Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:37, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основ управления персоналом на предприятии как специфической функции менеджмента.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления персоналом;
2) анализ концепций управления персоналом;
3) изучение особенностей и основных тенденций в развитии рынка труда в Республике Беларусь и направлений его влияния на управление персоналом;
4) рассмотрение технологии управления персоналом организации;
5) изучение основ управления развитием персонала организации.
Введение
1 Персонал предприятия как объект управления 8
1.1 Классификация персонала по категориям. 8
1.2 Анализ концепций управления персоналом. 10
1.3 Службы управления персоналом в организации, их функции
и взаимосвязь. 12
1.4 Особенности рынка труда в Республике Беларусь и его влияние на
управление персоналом. 15
2 Технология управления персоналом организации. 18
2.1 Подбор, отбор и наём персонала. 18
2.2 Деловая оценка персонала. 20
2.3 Профориентация и трудовая адаптация персонала. 23
2.4 Использования персонала. 28
2.5 Организация оплаты и стимулирования труда: отечественный и зарубежный опыт. 30
2.6 Высвобождение персонала. 36
3 Управление развитием персонала организации. 40
3.1 Организация системы обучения персонала. 40
3.2 Управление деловой карьерой персонала и служебно-профессиональным продвижением. 43
3.3 Управление социальным развитием организации. 46
Заключение 48
Список использованных источников 50
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям [25]. Цель профориентации — оказание помощи молодым людям и тем, кто ищет работу, в выборе профессии, специальности, нахождении места работы или учебы с учетом склонностей и интересов.
Сложились
следующие формы
- профессиональное обучение - начальная профессиональная подготовка школьников по основам различной профессиональной деятельности;
- профессиональная информация - система мер по ознакомлению ищущих работу с ситуацией на рынке труда, перспективами развития видов
23
деятельности, характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала;
- профессиональная консультация - оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путём изучения личности обратившегося за консультацией человека в целях выявления состояния его здоровья, направленности структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переподготовки;
- профотбор - часть процесса найма персонала, включающая систему методов проведения медицинской и психофизиологической диагностики личности в целях выбора из группы работников таких кандидатов на должность, которые при прочих равных условиях способны наилучшим образом выполнять конкретные трудовые функции [9, 365-367].
По своей сути профориентация – это работа с потенциальными работниками организации, ещё не выбравшими профессию, но находящимися в состоянии поиска. Чем активнее организация предоставляет информацию о своей деятельности в центры занятости, школы, университеты и иные учебные заведения, тем больше вероятность привлечения новых перспективных кадров.
Одной из проблем работы с персоналом уже в организации является трудовая адаптация кадров - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.
Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений. Это инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель - сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным [9, 366-370].
24
Рисунок 2.1 - Виды адаптации и факторы, на нее влияющие
Источник: [9, 359].
Целями адаптации являются:
- снижение степени неопределенности у новых работников;
- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой;
- экономия времени руководителя и сотрудников;
- сокращение текучести рабочей силы и др.
Сегодня существует множество подходов к адаптации новых сотрудников. В каждой конкретной ситуации они могут отличаться целями, сутью и способами реализации. Как известно, команда движется со скоростью самого медленного игрока. Соответственно важно, чтобы все участники команды двигались быстро. Причем это касается как уже давно работающих сотрудников, так и новых, только принятых. Поэтому необходимо выстраивать
25
адаптацию таким образом, чтобы новые сотрудники максимально быстро начали получать результат и приносить прибыль и компании, и себе. Для этого, например, существует так называемая HR-адаптация - система, в которой ряд взаимосвязанных элементов поддерживают друг друга для достижения результатов.
При этом элементами системы HR-адаптации являются:
- ознакомление сотрудника с новым местом: компанией, офисом, отделом, рабочим местом; с людьми в компании и в отделе;
- план испытательного срока и на период адаптации нового сотрудника. План включает в себя цели, виды работ, измеримые критерии, сроки выполнения;
- работа с убеждениями и ценностями (корпоративная культура, миссия компании);
- обучение, благодаря которому новый сотрудник сможет реализовать план.
В любом случае все начинается с целей. Важный момент при формулировке целей - определить конкретные и измеримые критерии, по которым вы будете знать, что цель достигнута. Измеримые критерии дают возможность контролировать процесс и отслеживать эффективность системы.
