Теоретические основы управления персоналом организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основ управления персоналом на предприятии как специфической функции менеджмента.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) анализ концепций управления персоналом;
3) изучение особенностей и основных тенденций в развитии рынка труда в Республике Беларусь и направлений его влияния на управление персоналом;
4) рассмотрение технологии управления персоналом организации;
5) изучение основ управления развитием персонала организации.

Содержание

Введение
1 Персонал предприятия как объект управления 8
1.1 Классификация персонала по категориям. 8
1.2 Анализ концепций управления персоналом. 10
1.3 Службы управления персоналом в организации, их функции
и взаимосвязь. 12
1.4 Особенности рынка труда в Республике Беларусь и его влияние на
управление персоналом. 15
2 Технология управления персоналом организации. 18
2.1 Подбор, отбор и наём персонала. 18
2.2 Деловая оценка персонала. 20
2.3 Профориентация и трудовая адаптация персонала. 23
2.4 Использования персонала. 28
2.5 Организация оплаты и стимулирования труда: отечественный и зарубежный опыт. 30
2.6 Высвобождение персонала. 36
3 Управление развитием персонала организации. 40
3.1 Организация системы обучения персонала. 40
3.2 Управление деловой карьерой персонала и служебно-профессиональным продвижением. 43
3.3 Управление социальным развитием организации. 46
Заключение 48
Список использованных источников 50

Работа содержит 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ.doc

— 1.64 Мб (Скачать)

     Увольнение  по инициативе администрации осуществляется чаще всего вследствие сокращения персонала или закрытия организации. Увольнение по инициативе работодателя переживается тяжело потому, что оно затрагивает все важнейшие стороны труда - профессиональные, социальные, личностно-психологические. В соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 42 Трудового Кодекса) увольнение по инициативе администрации происходит в случаях:

     - ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, сокращения численности или штата работников;

     - несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению работы;

     - несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации;

     - систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него;

     - прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение

рабочего  дня) без уважительных причин;

     - неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании;

     - появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического  опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления

     37

наркотических средств или токсических веществ  в рабочее время;

     - совершения по месту работы хищения имущества нанимателя;

     - однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников [13].

     Увольнение  из организации вследствие ухода на пенсию характеризуется рядом особенностей, отличающих его от предыдущих видов увольнений. Во-первых, выход на пенсию может быть заранее предусмотрен и спланирован с достаточной долей точности по времени. Во-вторых, это событие связано с весьма специфическими изменениями в личной сфере. В-третьих, значительные перемены в образе жизни человека весьма наглядны для его окружения. Поэтому процесс выхода на пенсию, а также нахождение человека в новой социальной роли являются в цивилизованных странах объектом достаточно пристального внимания. Это внимание исходит как от государства, так и от организации, где человек трудился и вносил свой вклад в общее дело [9, 384-390].

     В соответствии с Законом  "О  занятости населения  Республики Беларусь" изменен порядок досрочного ухода на пенсию (за один год) граждан, которым назначается   пособие  по безработице сроком на один год (при стаже работы у

мужчин 38 и более лет, у женщин 33 года и более) и за два года - при  ликвидации организации. Право решения  о направлении безработных на пенсию досрочно принадлежит органам  государственной службы занятости и осуществляется  только в  случаях отсутствия возможностей  их трудоустройства и с их согласия. При этом выплата пенсий (до наступления  пенсионного возраста) будет производиться  не из средств Фонда социальной защиты населения, а из средств государственного фонда содействия занятости.

     Необходимым условием работы кадровых служб белорусских  предприятий является планирование высвобождения персонала. Его цель - установление и своевременное работников предприятия. В планировании высвобождения персонала можно выделить два вида мероприятий:

           38

     - мероприятия, позволяющие не уменьшать количество работников (например, путем снижения сверхурочных работ, прекращения принятия на работу, запрещения внутреннего совместительства);

     - мероприятия, направленные на снижение количества сотрудников. При этом выделяют реактивное и опережающее высвобождение персонала. Реактивное высвобождение персонала применяется лишь в том случае, когда необходимо в течение короткого промежутка времени избавиться от излишков рабочей силы. Обычно это порождает большую социальную напряженность на предприятии и свидетельствует о плохой кадровой работе. Опережающее высвобождение персонала основано на прогнозах потребности в персонале и использует такие средства, как альтернативное применение сотрудников, естественная убыль рабочей силы, что позволяет своевременно сократить штат и избежать увольнений. На практике оно является более приемлемым, что обусловлено следующими причинами:

     - персонал рассматривается руководством предприятия как важнейший ресурс и фактор успеха, на развитие которого были привлечены большие капиталовложения (например, на набор и обучение сотрудников);

     - при внедрении новых технологий возрастают требования к сотрудникам, и не каждый из них обладает достаточным потенциалом для приобретения необходимой квалификации, поэтому для таких сотрудников должны быть найдены альтернативные виды деятельности на данном предприятии;

     - постоянная смена персонала неблагоприятно влияет на набор новых сотрудников, поскольку политика, проводимая предприятием, очень быстро становиться известной на рынке рабочей силы [5, 66-78].

