Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:37, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основ управления персоналом на предприятии как специфической функции менеджмента.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) анализ концепций управления персоналом;
3) изучение особенностей и основных тенденций в развитии рынка труда в Республике Беларусь и направлений его влияния на управление персоналом;
4) рассмотрение технологии управления персоналом организации;
5) изучение основ управления развитием персонала организации.
Введение
1 Персонал предприятия как объект управления 8
1.1 Классификация персонала по категориям. 8
1.2 Анализ концепций управления персоналом. 10
1.3 Службы управления персоналом в организации, их функции
и взаимосвязь. 12
1.4 Особенности рынка труда в Республике Беларусь и его влияние на
управление персоналом. 15
2 Технология управления персоналом организации. 18
2.1 Подбор, отбор и наём персонала. 18
2.2 Деловая оценка персонала. 20
2.3 Профориентация и трудовая адаптация персонала. 23
2.4 Использования персонала. 28
2.5 Организация оплаты и стимулирования труда: отечественный и зарубежный опыт. 30
2.6 Высвобождение персонала. 36
3 Управление развитием персонала организации. 40
3.1 Организация системы обучения персонала. 40
3.2 Управление деловой карьерой персонала и служебно-профессиональным продвижением. 43
3.3 Управление социальным развитием организации. 46
Заключение 48
Список использованных источников 50
Например, в соседней России, как показывает практика, в настоящее время в ряде компаний вообще не предусмотрена выплата каких-либо бонусов и премий сотрудникам. Как правило, выплачивается только фиксированный оклад. Есть ещё так называемая премия по итогам года, когда практически все
30
сотрудники получают какой-то бонус. Такая премия носит название «тринадцатая зарплата». Премия такого рода может только повлиять на решение работника не покидать рабочее место или работать более эффективно в конце года. Однако на результативность сотрудника в течение всего года такая выплата вряд ли сможет повлиять. Поэтому данная особенность организации стимулирования труда отрицательно влияет на производительность работников. А ведь каждый руководитель компании хочет, чтобы его сотрудники работали эффективно и результативно всегда, а не только в конце года [26].
В Республике Беларусь формы и системы оплаты труда работников организаций устанавливаются нанимателем, а размеры оплаты труда - Правительством Республики Беларусь и уполномоченным им органом. Дифференциация размера оплаты труда осуществляется в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников. Заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается.
В практике организации оплаты труда используются две формы оплаты труда:
- повременная - заработная плата, начисленная за фактически отработанное время, исходя из установленной часовой (дневной) тарифной ставки;
- сдельная - заработная плата, начисленная за каждую единицу изготовленной продукции, выполненной работы, исходя из установленных сдельных расценок.
Кроме основного заработка, существует система доплат, надбавок и премий (надтарифная заработная плата), призванная обеспечивать повышение интенсивности труда, выполнение трудовых обязанностей в определенных условиях, возмещение дополнительных затрат труда, , а также проявление инициативы при выполнении поручений и заданий. К ним относятся:
31
- надбавка за профессиональное мастерство;
- доплата за работу в тяжелых и вредных условиях труда;
- оплата труда при простое;
- оплата за работу в ночное время;
- оплата за работу в сверхурочное время;
- оплата за работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни и др.
В Республике Беларусь действует Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД), который содержит должностные квалификационные характеристики, в которых приведен перечень основных, наиболее часто выполняемых на предприятиях работ, исходя из особенностей отраслей народного хозяйства. ЕКСД устанавливает объем должностных обязанностей квалификационных требований, предъявляемых к руководителям, специалистам и служащим в связи с занятием соответствующей должности. Конкретный перечень должностных обязанностей работников устанавливается должностными инструкциями, которые разрабатываются в организациях и утверждаются нанимателями [8; 13].
Стимулирование труда - это применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией и включения соответственных мотивов. Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определённые результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирование у него мотивов труда. Цель стимулирования – побудить человека делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями [9, 483-490]. Все стимулы условно можно разделить на материальные и нематериальные.
К материальному вознаграждению относят: заработную плату; участие в распределении прибыли; премии; участие в капитале.
32
К нематериальным способам мотивации относятся организационные и морально – психологические способы.
Организационные способы включают в себя, прежде всего, привлечение работников к участию в делах организации, которое предполагает, что им предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера.
Морально-психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы:
- создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, личную ответственность за её результаты;
- присутствие вызова, обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать свои способности, выразить себя в труде;
-
морально стимулирует
Для упрощения процесса расчёта заработной платы сегодня существует множество электронных программ. Например, программа «1С: Зарплата и Управление Персоналом 8», служащая для комплексной автоматизации расчета заработной платы и реализации кадровой политики предприятий и организаций. Она успешно применяется в кадровых службах и бухгалтериях, а также в других подразделениях, в задачу которых входит организация эффективной работы персонала. Использование таких программ значительно упрощает работу кадровых служб, делает её более быстрой и эффективной.
Рассмотрим зарубежный опыт оплаты и стимулирования труда. На Западе значительную роль играет премирование за рационализаторскую и изобретательскую деятельность, которая ведет к увеличению прибылей фирм. Соотношение общей суммы выплаченных премий за рационализаторские предложения с прибылями, полученными благодаря их внедрению, в США составляет 1:8, в Швейцарии -1:6, в Германии - 1:10 за 2009 год.
