Теория управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:21, лекция

Описание работы

Теория управления — это наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных систем, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели (образцы) социальной деятельности с тем, чтобы выработать для нее необходимые регуляторы.

Работа содержит 1 файл

Теория управления часть 1.docx

— 95.71 Кб (Скачать)

       Следует отметить, что опубликованная в России многообразная литература по вопросам теории управления в основном написана в последние два-три десятилетия  и, естественно, отражает характер, политические и экономические коллизии этого  «смутного» для России времени. Работы выполнены не очень качественно, в них используется материал, весьма далекий от реалий управления. И это вполне естественно для науки, которая ищет свой предмет и особенности.

  1. Известно, что во второй половине ХХ века последовательно развивались три подхода к управлению: процессный, системный и ситуационный. В курсовой работе показано, что последние два подхода дают начало концепции менеджмента знаний, которая складывалась в последнее десятилетие ХХ века и создала предпосылки формирования парадигмы современного менеджмента на основе видения человека целостного, умеющего использовать в полной мере все качества мышления; накопленные во всем мире богатства культуры менеджмента. Это обусловлено такими принципиальными изменениями во внешних условиях, как глобализация экономических и информационных процессов, беспрепятственная миграция населения, повсеместное и быстрое повышение квалификации рабочего и управленческого персонала, усиление непредсказуемости ситуации во многих сферах жизнедеятельности организаций.

Таким образом, новая парадигма предполагает, что  на смену управленческим иерархиям, жестким схемам, графикам и правилам приходят работа в командах, непосредственные взаимодействия, перманентные инновации, непрерывное обучение и совершенствование. Менеджеры превращаются в помощников, партнеров для подчиненных, они  должны уметь идти на осознанный риск и способствовать развитию способностей и более полному использованию энергии сотрудников.

Таковы некоторые  черты управленческой парадигмы  ХХI века, которые подготовлены всем предшествующим общественным развитием. В реальной жизни будущего они  могут состояться и стать двигателем социального прогресса, выхода из системного кризиса, или же остаться невостребованными  в управленческой практике субъектов  управления. Их утверждение зависит  от многих факторов: наличия политической воли как общества в целом, так  и главных субъектов управления, их профессионализма и меры ответственности  за все, что сегодня происходит в  нашем неспокойном мире.

  1. Методом обычно называют систему регулятивных принципов духовной или материальной деятельности человека. Он определяет пути и способы достижения цели, подходы к познанию и преобразованию действительности. Методы тесно связаны с деятельностью человека, вытекают из нее и вместе с тем служат средством ее построения и регулирования.

       Лишь  благодаря использованию различных  методов человеческая деятельность может быть успешной. Правильный метод можно сравнить с компасом, указывающим верное направление движения. Еще английский философ-материалист Ф. Бэкон, придавая огромное значение методу, сравнивал его со светильником, освещающим дорогу в темноте. Известный французский естествоиспытатель П. Лаплас считал, что изучать метод, которым пользовался ученый, делая гениальное открытие, не менее важно для науки, чем само это открытие. А немецкий писатель-сатирик Г. Лихтенберг по поводу педагогической деятельности остроумно заметил, что было бы куда лучше, если бы людей учили не тому, что думать, а тому, как надо думать, т.е. учили бы методам правильного мышления.

       Науку о методах, как правило, называют методологией. С формальной точки зрения методология не связана с сущностью знания о реальном мире. Она имеет дело лишь с операциями, при помощи которых конструируется это знание. Поэтому данным термином принято обозначать совокупность исследовательских процедур и эффективной техники, включая приемы сбора и обработки данных. В методологии реализуется поисковая (эвристическая) функция предметной области исследования. По мнению В.А. Ядова, «любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания»7[17].

       Подобно двум основным сферам человеческой деятельности — духовной и материальной, —  все методы также можно разделить на две основные группы — на духовные и материальные. При этом нужно отметить, что понятие «методология» исторически закрепилось за духовными методами, а науку о материальных методах до последнего времени обычно называли «технологией». Но в настоящее время понятие «технология» стало использоваться для обозначения методов как материальной, так и духовной деятельности.

       В методах духовной деятельности, в свою очередь, выделяют две  группы методы обыденного и эмпирического мышления и теоретические методы. Каждая из этих групп методов имеет свою специфику и может применяться лишь на соответствующем уровне познания. Обыденные и эмпирические методы неприемлемы в сфере теории, а теоретические методы бессильны в области так называемого «здравого человеческого рассудка».

       Специфика теории управления в значительной мере связана со спецификой того метода, который берется как базовый, основополагающий. В качестве такового обычно выступает деятельностный метод. Что он собой представляет?

       Деятельностный  метод обычно нацелен на то, чтобы  сформулировать и проанализировать по преимуществу исходные (базовые) проблемы управления, при этом опирается не на все многообразие познавательных методов, а главным образом на те из них, которые связаны с деятельностью: системный, функционально-структурный, метод единства исторического и логического, метод восхождения от абстрактного к конкретному и обратно и т.д. Следовательно, деятельностный метод в управлении является обобщенной и систематизированной совокупностью знаний об исходных принципах упорядочения связей и взаимодействий в обществе и окружающем его мире8[18]. При этом управление рассматривается, во-первых, как необходимый элемент всякой деятельности, а во-вторых, как особая деятельность специализированных органов человека, высших животных, а также ЭВМ (компьютеров).

