Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:21, лекция
Теория управления — это наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных систем, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели (образцы) социальной деятельности с тем, чтобы выработать для нее необходимые регуляторы.
Следует
отметить, что опубликованная в России
многообразная литература по вопросам
теории управления в основном написана
в последние два-три
Таким образом, новая парадигма предполагает, что на смену управленческим иерархиям, жестким схемам, графикам и правилам приходят работа в командах, непосредственные взаимодействия, перманентные инновации, непрерывное обучение и совершенствование. Менеджеры превращаются в помощников, партнеров для подчиненных, они должны уметь идти на осознанный риск и способствовать развитию способностей и более полному использованию энергии сотрудников.
Таковы некоторые
черты управленческой парадигмы
ХХI века, которые подготовлены всем
предшествующим общественным развитием.
В реальной жизни будущего они
могут состояться и стать двигателем
социального прогресса, выхода из системного
кризиса, или же остаться невостребованными
в управленческой практике субъектов
управления. Их утверждение зависит
от многих факторов: наличия политической
воли как общества в целом, так
и главных субъектов
Лишь
благодаря использованию
Науку о методах, как правило, называют методологией. С формальной точки зрения методология не связана с сущностью знания о реальном мире. Она имеет дело лишь с операциями, при помощи которых конструируется это знание. Поэтому данным термином принято обозначать совокупность исследовательских процедур и эффективной техники, включая приемы сбора и обработки данных. В методологии реализуется поисковая (эвристическая) функция предметной области исследования. По мнению В.А. Ядова, «любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания»7[17].
Подобно двум основным сферам человеческой деятельности — духовной и материальной, — все методы также можно разделить на две основные группы — на духовные и материальные. При этом нужно отметить, что понятие «методология» исторически закрепилось за духовными методами, а науку о материальных методах до последнего времени обычно называли «технологией». Но в настоящее время понятие «технология» стало использоваться для обозначения методов как материальной, так и духовной деятельности.
В методах духовной деятельности, в свою очередь, выделяют две группы — методы обыденного и эмпирического мышления и теоретические методы. Каждая из этих групп методов имеет свою специфику и может применяться лишь на соответствующем уровне познания. Обыденные и эмпирические методы неприемлемы в сфере теории, а теоретические методы бессильны в области так называемого «здравого человеческого рассудка».
Специфика теории управления в значительной мере связана со спецификой того метода, который берется как базовый, основополагающий. В качестве такового обычно выступает деятельностный метод. Что он собой представляет?
Деятельностный метод обычно нацелен на то, чтобы сформулировать и проанализировать по преимуществу исходные (базовые) проблемы управления, при этом опирается не на все многообразие познавательных методов, а главным образом на те из них, которые связаны с деятельностью: системный, функционально-структурный, метод единства исторического и логического, метод восхождения от абстрактного к конкретному и обратно и т.д. Следовательно, деятельностный метод в управлении является обобщенной и систематизированной совокупностью знаний об исходных принципах упорядочения связей и взаимодействий в обществе и окружающем его мире8[18]. При этом управление рассматривается, во-первых, как необходимый элемент всякой деятельности, а во-вторых, как особая деятельность специализированных органов человека, высших животных, а также ЭВМ (компьютеров).
Внимание
исследователей к разнообразным
явлениям в сфере управления не случайно.
С усилением процессов
Социальная
деятельность чрезвычайно сложна по
своему строению, но определяющую роль
при формировании управления оказывают
два фактора: «информация» и «организация».
Эти категории приобрели особую значимость
с появлением механико-математической
науки об управлении — кибернетики (греч.
kybemetike — рулевой, кормчий). Изучение собственно
информационных процессов способствовало
возникновению особой разновидности кибернетической
науки — информатики. В свою очередь, разработка
феномена организации вывела исследователей
на проблему самоорганизации, которая
стала основным содержанием другой кибернетической
науки — синергетики. направление научных
исследований, задачей которого является
изучение природных явлений и процессов
на основе принципов самоорганизации систем
(состоящих из подсистем). «…Наука, занимающаяся
изучением процессов самоорганизации
и возникновения, поддержания, устойчивости
и распада структур самой различной природы…»
Уже говорилось, что социальная деятельность обычно выделяется таким признаком, как системность. Она представляет собой социальную систему, которая может быть как элементарно простой, так и достаточно сложной.
Что такое социальная система? Социальной системой (греч. sistema — целое, составленное из частей) называется целостное взаимодействие социальных общностей, обусловливаемое каким-либо интегративным качеством. Она характеризуется следующими признаками:
1)
целостностью, т.е. принципиальной
невозможностью свести
2)
взаимозависимостью каждого
3)
структурностью, обусловленностью
поведения системы не столько
поведением ее отдельных
4)
иерархичностью, каждый элемент
системы направляется инте-
Когда говорят о системе управления, то обычно имеют в виду целостное представление об органах, руководящих (властвующих) в данной общности, регионе или стране. Они представляют социальные общности в межобщественных, межрегиональных, международных взаимодействиях.
Другие
исследователи рассматривают
Реально социальная
деятельность представляет
собой совокупность
изменений и преобразований,
которые осуществляет
социальная общность (определенная
группа людей) для поддержания
своей целостности и
устойчивости при взаимодействии
с другими социальными
общностями или природой.
Социальную деятельность образуют те
изменения, которые имеют направленный
(управляемый) характер и связаны с сохранением
определенной общностью самой себя, обеспечением
себя наиболее благоприятными условиями
существования. Это есть самоутверждение
человеческой общности в мире.
Часто эквивалентом термина «социология» управления употребляется термин «менеджмент». Однако социология управления рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.
В
менеджменте рассматриваются
Социологию
управления интересуют социальные аспекты
экономического и научно-технического
развития, социальной политики, выработки
и реализации управленческих решений,
изучение процесса самоуправления, взаимоотношений
руководителя и подчиненных. Рассматривается
и система информации, необходимая
для осуществления
Содержательной стороной процесса занимаются прикладные науки, а формой процесса управления занимаются управленческие науки - менеджмент.
Информационные процессы являются не самоцелью, они призваны в конечном итоге управлять материальными потоками, взаимодействием материальных и информационных потоков.