флоренции» он попытался  прежде всего доказать, что возникновение  государства – это не результат  божественного предопределения, а  объективная историческая необходимость  – фортуна. Именно фортуну он считал 1-й движущей силой, с которой могла  сопрягаться 2-я движущая сила –  личная энергия. Во второй половине XX века политологи, историки, специалисты  по менеджменту проявили к Н.Макиавелли повышенное внимание. В его произведениях  — политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах — обнаружили идеи, в совокупности составлявшие оригинальную систему практического  управления. По своей эффективности, глубине и политической мудрости она не только не уступает, но даже превосходит  иные разработки наших современников.2 Конец Средневековья охарактеризовался рождением новых социально-политических взглядов на личность, общество, собственников. Заметное место среди них в умственной жизни европейского общества занимали идеи социалистов-утопистов: Т. Мора и Т. Кампанеллы, которые в своих трудах «Утопия» и «Город Солнца» попытались доказать, что успешное ведение государственных дел возможно только там, где уничтожена частная собственность.

  1. Школа научного управлении Ф. Тейлора.

Основателем школы  научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл  свою систему «управлением посредством  заданий». Понятие «научное управление»  впервые в 1910 году применил Луис Брандвйс.

Фредерик Тейлор полагал, что управление как особая функция состоит из принципов, которые  могут применяться к видам  социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора:

1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.

2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.

3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.

Он разработал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка заработной платы.

Основная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями.

  1. Административная (классическая) школа Анри Файоля.

Основателем административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926).

Представители административной школы рассмотрели  управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления  организации на подразделения, выполняющие  основные функции – финансы, производство, маркетинг). Основная задача административной школы – создание универсальных  принципов управления, соблюдая которые  организация будет успешно функционировать.

Принципы  управления, сформулированные Анри Файолем: единоначалие (обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства), разделение труда (специализация), дисциплина, единство руководства (виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться общим планом), справедливость, власть и ответственность, вознаграждение, инициатива (обдумывание и выполнение плана), порядок, централизация, корпоративный дух и т. п.

  1. Школа человеческих отношений

Предпосылки возникновения: упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, недооценка человеческого фактора, свойственные «классической» школе, явились предпосылкой возникновения на рубеже 30-х гг. XX века «школы человеческих отношений». Она основывается на достижениях психологии и социологии.

Основатели  школы человеческих отношений: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.

Особенность школы человеческих отношений в управлении: смещение акцента с управления работой на управление людьми, персоналом.

Элтон Мэйо (1880–1949) опытным путем показал, что передовые приемы в сфере организации производства и высокая заработная плата не дают желаемого результата, если социальная атмосфера в трудовом коллективе не содействует высокой результативности труда. Являясь одним из авторов теории человеческих отношений, он призывал к улучшению отношений между предпринимателями и работниками.

В целом, представители  школы человеческих отношений считали, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации  управления. Они подвергали критике  тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих.

Поведенческая модель в управлении

Теория человеческих отношений получила свое естественное развитие и продолжение в становлении  поведенческого (бихевиористского) подхода в управлении.

Сущность  поведенческого подхода  состоит в выявление характера поведения работника на своем рабочем месте и его продуктивности в зависимости от изменяющихся условий труда и взаимоотношений между работниками и менеджерами.

Определяющие  факторы повышения  эффективности деятельности организации, в которой управление базируется на поведенческом подходе: 1) осознание работником своих возможностей; 2) удовлетворение, получаемое от выполняемой работы; 3) социальное взаимодействие и наличие общих целей и интересов трудового коллектива.

Управление, ориентированное  на поведенческий  подход, состоит из следующих аспектов: 1) учет психологии поведения работника в трудовом процессе в зависимости от мотивации его действий; 2) коммуникации с другими работниками; 3) авторитет руководителя; 4) лидерство в коллективе.

Школа поведенческих  наук способствовала росту эффективности  организаций за счет увеличения эффективности  использования человеческих ресурсов.

