Теория управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:21, лекция

Описание работы

Теория управления — это наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных систем, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели (образцы) социальной деятельности с тем, чтобы выработать для нее необходимые регуляторы.

Работа содержит 1 файл

Теория управления часть 1.docx

— 95.71 Кб (Скачать)

Успешное выполнение управленческой деятельности требует  навыков и умения строить взаимоотношения  с людьми, быть способным убеждать и оказывать побуждающее воздействие  и т.п. Общим для любых методов  воздействия является необходимость  тщательной подготовки управляющего воздействия: определяется цель диалога, изучаются  психологические особенности оппонента, его интеллектуальный, культурный и  морально-волевой облик, продумывается  тактика поведения, особенности  имеющейся информации и другие важные и второстепенные факторы, могущие  повлиять на планируемый контакт.

  1. Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причем, не, только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренне среды фирмы.

     Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом  для достижения её целей, и тем  самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. 
 И так для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.
 

  1.  Внутренняя  среда организации – та часть  общей среды, которая находится  в ее пределах. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное  воздействие на функционирование  организации. Внутренняя среда  имеет несколько срезов, состояние  которых в совокупности определяет  тот потенциал и те возможности,  которыми располагает организация.  Изучение внутренней среды направлено  на уяснение того, какими сильными  и слабыми сторонами обладает  организация. Сильные стороны  служат базой, на которую организация  опирается в конкурентной борьбе  и которую она должна стремиться  расширять и укреплять. Слабые  стороны — это предмет пристального  внимания со стороны руководства,  которое должно делать все  возможное, чтобы избавиться от  них. Возникновение слабых сторон  в деятельности организации, прежде  всего, возникает при постоянном  наличии внутренних переменных.

     Менеджер  формирует и изменяет, когда это  необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание  ее внутренних переменных. Но для этого  он должен уметь выделять и знать  их.

     Внутренние  переменные – это ситуационные факторы  внутри организации. Поскольку организации  представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в  основном являются результатом управленческих решений.

     К основным переменным в самой организации, которые требуют внимания руководства, относятся: цели, задачи, структура, технология и люди.

     

  1.   • Социальный закон есть существенная, устойчивая, повторяющаяся и внутренне присущая взаимодействующим человеческим общностям форма управления их деятельностью. Объективный характер социальных законов в конечном счете связан как с тем, что они действуют независимо от воли и сознания людей — социальных субъектов, так и с тем (и это главное), что свойственны социальному объекту, являются законами его формирования и развития.

       ♦ Специфика законов социального  управления: во-первых, они упорядочивают  непосредственно нормативную деятельность людей; во-вторых, имеют отрицательный, негативный характер, направлены на разрушение данной управляющей подсистемы.

       ♦ Законов социального управления огромное множество. Среди них выделяют законы, регулирующие информационную деятельность (информационно-аналитическое  управление); а также организационно-административную деятельность (организационно-административное управление).

       ♦ Закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала был  открыт Л.Д. Питером. «В иерархии, —  говорил он, — каждый служащий стремится  достичь своего уровня некомпетентности». В развитии каждой управляющей подсистемы общая тенденция такова, что со временем каждая должность может  быть замещена работником, недостаточно компетентным для выполнения своих  обязанностей. Основной путь нейтрализации  этого закона — постоянная и целенаправленная работа кадровых служб по формированию карьерной стратегии и служебной тактики для всех служащих страны.

       ♦ Закон самовозрастания бюрократизма: бюрократизм государственных и  иных структур возрастает прямо пропорционально  росту закрытости и времени существования  этих структур. Преодолению бюрократизма в нашем обществе должно послужить резкое сокращение функций государства, ограничение круга его задач, сужение осуществляемых полномочий. Взамен все еще сложной иерархической системы государственного управления необходимо повсеместно вводить различные формы социального самоуправления (сел, городов, регионов и т.д.).

       ♦ Первый закон Паркинсона: численность  персонала любой управляющей  подсистемы ежегодно растет независимо от состояния управляемой подсистемы. Ежегодный средний прирост персонала  в процентах, считает Паркинсон, составляет 5,75%. Пути его нейтрализации: 1) периодическая инвентаризация функций  государственных и иных органов  управления и структурное сокращение их количества и численности, 2)'повышение  профессионализма управленческого персонала, 3) переход на «гибкие команды», 4) компьютеризация всей системы государственного и иного управления.

