Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:21, лекция
Теория управления — это наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных систем, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели (образцы) социальной деятельности с тем, чтобы выработать для нее необходимые регуляторы.
Теория управления часть 1
Теория управления — это наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных систем, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели (образцы) социальной деятельности с тем, чтобы выработать для нее необходимые регуляторы.
Объектом теории управления является социальное управление как фактор реальной действительности, или регулирующие механизмы социальных общностей: государства, движений, предпринимательских структур и т.д.; это управленческая область развития социального мира, тогда как предметом теории управления называют наиболее общие связи и зависимости социального управления, универсальные законы и принципы этого регулируемого общества во всем многообразии его взаимодействий.
Вопросы теории управления изучались в России еще в дооктябрьский период. Но при советской власти им не уделялось должного внимания. И только в постсоветский период — на протяжении последних десяти с лишним лет — теория управления более или менее «нащупала» свой предмет и особенности. Сейчас идет освоение различных конкретных управленческих дисциплин. К настоящему времени опубликован ряд работ и учебников по научному управлению, социальному управлению и теории управления, в которых проанализирован широкий спектр управленческих проблем. Они в той или иной мере могут служить основой для получения знаний по теории управления.
В последние годы в России наблюдается повышенный интерес к управленческим наукам. Если в недалеком прошлом их перечень ограничивался двумя-тремя десятками названий, то сейчас заявили о себе многие новые для нас дисциплины: информационные технологии управления, теория управленческих решений, основы социального прогнозирования, социология управления, теория организаций, политическое управление, государственное и муниципальное управление, государственная и муниципальная служба, общий и специальный менеджмент, регионоведение, управление персоналом и многие другие.
В современной науке управления выделяют два уровня знания, первый из которых представлен общими теориями социального управления, а второй – прикладными теориями организации и управления, обеспечивающими базу для практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления.
Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.
Управленческие отношения складываются по поводу координации и субординации общественных связей. В управленческих отношениях проявляется особый характер социального взаимодействия – соподчиненность, субординация, предполагающая, с одной стороны, авторитет целого, с другой – подчинение этому авторитету.
В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:
• сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;
• механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;
• механизм самоорганизации и саморегулирования;
• технологии и методика процесса управления;
• структурные элементы системы управления;
• принципы, методы управления и т. д.
Вычленение объекта и предмета теории управления позволяет дать определение данной отрасли знания. Теория управления представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. В центре ее внимания и изучение механизмов и социальных технологий эффективного управления.
Основными понятиями и категориями, используемыми в теории управления, являются: управление, система, субъект, объект, цель и принципы управления, управленческие отношения, методы, функции и процесс управления.
Теория управления при изучении своего предмета опирается на собственную методологию. Методологией называют систему принципов научного исследования. Методология теории управления – это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии:
• философская методология (совпадает с гносеологией);
• общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках;
• специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук, в данном случае – теории управления;
• методика и техника научного исследования.
Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология – как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.
Среди важнейших общенаучных методологических подходов выделим:
• исторический, рассматривающий явление в генезисе;
• сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления;
• системный, исследующий социальное явление в виде социальной системы;
• комплексный, ориентированный на междисциплинарный синтез для получения многостороннего и целостного изучения сложно-организованных объектов.
Подчеркнем основные требования к использованию системного подхода:
• выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой;
• определение составных элементов системы;
• рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы;
• анализ функций элементов по отношению к системе;
• выявление системообразующих связей;
• определение механизма функционирования системы.
Обращаясь к характеристике специально-научной методологии, следует отметить, что их роль могут выполнять парадигмы и теории конкретных наук – социологии, психологии, кибернетики, экономики, менеджмента и т. д.
Выделим, прежде всего, такие подходы, как бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный.