  1. Абрахам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время индивид ощущает различные потребности. Почему один человек тратит уйму времени на то, чтобы защитить себя от всевозможных внешних угроз, а другой стремится к тому, чтобы заслужить уважение окружающих. А. Маслоу объясняет это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке, в соответствии со степенью значимости ее элементов:

    1) физиологические  потребности (жилье, пища, тепло);

    2) потребность  в чувстве защищенности (безопасность, уверенность);

    3) социальные  потребности (чувство духовного  родства, любовь);

    4) потребность  в уважении (самоуважение, признание,  статус) и

    5) потребности  в самоутверждении (саморазвитие, самореализация). Индивид в первую  очередь старается удовлетворить  самые важные потребности. Когда  ему это удается, удовлетворенная  потребность перестает быть мотивирующей, и человек стремится к насыщению  следующей по значимости потребности.  К примеру, голодному человеку  не интересно, что происходит  в мире искусства, как он  выглядит в глазах общества, каким  воздухом дышит. Но когда у  него будет достаточно еды  и питья, на первый план выступят  следующие по значимости потребности.

Теория Маслоу помогает производителям понять, каким  образом разнообразные продукты соответствуют планам, целям и  самой жизни потенциальных потребителей. Следует; осознать, что предлагаемый продукт должен быть, прежде всего, полезен потребителю, а уже потом  нравиться самому производителю.

Ориентация на полезность продукции требует знания психологических, мотивированных факторов, которые становятся решающими при  покупке товаров. Можно выделить ряд таких мотивов:

Мотив выгоды - желание человека разбогатеть, наращивать свою собственность, эффективно расходовать деньги.

Мотив снижения риска - потребность чувствовать себя уверенно и надежно, иметь гарантии сохранения стабильности.

Мотив признания - поиск действий, связанных с формированием своего статуса, повышением престижа, имиджа.

Мотив удобства - желание облегчить, упростить свои действия, отношения с другими людьми.

Мотив свободы - потребность в самостоятельности, независимости во всех сферах деятельности.

Мотив познания - постоянная нацеленность на новые открытия, знания.

Мотив содействия, соучастия - желание сделать что-нибудь для своего окружения, близких, партнеров по работе.

Мотив самореализации - потребность в достижении собственных жизненных целей, установок.

4. Теория мотивации  по Фридерику Герцбергу

Фридерик Герцберг развил теорию двух факторов мотивации, один из которых вызывает недовольство человека, а другой - его удовлетворение. Обычно считается, что удовлетворенность  человека своими действиями, своим  состоянием, окружением и неудовлетворенность  всем этим являются двумя полюсами, противоположностями, между которыми могут находиться состояние и  настроение человека. В зависимости  от того, как осуществляется воздействие, мотивирование человека, его настроение может переходить из одного состояния  в другое, человек может становиться  то более удовлетворенным, то более  неудовлетворенным. Но оказывается, не все так однозначно.

На стыке 1950-60-х  годов Ф. Герцберг совместно с коллегами исследовал, какие факторы оказывают мотивирующее и демотивирующее влияние на поведение человека, вызывают его удовлетворенность или неудовлетворенность. Вывод, сделанный им на основе этих исследований, оказался исключительно оригинальным. Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности с точки зрения обусловливающих их факторов являются двумя различными процессами. То есть факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности. И наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность.

Взаимосвязь «удовлетворенность - отсутствие удовлетворенности» в основном находится под влиянием факторов, связанных с характером потребности, т.е. с внутренними по отношению к ней факторами. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие на поведение человека, которое может привести к полному удовлетворению потребности. Если эти факторы не присутствуют, то это не вызывает сильной неудовлетворенности. Герцберг называл такие факторы «удовлетворителями». Однако это название не получило широкого хождения. Обычно эти факторы называют мотивирующими.

Мотивирующие  факторы рассматриваются как  самостоятельная группа потребностей. Если данные потребности удовлетворяются, то и человек испытывает удовлетворение, а так как они могут приводить  к удовлетворению, то играют мотивирующую роль.

Информация о работе Теория управления