Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:21, лекция
Теория управления — это наука, изучающая наиболее общие структуры упорядочения деятельности социальных систем, осуществляемого за счет реализации различных социальных целей, норм и оценок. Она исследует модели (образцы) социальной деятельности с тем, чтобы выработать для нее необходимые регуляторы.
Взаимосвязь «неудовлетворенность - отсутствие удовлетворенности» определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в котором существует человек. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у человека чувство неудовлетворенности. В то же время их группы не обязательно вызывают состояние удовлетворенности, т.е. данные факторы не играют мотивирующей роли, они как бы связаны с устранением «боли», «страдания». Обычно их называют гигиеническими факторами, или «факторами здоровья», как бы подчеркивая, что они создают нормальные здоровые условия бытия.
«Факторы здоровья» могут быть рассмотрены как группа потребностей человека в устранении трудностей, желаний и проблем. Эти факторы помогают человеку устранить «боль», которую он переживает в их отсутствие, но они не являются мотивирующими, поскольку обеспечивают нормальные условия и фактически не приводят к удовлетворенности.
На основе разработанной
им концепции двух факторов Герцберг
сделал вывод о том, что при
наличии у людей чувства
Критически подходя к теоретическим положениям Ф. Герцберга, следует отметить, что один и тот же фактор может вызывать у разных людей неадекватную реакцию. Вводимые им факторы (мотивирующие и гигиенические - связанные с окружающей средой) могут являться источником мотивации в зависимости от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.
Кроме того, Ф. Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Как показывают другие исследования, такая корреляция существует далеко не всегда. Хеллригел и Слокам отмечают в этой связи: «Повышение производительности относится к разряду вторичных среди целей… Усиление мотивирующих факторов не всегда приводит к повышению производительности».
Например, человек
может любить свою работу потому, что
считает коллег друзьями и, общаясь
с ними, он удовлетворяет свои социальные
потребности. Вместе с тем такой
человек может считать болтовню
с коллегами более важным делом,
чем исполнение порученной ему работы.
Таким образом, несмотря на высокую
степень удовлетворения работой, производительность
может оказаться низкой. В силу
того, что социальные потребности
играют очень важную роль, введение
таких мотивирующих факторов, как
усиление ответственности за порученное
дело, может не оказать мотивирующего
воздействия и не привести к росту
производительности труда. Это будет
именно так, особенно в том случае,
если другие работники воспримут
возрастание производительности труда
данного работника как
Можно констатировать, что мотивацию надо воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации.
Дуглас
Макгрегор в своей книге «
Он сформулировал две модели, которые получили названия теория Х и теория Y.
Теория мотивации Макгрегора – допущения теории Х
Основное допущение этой теории заключается в том, что у среднестатистического человека есть врожденное нежелание работать и поэтому он будет всячески избегать работы, насколько это возможно.
Теория мотивации Макгрегора – допущения теории Y
Эти допущения
базируются на социальных исследованиях,
и демонстрируют потенциал, который
заложен в каждом человеке. Мотивация
персонала,
основанная на результатах этих исследований,
позволит организации стать более эффективной.
Системный подход, родоначальником которого считают Г. Спенсера, но главными его разработчиками были русский исследователь А.А. Богданов и француз Л, фон Берталанфи. Системный подход рассматривает управление как взаимосвязанную структуру в единстве составляющих ее элементов. Это целостное представление о механизмах, направляющих деятельность какой-либо социальной общности (организации).
Структурно-
Ситуационный подход, который в 1950-х гг. развивался в работах П. Друкера, А. Чандлера, Р. Дейвиса, Т. Бернса, Г. Сталкера. Особую роль в его разработке сыграли работы П. Лоуренса и Дж. Лороша. Ситуационный подход рассматривает управление как процесс, всецело зависящий от конкретной ситуации. Это — совокупность обстоятельств, которые существенно влияют на деятельность организации в данное время. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными вариантами развития для того, чтобы достичь цели организации наиболее эффективно.
2) общесоциологический анализ социально-политических аспектов управления на основе конкретных социологических исследований,
3) изучение «человеческого фактора» в управлении на основе социально-психологического изучения деятельности руководителей.