  1. В последние три десятилетия особенно бурно и достаточно продуктивно проблема управления исследуется кибернетиками. Есть определенные достижения в социологии, экономической теории, биологии и др. Большому количеству сложных теоретических и практических проблем ученые нашли соответствующие решения, но жизнь, реальное развитие ставят новые вопросы, выдвигают новые задачи, поэтому нужны новые поиски.

       Внимание  исследователей к разнообразным  явлениям в сфере управления не случайно. С усилением процессов концентрации общественного производства и тенденцией к образованию того, что обычно называют «обобществившимся человечеством», все большую актуальность приобретает проблема формирования регулятивных механизмов для возникающих новых социальных организмов. В материальном производстве, государственном строительстве, в развитии различных видов духовной деятельности все острее осознается недостаточность научной разработки общих принципов управления. Те принципы, которые традиционно используются при формировании различных систем управления, нередко не дают должного эффекта. В значительной мере научная разработка проблем управления в конкретных областях знания и повседневной практике сдерживается недостаточной разработанностью этого направления в социологии.

       Социальная  деятельность чрезвычайно сложна по своему строению, но определяющую роль при формировании управления оказывают два фактора: «информация» и «организация». Эти категории приобрели особую значимость с появлением механико-математической науки об управлении — кибернетики (греч. kybemetike — рулевой, кормчий). Изучение собственно информационных процессов способствовало возникновению особой разновидности кибернетической науки — информатики. В свою очередь, разработка феномена организации вывела исследователей на проблему самоорганизации, которая стала основным содержанием другой кибернетической науки — синергетики. направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «…Наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…»    

  1.  Управление, как уже было показано, является необходимой составляющей социальной деятельности. Поэтому система и механизмы социального управления являются составной частью системы и механизмов социальной деятельности. Все, что характеризует социальную деятельность, в равной мере характеризует систему и механизмы социального управления.

       Уже говорилось, что социальная деятельность обычно выделяется таким признаком, как системность. Она представляет собой социальную систему, которая может быть как элементарно простой, так и достаточно сложной.

       Что такое социальная система? Социальной системой (греч. sistema — целое, составленное из частей) называется целостное взаимодействие социальных общностей, обусловливаемое каким-либо интегративным качеством. Она характеризуется следующими признаками:

       1) целостностью, т.е. принципиальной  невозможностью свести свойства  системы к совокупности свойств  составляющих ее элементов и вывести из последних свойства целого;

       2) взаимозависимостью каждого свойства  от его места внутри целого, система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой;

       3) структурностью, обусловленностью  поведения системы не столько  поведением ее отдельных элементов,  сколько свойствами всех ее  элементов в совокупности;

       4) иерархичностью, каждый элемент  системы направляется инте-гративным  качеством, что и делает взаимодействие  этих элементов системным.

    Когда говорят  о системе управления, то обычно имеют в виду целостное представление об органах, руководящих (властвующих) в данной общности, регионе или стране. Они представляют социальные общности в межобщественных, межрегиональных, международных взаимодействиях. 

       Другие  исследователи рассматривают данную проблему обычно через взаимодействие субъекта и объекта. При этом формулируются  такие определения деятельности, в которых содержатся утверждения об односторонней активности субъекта, преобразующего объект. Например, В.П. Фофанов считает, что деятельность есть «процесс (способ) воздействия субъекта на объект»9[25]. Аналогичную характеристику дает и М.С. Каган, утверждая, что «человеческая деятельность может быть определена как активность субъекта, направленная на объекты или на другие субъекты...10[26]. В таком случае деятельность в целом рассматривается как нечто зависимое и производное лишь от одной стороны взаимодействия. А ответное действие другой стороны совершенно не учитывается, тогда как его влияние на образование конкретной формы деятельности может быть весьма значительным.

    Реально социальная деятельность представляет собой совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет социальная общность (определенная группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или природой. Социальную деятельность образуют те изменения, которые имеют направленный (управляемый) характер и связаны с сохранением определенной общностью самой себя, обеспечением себя наиболее благоприятными условиями существования. Это есть самоутверждение человеческой общности в мире. 

  1.  Предметом  социологии управления являются  закономерности, формы и методы  целенаправленного управления социальными  процессами и группами для  достижения определенной цели.

       Часто эквивалентом термина «социология» управления употребляется термин «менеджмент». Однако социология управления рассматривает  лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой  менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много  общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами  и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.

       В менеджменте рассматриваются более  широкие вопросы: особые социально-экономические  институты, специальный круг лиц (менеджеров), занятых в сфере управления, технико-организационные  и социальные аспекты управления производством и людьми. Социальный аспект управления производством и  людьми, руководители-менеджеры и  другие вопросы социального управления совпадают с менеджментом.

       Социологию  управления интересуют социальные аспекты  экономического и научно-технического развития, социальной политики, выработки  и реализации управленческих решений, изучение процесса самоуправления, взаимоотношений  руководителя и подчиненных. Рассматривается  и система информации, необходимая  для осуществления управленческой деятельности.

       Содержательной  стороной процесса занимаются прикладные науки, а формой процесса управления занимаются управленческие науки - менеджмент.

       Информационные  процессы являются не самоцелью, они  призваны в конечном итоге управлять  материальными потоками, взаимодействием  материальных и информационных потоков.

  1. Управление является элементом организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических). Соответственно этим системам выделяются три основных вида управления: в живой природе, в неживой природе, в обществе (социальное управление). Каждый из этих видов имеет несколько разновидностей.

Информация о работе Теория управления