Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:37, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основ управления персоналом на предприятии как специфической функции менеджмента.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) анализ концепций управления персоналом;
3) изучение особенностей и основных тенденций в развитии рынка труда в Республике Беларусь и направлений его влияния на управление персоналом;
4) рассмотрение технологии управления персоналом организации;
5) изучение основ управления развитием персонала организации.
Введение
1 Персонал предприятия как объект управления 8
1.1 Классификация персонала по категориям. 8
1.2 Анализ концепций управления персоналом. 10
1.3 Службы управления персоналом в организации, их функции
и взаимосвязь. 12
1.4 Особенности рынка труда в Республике Беларусь и его влияние на
управление персоналом. 15
2 Технология управления персоналом организации. 18
2.1 Подбор, отбор и наём персонала. 18
2.2 Деловая оценка персонала. 20
2.3 Профориентация и трудовая адаптация персонала. 23
2.4 Использования персонала. 28
2.5 Организация оплаты и стимулирования труда: отечественный и зарубежный опыт. 30
2.6 Высвобождение персонала. 36
3 Управление развитием персонала организации. 40
3.1 Организация системы обучения персонала. 40
3.2 Управление деловой карьерой персонала и служебно-профессиональным продвижением. 43
3.3 Управление социальным развитием организации. 46
Заключение 48
Список использованных источников 50
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Витебский
государственный
Кафедра
менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теоретические основы менеджмента»
Тема:
«Теоретические основы
управления персоналом
организации»
Выполнил: студентка гр. Мн-18
Ванкевич
Е.В.
Витебск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Персонал
предприятия как объект
1.1 Классификация
персонала по категориям.
1.2 Анализ
концепций управления персоналом.
1.3 Службы управления персоналом в организации, их функции
и взаимосвязь.
1.4 Особенности рынка труда в Республике Беларусь и его влияние на
управление персоналом. 15
2 Технология
управления персоналом
2.1 Подбор,
отбор и наём персонала.
2.2 Деловая
оценка персонала.
2.3 Профориентация
и трудовая адаптация
2.4 Использования
персонала.
2.5 Организация
оплаты и стимулирования труда:
2.6 Высвобождение
персонала.
3 Управление
развитием персонала
3.1 Организация
системы обучения персонала.
3.2 Управление
деловой карьерой персонала и
служебно-профессиональным
3.3 Управление
социальным развитием
Заключение
Список
использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование подготовки работников, повышения уровня их профессиональной квалификации относится к числу важнейших элементов комплекса работ в переходной экономике. В условиях современного производства все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий, обеспечивающих поступательный процесс общества.
Любая организация – это, прежде всего, социально-техническая система, в которой работают люди. Именно поэтому эффективность её функционирования определяется тем, насколько все сотрудники осознают ценности и цели организации и стремятся к их достижению. Личностный потенциал человека, его творческая активность, деловые качества являются сегодня главным источником и основными принципами развития организации. Поэтому управление персоналом как специальная функция менеджмента имеет решающее значение на современном этапе развития экономики.
Человек в системе менеджмента является ведущим звеном всех процессов, из которых складывается деятельность предприятия. А в современных условиях люди рассматриваются как основной фактор конкурентоспособности любой организации. Поэтому важной является задача развития и обучения персонала, его мотивации, создание нормальных условий труда, разработка кадровой политики и стратегии. Всё это позволит эффективно использовать работников в соответствии с их квалификацией и подготовкой, обеспечить организацию заинтересованными в успехе сотрудниками и, как следствие, добиться высоких результатов в достижении поставленной цели.
5
Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике
предъявляются
новые, более высокие требования
к работникам, их профессиональной
подготовке, техническим и экономическим
знаниям.
При этом система управления персоналом
обеспечивает непрерывное совершенствование
методов работы с кадрами на основе использования
достижений отечественной и зарубежной
науки и передового производственного
опыта. Сущность управления персоналом
заключается в установлении организационно-экономических,
социально-психологических и правовых
отношений субъекта и объекта управления.
В основе этих отношений лежат принципы,
методы и формы воздействия на интересы,
поведение и деятельность работников
в целях максимального их использования.
Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием и считается основным критерием его экономического успеха. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные методы анализа труда различных категорий персонала.
Целью данной работы является изучение основ управления персоналом на предприятии как специфической функции менеджмента.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) анализ концепций управления персоналом;
3) изучение особенностей и основных тенденций в развитии рынка труда в Республике Беларусь и направлений его влияния на управление персоналом;
4)
рассмотрение технологии
5)
изучение основ управления
Объектом исследования в данной работе является персонал предприятия.
Предметом исследования является процесс формирования и развития кадрового потенциала предприятия.
Современные
предприятия вынуждены
6
рыночных отношений, быть динамичными и быстро реагировать на изменения внешней среды. Следовательно, актуальность управления персоналом обусловлена тем, что все преобразования, в которые включена организация, невозможны без изменения требований к сотрудникам, то есть к персоналу. Поэтому наиболее актуальными направлениями развития управления персоналом сегодня являются все процессы, связанные с рыночно ориентированными изменениями в экономике, технологиях, социальной сфере и правовых отношениях.
При
написании работы использовалась как
отечественная, так и зарубежная
литература по данной проблеме, ряд
периодических изданий и законодательство
Республики Беларусь.
В рыночной экономике действует закон спроса, который существенно влияет на состояние трудовых ресурсов страны и их развитие.
К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте (мужчины до 60 лет, женщины до 55 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II группы и лиц, получающих пенсию на льготных условиях и за выслугу лет), а также работающие лица старше и младше трудоспособного возраста [8]. Также под трудовыми ресурсами предприятия следует понимать всю совокупность работающих лиц, которые вкладывают свой труд, физические и умственные способности, знания и навыки, а также денежные сбережения в проведение хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Трудовой потенциал предприятия должен быть соответствующим его производственному потенциалу и обеспечивать довольно высокие показатели эффективности хозяйствования.
К персоналу относят всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда [16, 9]. Персонал характеризуется такими показателями как численность, структура, профессиональная пригодность, состав и др.
В практике управления существуют различные подходы к классификации
персонала:
1.
по участию в производственно-
- промышленно-производственный персонал (ППП) – работники основных, вспомогательных, обслуживающих, подсобных производств, а также научно-исследовательских, конструкторских, технологических подразделений, аппарата управления, всех видов охраны (персонал основной деятельности);
8
- непромышленный персонал – работники неосновной деятельности предприятия (работники ЖКХ, здравоохранения, учебных заведений и др.).
2. в зависимости от выполняемых функций работники ППП делятся на:
- рабочих - непосредственно занятых в процессе производства материальных ценностей (основной персонал), а также ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, предоставлением услуг (вспомогательный персонал);
- служащих (управленческий персонал) - занятых переработкой информации с использованием технических средств управления. К ним относят: руководителей (отвечают за принятие и выполнение управленческих решений и занимают должности руководителей); специалистов (занимаются инженерно-технической экономикой, анализируют собранную информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня - экономисты, бухгалтеры, юристы и др.); технических исполнителей (осуществляют подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание - агенты, делопроизводители, кассиры, секретари-машинистки, табельщики и др.) [4, 12].
Рисунок 1.1 - Классификация персонала
Источник: [5, 27].
Кроме того, персонал делится по характеру и сложности выполняемых работ по профессиям и специальностям, в рамках которых работники различаются по квалификации.
9
Процентное
соотношение численности
При проведении кадровой диагностики отечественных предприятий всю информацию о численности, составе и структуре персонала можно получить на основе анализа таких форм статистической отчётности предприятия, как:
Информация о работе Теоретические основы управления персоналом организации