33
Стимулирование перспективных специалистов осуществляется посредством не только денежного вознаграждения, но также льгот и бесплатных услуг из фондов социального потребления. Крупные компании выплачивают своим сотрудникам премии к праздникам в размере 25-50% месячной заработной платы, 13-ю зарплату; производят выплаты к очередным отпускам; предоставляют в личное пользование автотранспорт с оплатой бензина; полностью или частично компенсируют стоимость жилья; покрывают расходы на отдых с семьей; устанавливают гибкий рабочий график. Эти меры способствуют сохранению в компании наиболее ценных кадров.
Гибкая система оплаты труда в США построена таким образом, что фиксированная зарплата, как правило, может только увеличиваться и
практически никогда не уменьшается; при этом часть заработка ставится в прямую зависимость от результатов общей работы. К основным видам дополнительной оплаты труда в США относят: премии управленческому персоналу; компенсационные выплаты при выходе на пенсию; специальные премии менеджерам, не связанные с их успехами; премии, зависящие от величины прибыли, при неизменной величине базового оклада; доплаты за повышение квалификации и стаж работы; продажу работникам акций компаний [12, 156-178; 17].
В основе кадровой политики японских фирм - системы пожизненного найма, кадровой ротации, репутаций, обучения на рабочем месте, формирующие мощную мотивационную среду, которая позволяет готовить высокопрофессиональные кадры, эффективно реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал.
В 70-х годах в Японии предпринимались попытки внедрить американскую систему тарифных ставок, учитывающую квалификацию и результативность труда, однако они не увенчались успехом. Распространение получила синтезированная система, базирующаяся на использовании двух ставок: основной личной (ступень, определяемая на основе стажа и возраста
34
сотрудников) и трудовой (разряд, соответствующий должности/квалификации работника, устанавливаемый в зависимости от квалификации и результативности труда). Кроме того, большое значение придается дополнительным выплатам (пособия - семейное, транспортное, региональное, за особые условия труда).
Для японских моделей стимулирования труда характерны: дифференциация заработной платы по отраслям; изменение оплаты труда в зависимости от фактического трудового вклада и реальных результатов работы; система ”плавающих окладов”, в рамках которой базовые ставки директоров, руководителей, начальников отделов колеблются в зависимости от динамики себестоимости, объемов производства, номенклатуры и других показателей, за которые отвечает тот или иной менеджер [12, 189].
Для западноевропейских компаний характерны три модели стимулирования труда:
- беспремиальная (функции стимулирования труда выполняет заработная плата);
- премиальная, включающая выплаты, величина которых связана с размером дохода или прибыли предприятия;
- премиальная, предусматривающая выплаты, размеры которых устанавливаются с учетом индивидуальных результатов труда.
На некоторых промышленных предприятиях Германии заключаются договоры, по которым работник обязуется с максимальной отдачей использовать свой потенциал, намечая определенные показатели результативности, при этом он имеет право распоряжаться своим рабочим временем по личному усмотрению. В итоге повышается трудовая мотивация - человек не просто выполняет поставленные перед ним задачи, но и привлекается к участию в управлении своей деятельностью.
В Англии, Франции и ряде других стран получила распространение так называемая гибкая система оплаты, в основе которой - учет индивидуальных
35
качеств работника, его заслуг и результатов работы с помощью специальных оценочных шкал по ряду факторов. При этом, по существу, происходит индивидуализация оплаты труда, против чего выступают профсоюзы, однако эту систему поддерживают высококвалифицированные специалисты и рабочие.
Все более активной становится тенденция к отказу не только от индивидуальной сдельной, но и от повременной оплаты труда. При этом система материального стимулирования ориентируется на фактическую квалификацию работника, а не на указанную в дипломе. Так, на западноевропейских предприятиях ”Дженерал Моторс” повременная оплата труда отсутствует. Работники получают фиксированное жалованье за квалификацию, а не за количество человеко-часов, проведенных на своем рабочем месте. Таким образом, заработок работника зависит не от порученной ему работы, а от тех навыков, которые он приобрел, и от уровня его мастерства. Следовательно, чем выше уровень квалификации, тем выше и заработок рабочего.
В
целом можно отметить разнообразие форм
и систем оплаты труда в разных странах,
что зависит от особенностей организации
труда, национального рынка труда, менталитета
и ряда других факторов.
Высвобождение персонала - вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении
сотрудников [9, 383]. Принято выделять три вида увольнений:
- увольнение по инициативе сотрудника (по собственному желанию);
- увольнение по инициативе администрации;
- выход на пенсию.
36
Относительно беспроблемным с точки зрения организации является уход работника по собственной инициативе. Этот переход в большинстве случаев рассматривается самим сотрудником позитивно. Его профессиональная деятельность и социальная среда либо не изменяются существенным образом, либо сотрудник практически готов к подобным изменениям. Поэтому необходимость поддержки со стороны администрации, как правило, мала.
Информация о работе Теоретические основы управления персоналом организации