Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:21, лекция
Теория управления — это наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных систем, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели (образцы) социальной деятельности с тем, чтобы выработать для нее необходимые регуляторы.
Успешное выполнение
управленческой деятельности требует
навыков и умения строить взаимоотношения
с людьми, быть способным убеждать
и оказывать побуждающее
Внешняя
среда организации является источником,
питающим организацию ресурсами, необходимыми
для поддержания её внутреннего
потенциала на должном уровне. Организация
находится в состоянии
И так для того, чтобы определить стратегию
поведения организации и провести эту
стратегию в жизнь, руководство должно
иметь углублённое представление как
о внутренней среде организации, её потенциале
и тенденции развития, так и о внешней
среде, тенденциях её развития и месте,
занимаемом в ней организацией. При этом
и внутренняя среда и внешнее окружение
изучаются стратегическим управлением
в первую очередь для того, чтобы вскрывать
те угрозы и возможности, которые организация
должна учитывать при их достижении. И
поскольку каждая фирма, действующая в
условиях рыночных отношений, постоянно
подвержена воздействию внешней среды,
наблюдение и анализ за состоянием среды
требуют постоянного внимания и ведутся
на систематической основе с применением
методов системного анализа и компьютерной
техники.
Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений.
К основным переменным в самой организации, которые требуют внимания руководства, относятся: цели, задачи, структура, технология и люди.
♦
Специфика законов социального
управления: во-первых, они упорядочивают
непосредственно нормативную
♦
Законов социального управления
огромное множество. Среди них выделяют
законы, регулирующие информационную
деятельность (информационно-аналитическое
управление); а также организационно-
♦
Закон самовозрастания
♦
Закон самовозрастания
♦
Первый закон Паркинсона: численность
персонала любой управляющей
подсистемы ежегодно растет независимо
от состояния управляемой
♦ Третий закон Паркинсона: самовозрастание сложности управленческих организаций неминуемо ведет их к гибели. Данный закон — прямое продолжение и дополнение его первого закона. Основным средством нейтрализации этого закона является постоянно проводимая децентрализация управляющей подсистемы, последовательное внедрение в ее деятельность демократических начал. Всякая социальная система только тогда оказывается достаточно устойчивой в неравновесных социальных ситуациях, когда все ее основные структурные части (подсистемы) обладают автономностью (относительной самостоятельностью).
По содержанию принципы социального управления представляют собой руководящие установки, некоторые основания по упорядочению общественных отношений, управлению социальными явлениями и процессами. Они обеспечивают интеграцию отдельных видов управленческой деятельности в различных органах системы управления, взаимную их согласованность и общую направленность на реализацию намеченных целей. На основе принципов социального управления организуется сам реальный процесс управления, т.е. продуманная и обоснованная упорядоченность действий по осуществлению управленческих функций, выбору методов и приемов управленческого воздействия.
Принципов социального управления имеется большое количество. Они пока в достаточной мере никем не описаны и никак не систематизированы, что, естественно, затрудняет их изучение. Чтобы дать некоторое представление о принципах социального управления, можно предложить следующие четыре группы этих принципов. При этом первые три группы уже рассмотрены нами в предшествующих главах, а четвертая будет изложена ниже.
1) Принципы принятия управленческих решений:
• принцип непротиворечивости управленческих решений;
•
принцип преемственности
•
принцип своевременности
•
принцип цикличности
• принцип законности и правовой защищенности управленческих решений;
•
принцип ресурсной и
2) Принципы государственного управления:
• принцип дихотомии (раздвоения) государственной власти на власть политическую и административную (аппаратную);
• принцип разделения государственной власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;
• принцип разделения государственной власти на территориальные уровни (этажи) управления;
• принцип двойного подчинения аппарата политической и административной власти;
•
принцип наибольшего
3) Карьерные принципы:
• принцип повышения служебной квалификации;
• принцип «ударной возгонки»;
• принцип «пас в сторону»;
•принцип «отцовского лифта»;
•принцип «руки»;
•принцип «локтей» и пр.
4) Организационные принципы:
• принцип оптимизации управления (совершенствование управляемой и управляющей подсистем);
• принцип разумной управляемости (обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей; например, армия Древнего Рима строилась на принципе шестерки: 6 манипул — центурия, 6 центурий — когорта, 6 когорт — легион; армия Наполеона опиралась на принцип тройки: 3 взвода — рота, 3 роты — батальон, 3 батальона — полк; Советская армия строилась по наполеоновской формуле);
• принцип делегирования полномочий (передача руководителем или вышестоящим органом части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия);
• принцип соответствия (имеет две стороны: с одной — работник должен соответствовать должности, а с другой — получаемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя);
• принцип автоматического замещения отсутствующего (отсутствующий работник должен замещаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций);
• принцип первого руководителя (контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем, ибо только он имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса);
• принцип единоначалия (подчиненные должны получать приказания только от одного начальника);
• принцип эффективности организационной структуры (она эффективна только тогда, когда способствует достижению поставленных целей при минимальных затратах труда и ресурсов);
• принцип единства доверия и проверки («Доверяй, но проверяй»);
• принцип допустимости ошибки («Исполнитель имеет право на ошибку», что обязывает предусматривать подстраховку и перестраховку);