В той или иной форме различные авторы были вынуждены выделять и анализировать общие проблемы управленческих взаимодействий в системе общественного производства и в других сферах. Это привело их к выработке таких научных дисциплин, как «научное управление» и «социальное управление». В их работах между этими понятиями, по сути, не делалось сколько-нибудь существенных различий, поскольку все эти теории относились к управлению социальной формой движения материи.
Например, с точки зрения В.Г. Афанасьева, «научное управление» обществом, по сути, представляет собой процесс приведения субъективной деятельности людей в соответствие с объективным ходом общественного развития. Процесс управления выступает как антипод процесса дезорганизации, позволяющий стабилизировать социальную систему, сохранить ее качественную определенность, поддержать ее динамическое равновесие со средой и обеспечить достижение того или иного полезного эффекта. Другими словами, «процесс управления есть не что иное, как упорядочение системы»3[7]. Но поскольку одной из основных задач управления является сохранение качественной определенности системы посредством перевода ее из одного состояния в другое, упорядочивающие воздействия выступают как приведение социальной системы в соответствие с присущими ей объективными закономерностями и тенденциями, характеризующими эту качественную определенность.
Л.Н. Суворов и А.Н. Аверин разрабатывали концепцию «социального управления» и характеризовали его как «действия, обеспечивающие, упорядочивающие и контролирующие деятельность людей и их общностей в рамках той или иной общественной системы»4[8]. Оно всегда существует как общественное явление.
Как видим, социальное (научное) управление рассматривается, во-первых, как упорядочивающая деятельность и, во-вторых, как деятельность, направленная на определенную социальную систему. И это вполне естественно, ведь управление в обществе регулирует, упорядочивает различные взаимодействия. Правда, в приведенных высказываниях ничего не говорится об источнике этого упорядочения, которое направлено на определенную социальную систему.
Появившийся в эту же пору термин административный менеджмент распространился в основном в сфере административных отношений. Административный менеджмент пытается внедрить рыночную динамику в деятельность государственных служащих, грешит тем, что любого административного руководителя называет менеджером, игнорируя русские названия.
Итак, мы рассмотрели эволюцию названия науки управления в России на протяжении последней трети XX столетия. При этом следует иметь в виду, что управление — это универсальный феномен, имеющий распространение во всем реальном мире. Оно имеет свои особенности в природе, обществе и мышлении. Поэтому для выделения управления в общественной сфере целесообразно использовать понятие «социальное управление». Оно будет обозначать не науку, а фактор реальной действительности, механизм упорядочения социальных взаимодействий.
В конце XX и начале XXI в., овладев социологическими методами, российские исследователи уже смогли осуществить изучение многих проблем управления — политико-государственных, государственной службы, государственных кадровых процессов, межэтнических взаимодействий, муниципальной службы, взаимовлияния государства и местного самоуправления и т.д.6[14] Однако это пока не привело к разработке вопросов общей теории управления.
В 2003 г. вышли наконец два учебника по «теории управления»: Уколов В.Ф., Масс A.M., Быстряков И.К. Теория управления; Теория управления / Под ред. А.Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. К сожалению, эти учебники не вполне справляются со своей задачей, поскольку нацелены не на социальное (общественное) управление, а в основном на управление рыночными отношениями, т.е. то, что обычно составляет предмет менеджмента. Большая часть материала посвящена в них экономическому управлению.
Учебное пособие «Основы теории управления» (Под ред. В.Н. Па-рахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2003) сосредоточено в основном на изложении теории организации, что, очевидно, не вполне соответствует названию науки. Другие разделы — функции управления, способы принятия решения, коммуникационные процессы, лидерство и руководство и др. вносят свой вклад в анализ названных понятий, хотя и не всегда достаточно обоснованно и корректно. Например, в книге есть раздел 5 «Функции управления», в котором в гл.16 «Организация как функция управления» дается искаженная трактовка проблемы. Функция — это содержательный (идеальный) фактор деятельности человека, тогда как организация — формальный (материальный) фактор. Информация и организация не структурируются на функции. Последние возникают только в деятельности, сторонами которой они являются, что делает возможным анализ информационных функций и организационных функций. Поэтому данные понятия не следует смешивать, а тем более отождествлять.