     Все особенности и принципы высвобождения  персонала на белорусских предприятиях прописаны в Главе 4 «Прекращение трудового договора» Трудового Кодекса Республики Беларусь.

     39

     3 УПРАВЛЕНИЕМ РАЗВИТИЯ  ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

     3.1 Организация системы  обучения персонала

     Развитие  персонала является одним из важнейших  направлений деятельности по управлению персоналом и фактором успешной деятельности предприятия.

     Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Это охватывает прежде всего:

     - обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт;

     - повышение квалификации;

     - переквалификацию, которая, по сути, дает второе образование. Цель переквалификации состоит в том, чтобы дать возможность работникам освоить новую для них специальность [2, 143-145].

     Сегодня обучение персонала компании — это инвестиции в саму компанию, так как давно доказано, что главная ценность любой компании заключается не в деньгах, технологиях, ресурсах и т.п., а в людях. Квалифицированные сотрудники не только обеспечивают стабильность и эффективность работы, но и многократно повышают стоимость самой компании.

     Профессиональное  обучение - важнейший компонент развития персонала. В зависимости от целей и задач обучения существует несколько устоявшихся и принятых во всем мире форм и методов обучения. Наиболее распространенными являются:

     - обучение при приеме на работу руководителей и специалистов, впервые принятых   на  работу,   проводится   для   изучения  специфики   деятельности

     40

предприятия, организации производства, экономики, технологии, социальных условий труда, техники безопасности и промышленной санитарии, экологических требований. Продолжительность обучения 7—14 дней. Успешное окончание первичного обучения обеспечивает допуск к работе по конкретной должности или специальности в соответствии с действующим на предприятии порядком;

     - ежегодное обучение для руководителей и специалистов проводится для ознакомления их с новой техникой и прогрессивными технологиями, эффективными приемами управления и анализа производства, инновациями на производстве и в сфере управления человеческими ресурсами;

     - повышение квалификации проводится для обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков руководителей и специалистов в соответствии с постоянно возрастающими требованиями государственных образовательных стандартов и особенностями развития производства;

     - стажировка - форма обучения, в процессе которого закрепляются на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки. Осуществляется также для изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Организуется как в Республике Беларусь, так и за рубежом на предприятиях, в компаниях, ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах;

     - профессиональная переподготовка направлена на получение руководителями и специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам профессиональной переподготовки руководители и специалисты получают диплом или сертификат государственного образца, удостоверяющий    их    право    вести    профессиональную    деятельность   в

     41

определенной  сфере.

     Зачастую  организации проводят обучение персонала  не самостоятельно, а используя услуги специальных служб. На сегодняшний день в Республике Беларусь зарегистрировано огромное количество консалтинговых компаний, агентств, занимающихся профессиональным обучением персонала по европейским стандартам. Кроме того, доступными стали многочисленные тренинги и семинары по переподготовке и повышении квалификации.

     Модным  и, как считают специалисты, самым  действенным способом обучения является бизнес-тренинг. Поэтому в настоящее время профессия бизнес-тренера становится одной из самых популярных и востребованных. В Европе критерии оценки бизнес-тренера довольно просты – он должен быть обучен. Если организация, в которой обучался специалист, имеет имя на рынке, соблюдает стандарты качества, имеет программу, по которой будущий бизнес-тренер будет обучаться 5 лет, то это говорит об уровне мастерства. К сожалению, в Беларуси и России бизнес-тренингу пока не обучают [24].

     Многие организации сегодня вообще отказываются от вложения денег в развитие персонала. Например, по результатам опроса, проведённого Исследовательским центром портала SuperJob.ru среди 500 представителей российских предприятий и организаций, за последние 3 месяца 2009 года более четверти компаний сократили расходы на обучение персонала [19]. Это связано с влиянием мирового финансового кризиса, который вынуждает сокращать общие расходы компаний. А они, в свою очередь, ставят первостепенной задачей повышение эффективности производственной деятельности за счёт других ресурсов (материальных, финансовых) в ущерб развитию трудового потенциала предприятия.

     Таким образом, обучение работников - многофункциональный процесс, оказывающий влияние на различные компоненты деятельности предприятий. Непосредственно от масштабов, хода и результатов обучения зависят текущие и будущие результаты деятельности предприятия, а также уровень риска в

     42

деятельности  предприятий и организаций отрасли  от некомпетентных действий персонала.

     3.2 Управление деловой карьерой персонала и служебно-профессиональным продвижением 

     Управление  деловой карьерой — это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации [9, 436].

     Проблема  планирования и управления карьерой сотрудника в организации является актуальной в современной практике работы кадровых служб. Это обусловлено тем, что управление карьерой – наиболее действенный метод удержания сотрудника в организации и мотивации его эффективной деятельности.

     В широком понимании карьера – это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения специалиста к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим как процесс профессионализации.

     Главной     задачей   планирования   и    реализации    карьеры    является

обеспечение взаимодействия всех видов карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда конкретных задач, а именно:

Информация о работе Теоретические основы управления персоналом организации