       ♦ Третий закон Паркинсона: самовозрастание  сложности управленческих организаций неминуемо ведет их к гибели. Данный закон — прямое продолжение и дополнение его первого закона. Основным средством нейтрализации этого закона является постоянно проводимая децентрализация управляющей подсистемы, последовательное внедрение в ее деятельность демократических начал. Всякая социальная система только тогда оказывается достаточно устойчивой в неравновесных социальных ситуациях, когда все ее основные структурные части (подсистемы) обладают автономностью (относительной самостоятельностью).

  1. Принципы социального управления — это исходные основополагающие требования, которыми руководствуются социальные общности в процессе своей жизнедеятельности. В них выражены необходимые основания деятельности органов управления. Если законы социального управления фиксируют существенные и повторяющиеся нормы профессиональной управленческой деятельности, то принципы социального управления устанавливают лишь основные правила этой деятельности.

       По  содержанию принципы социального управления представляют собой руководящие  установки, некоторые основания  по упорядочению общественных отношений, управлению социальными явлениями  и процессами. Они обеспечивают интеграцию отдельных видов управленческой деятельности в различных органах системы управления, взаимную их согласованность и общую направленность на реализацию намеченных целей. На основе принципов социального управления организуется сам реальный процесс управления, т.е. продуманная и обоснованная упорядоченность действий по осуществлению управленческих функций, выбору методов и приемов управленческого воздействия.

       Принципов социального управления имеется  большое количество. Они пока в  достаточной мере никем не описаны  и никак не систематизированы, что, естественно, затрудняет их изучение. Чтобы дать некоторое представление о принципах социального управления, можно предложить следующие четыре группы этих принципов. При этом первые три группы уже рассмотрены нами в предшествующих главах, а четвертая будет изложена ниже.

       1) Принципы принятия управленческих решений:

       • принцип непротиворечивости управленческих решений;

       • принцип преемственности управленческих решений;

       • принцип своевременности управленческих решений;

       • принцип цикличности управленческих решений;

       • принцип законности и правовой защищенности управленческих решений;

       • принцип ресурсной и документационной обеспеченности уп равленческих решений  и т.д.

       2) Принципы государственного управления:

       • принцип дихотомии (раздвоения) государственной  власти на власть политическую и административную (аппаратную);

       • принцип разделения государственной  власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;

       • принцип разделения государственной  власти на территориальные уровни (этажи) управления;

       • принцип двойного подчинения аппарата политической и административной власти;

       • принцип наибольшего благоприятствования  и др.

       3) Карьерные принципы:

       • принцип повышения служебной  квалификации;

       • принцип «ударной возгонки»;

       • принцип «пас в сторону»;

       принцип «отцовского лифта»;

       принцип «руки»;

       принцип «локтей» и пр.

       4) Организационные принципы:

       •  принцип оптимизации управления (совершенствование управляемой и управляющей подсистем);

       •  принцип разумной управляемости (обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей; например, армия Древнего Рима строилась на принципе шестерки: 6 манипул — центурия, 6 центурий — когорта, 6 когорт — легион; армия Наполеона опиралась на принцип тройки: 3 взвода — рота, 3 роты — батальон, 3 батальона — полк; Советская армия строилась по наполеоновской формуле);

       •  принцип делегирования полномочий (передача руководителем или вышестоящим органом части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия);

       •  принцип соответствия (имеет две стороны: с одной — работник должен соответствовать должности, а с другой — получаемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя);

       •  принцип автоматического замещения отсутствующего (отсутствующий работник должен замещаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций);

       •  принцип первого руководителя (контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем, ибо только он имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса);

       •  принцип единоначалия (подчиненные должны получать приказания только от одного начальника);

       •  принцип эффективности организационной структуры (она эффективна только тогда, когда способствует достижению поставленных целей при минимальных затратах труда и ресурсов);

       •  принцип единства доверия и проверки («Доверяй, но проверяй»);

       •  принцип допустимости ошибки («Исполнитель имеет право на ошибку», что обязывает предусматривать подстраховку и перестраховку);

Информация о работе Теория управления