Бихевиоризм представляет собой прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей. Программа бихевиоризма и сама теория были впервые представлены Уотсоном в 1913 г. Бихевиоризм акцентирует внимание на внешних формах поведения и его составных элементах – поступках, реакциях и т. д. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии примитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда и основной его тезис – изучать не сознание, а поведение, трактуемое как совокупность связей «стимул-реакция». Бихевиоризм не занимается поиском причинно-следственной зависимости поведения, он лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее функциональные, быстро переводимые на язык практических предложений и рекомендаций.
Ситуационный подход был разработан в США в конце 60-х гг. ХХ в. В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии и др. Сторонники ситуационного подхода критикуют понятие социальной системы, настаивают на ограниченном его применении в управленческой практике. Они полагают, что организация является слишком сложной и динамичной системой, и вне контекста ситуации невозможно сформулировать универсальные требования к эффективной организации. Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация – это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации.
Представителями данного подхода в контексте ситуации были проанализированы ограничения на применение моделей организации, выдвинутые различными школами. Так, в качестве ограничения на применение:
• бюрократической модели они рассматривают динамичную внешнюю среду и изменяющуюся технологию;
• органической модели – низкую квалификацию персонала;
• децентрализованной модели организации – высокий уровень автоматизации.
Сторонниками ситуационного подхода, таким образом, был выдвинут постулат, согласно которому каждому типу управленческих ситуаций, решаемых задач, внешней среды, технологии соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, средства, стратегия и структура.
Количественный подход в теории управления основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Создание модели позволяет:
• упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;
• объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними;
• использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов.
Этот подход не получил широкого применения в силу того, что не все руководители владеют методологией количественного анализа.
Процессный подход основан на рассмотрении функций руководителя как процесса взаимосвязанных между собой действий. Общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых, в свою очередь, представляет совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.
Деятельностный подход включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности руководителя – в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников.
Методология теории
управления подвержена постоянным изменениям.
Она постоянно обогащается, подчиняясь
требованиям более глубокого
познания управленческих отношений
и процессов, которые, в свою очередь,
также находятся в постоянном
развитии.
Представители | Заслуги | |
1. Школа
научного управления
(1885 - 1920) |
Ф. У. Тейлор
Френк и Лилия Гилбрет Генри Гантт |
Разработал методы научной организации труда, основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда. |
2.
Классическая (административная)
школа в управлении
(1920 - 1950) |
Анри Файоль
М. Вебер Ф. У. Тейлор Гилбрет Муни |
Менеджеру
в своей деятельности следует
использовать функции управления (планирование,
организацию, мотивацию, контроль). Необходимо
руководствоваться 14 принципами, определяющими
успех управления:
Специализация (способствует повышению уровня и качества работы); Власть (право отдавать распоряжения и нести за них ответственность); Дисциплина (уважение к правилам организации); Единоначалие (подчинённость только одному руководителю); Единство направлений для всех работников (общий план); Подчинение индивидуальных интересов общим; Вознаграждение персонала; Централизация (сосредоточение власти в руках высшего руководства); Установление цепей следования команд; Порядок (каждый работник должен знать своё место в организации); Равенство (справедливый подход к рабочим); Стабильность персонала; Инициатива (менеджеры должны поощрять подчинённых выдвигать идеи); Корпоративный дух (дух единства.) Разработал теорию бюрократической системы управления. Основные элементы теории: Функциональная специализация; Иерархическая система власти; Использование системы правил и норм; Определение прав и обязанностей работников; Отсутствие личностного начала; Стратегия пожизненного найма. |
3.
Школа человеческих
отношений (неоклассическая
школа).
(1930 - 1950) |
Мейо
А. Маслоу Мак - Грегори |
Данная школа
перенесла центр тяжести в
управлении с задач на человека.
Обнаружил, что группа рабочих это социальная система, в которой есть собственный контроль. Управление
должно вестись на основе выявления
потребностей работников и использования
соответствующих методов Предложил иерархическую теорию потребностей:
Теория «Х» и «Y» Теория «Х»: средний индивидуум стремится увильнуть от труда, поэтому его надо контролировать, принуждать и направлять. Теория «Y»: для нормального человека характерно стремление к лучшим результатам в труде. |