После того, как цели и критерии их достижения определены, создается сама система адаптации. Естественно, данный процесс в каждой компании будет иметь свои особенности исходя из особенностей компании, стиля руководства, целей и задач.
Даная методика зарекомендовала себя положительным образом и сегодня уже активно используется западными и российскими компаниями [21].
Главной задачей профориентационной работы и адаптации должно стать преодоление дисбаланса потребности в профессиональном труде между работником и организацией. Ведь организация заинтересована в повышении конкурентоспособности продукции, а это требует отбора как эффективных
26
технологий и техники, так и наиболее способных работников. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор производства [6, 56].
Одной из задач профориентационной работы и адаптации является установление взаимодействия между общеобразовательными школами, учреждениями профессиональной подготовки и предприятиями, которые, в свою очередь, должны иметь возможность оперативно выявлять ресурсы рабочей силы необходимой квалификации и удовлетворять потребности в кадрах.
Рисунок 2.2 - Цели и задачи системы управления профориентацией и адаптацией персонала в организации
Источник: [9, 366].
Профессиональная ориентация и адаптация должны содействовать быстрым структурным сдвигам в занятости при одновременном поддержании безработицы на возможно низком уровне. Однако практическое решение этой
27
задачи
тормозится неразвитостью рынка
труда. Государственная служба занятости
пока не в состоянии эффективно управлять
профориентацией и адаптацией. Причина
здесь в отсутствии знаний о содержании
профориентационной деятельности и адаптации,
их формах и возможностях в условиях рынка.
Использование персонала представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации творческого и физического трудового потенциала работников. Использование персонала должно отвечать целям организации, не ущемлять интересы
личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде в процессе этой работы [20].
Система
использования персонала в
Основные принципы использования персонала требуют:
- обеспечения рациональной занятости работников;
- обеспечения соответствия трудового потенциала работника, его квалификации, психофизиологических данных требованиям рабочих мест и производства в целом.
Лучшему использованию персонала должна способствовать ротация кадров, то есть регулярная сменяемость их в соответствии с принципом «найти нужному работнику нужное место». При ротации характер работы может меняться коренным образом, и в таких случаях формируется работник с квалификацией широкого профиля, необходимый в будущем как руководитель производства. Если работник в ходе ротации меняет несколько рабочих мест, относящихся к кругу родственных специальностей, то при этом формируется
28
специалист с глубоким и всесторонним знанием какого-либо одного участка производства, способный эффективно участвовать в трудовой кооперации со своими коллегами.
Перевод работника на новые рабочие места может происходить в течение
всей его трудовой жизни, однако со временем этот процесс замедляется. Самый интенсивный период ротации — первый период занятости работника, ограниченный моментом, когда он перестает адаптироваться и эффективно обучаться, достигает максимального уровня компетентности и, наконец, может найти настоящее место для применения своих способностей.
Лучшее
использование персонала
Основными направлениями повышения эффективности использования персонала сегодня являются следующие:
- эффективное использование интеллектуальных, организаторских, творческих возможностей работников через улучшение социально-экономического содержания труда;
- возрастающая необходимость обеспечения безопасности и надежности производственных процессов;
- обеспечение нормальных условий жизнедеятельности (здоровых условий труда и быта, новых рациональных режимов питания и более продолжительного периода отдыха, радикального улучшения медицинского, транспортного и других видов обслуживания).
В
ряде белорусских организаций
29
- временная перспектива рассматривает краткосрочное планирование (касающееся распределения сотрудников на рабочие места в соответствии с имеющимися мощностями) и долгосрочное планирование (его задачей является перенос особенностей каждого сотрудника в сферы организации работы и рабочих условий).
- качественная точка зрения рассматривает выделение сотрудников в распоряжение структурных подразделений и планирование использования индивидуального и группового рабочего времени [22].
2.5
Организация оплаты
и стимулирования
труда: отечественный
и зарубежный опыт
Основная задача организации оплаты труда состоит в том, чтобы поставить её в зависимость от количества и качества трудового вклада каждого работника в достижение общей цели. Организация оплаты труда предполагает:
- определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;
- разработку критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;
- разработку системы должностных окладов служащих и специалистов.
Заработная плата тесно связана с производительностью труда и является формой материального стимулирования труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности [15; 18]. Важной также является организация дополнительных премий и выплат работникам.
Информация о работе Теоретические основы управления персоналом организации