Теоретические аспекты мотивации в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Характеристика основных понятий мотивации. Рассмотрение осноыных теорий мотивации. Современные формы использования мотивационного механизма в организациях.
в практической части рассмотрены мотивационные программы конкретной организации, в результате проведенного анализа предлагаются мероприятия по усовершенствованию мотивационной политики предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава I.

Теоретические аспекты мотивации…………………………………………………...5
Понятие мотивации и мотива……………………………………………………..5
Классические теории мотивации…………………………………………………8

1.2.1 Содержательные теории мотивации ……………………………………….8

1.2.2 Процессуальные теории мотивации………………………………………14

1.3 Современные формы использования мотивационного механизма

в управлении организацией………………………………………………………18

Глава II.

Практическая часть. Анализ системы мотивации ООО ЦК «Техинвест»…………28

2.1 Общая характеристика предприятия ООО ЦК «Техинвест»…………………...28

2.2 Организационная структура предприятия………………………………….........29

2.3 Динамика основных технико-экономических показателей деятельности……..33

2.4 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия………………..36

2.4.1 Анализ имущественного положения предприятия………………………..36

2.4.2 Оценка деловой активности……………………………………………...…41

2.4.3 Анализ прибыли и рентабельности………………………………………...42

2.5 Выявление и анализ основных проблем мотивации на предприятии ООО ЦК «Техинвест»…………………………………………………………………………...47

Глава III

3.1 Рекомендации по усовершенствованию использования стимулов к труду…..55

3.2 Анализ затрат предложенных мероприятий…………………………………....58

Заключение…………………………………………………………………………...62

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 827.00 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 

Филиал  в г. Уфа 

      Кафедра  

Факультет  
«Менеджмент и маркетинг»
Специальность (направление) 
«Менеджмент организации»

                   Курсовая работа

               по дисциплине: Основы менеджмента

на тему: «Теоретические аспекты мотивации в системе менеджмента». 
 
 
 
 
 

                   Студентка Зорина И.В.

                   Курс 4 №группы 22М

                   Личное  дело № 10ММД62285

                 Преподаватель: доц. Брусенцова Л.С. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Уфа – 2011 
 

               Содержание. 

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава I.

Теоретические аспекты мотивации…………………………………………………...5

    1. Понятие мотивации и мотива……………………………………………………..5
    2. Классические теории мотивации…………………………………………………8

    1.2.1 Содержательные  теории мотивации ……………………………………….8

    1.2.2   Процессуальные теории мотивации………………………………………14

1.3 Современные  формы использования мотивационного  механизма 

      в управлении организацией………………………………………………………18

Глава II.

Практическая  часть. Анализ системы мотивации  ООО ЦК «Техинвест»…………28

2.1 Общая  характеристика предприятия ООО  ЦК «Техинвест»…………………...28

2.2 Организационная  структура предприятия………………………………….........29

2.3 Динамика  основных технико-экономических  показателей деятельности……..33

2.4 Анализ  финансово-экономической деятельности предприятия………………..36

      2.4.1 Анализ имущественного положения  предприятия………………………..36

      2.4.2 Оценка деловой активности……………………………………………...…41

      2.4.3 Анализ прибыли и рентабельности………………………………………...42

2.5 Выявление  и анализ основных проблем мотивации на предприятии ООО ЦК    «Техинвест»…………………………………………………………………………...47

Глава III

3.1 Рекомендации  по усовершенствованию использования  стимулов к труду…..55

3.2 Анализ  затрат предложенных мероприятий…………………………………....58

Заключение…………………………………………………………………………...62

Список  литературы

Приложение 
 
 
 
 
 

 ВВЕДЕНИЕ

    Эффективность деятельности предприятия определяется отношением достигнутых результатов и затраченных на это ресурсов и складывается из эффективности использования различных факторов производства, одним из которых является труд. В свою очередь эффективность трудовой деятельности во многом зависит от мотивации и стимулирования персонала.

      Правильно сформированная система мотивации персонала может компенсировать недостатки других функций управления, вместе с тем слабую мотивацию труда трудно чем-либо восполнить. Именно поэтому основной функцией руководителей должно быть умение раскрывать потребности и побудительные мотивы работника и оказывать на них соответствующее воздействие с целью повышения эффективности функционирования предприятия в целом.

     Чтобы эффективно управлять и использовать «человеческие ресурсы», необходимо знать механизм функционирования изучаемого процесса, всю систему факторов, вызывающих его изменение, а также  средства воздействия на эти факторы.

     Следовательно, можно говорить об определенном механизме  функционирования системы управления персоналом и об использовании различных  инструментов воздействия на работника, то есть об определенной технологии работы с кадрами.

     Все выше сказанное свидетельствует  об актуальности данной темы. Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников – задача мотивационного менеджмента.1

     Цель  курсового проекта: провести анализ управления мотивации  персонала  на предприятии ООО ЦК «Техинвест» .

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • исследование теоретического материала по проблемам мотивации;
  • оценка и анализ финансового и экономического положения объекта исследования;
  • выявление недостатков в стимулировании персонала на предприятии;
  • разработка мероприятий и предложений по улучшению мотивационного и кадрового менеджмента.

    Объектом  исследования является Общество с ограниченной ответственностью Центр Комплектации «Техинвест».

      В курсовой работе использованы методы опроса, наблюдения и экономического анализа, исследовано значительное количество литературных источников по вопросам управления персоналом и мотивации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ 

    1. Понятие мотивации и мотива
 

       Мотивация – стимулирование деятельности, процесс  побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

       Мотивы  к труду появляются, когда в  распоряжении общества имеется необходимый  набор благ, который соответствует  потребностям человека. При этом мотивы деятельности человека могут быть экономическими и неэкономическими. Первые связаны с возможностью получить материальные выгоды, повышающие благосостояние человека. Вторые, являясь косвенными, облегчают получение как прямых материальных выгод так и большего свободного времени и соответствующих духовных благ.

       Критерием в распределительных отношениях выступают статусные различия (должность, квалификационные разряды, звания и  т.п.), стаж работы, принадлежность к  определенной социальной группе. Мотивы труда различаются:

    • по потребностям, которые человек стремиться удовлетворить посредством трудовой деятельности;
    • по благам, которые требуются человеку для удовлетворения своих нужд;
    • по уровню цены, которую работник готов заплатить за получение необходимых благ.2

       Существует  определенная система мотивов к  труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его полезности; статусные, связанные  с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получение материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.

       Мотивы  к труду формируется до начала трудовой деятельности. Человек усваивает  ценности, нормы трудовой морали и  этики, закладывающие основы его  отношения к труду.

       Если  проанализировать мотивацию как  процесс, то можно выделить несколько последовательных этапов.

       Первый  этап – возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия.

       На  втором этапе осуществляется поиск  путей удовлетворения потребностей.

       Третий  этап характеризуется определением целей (направлений) действия, т.е. выясняется, что именно и какими средствами можно сделать, чтобы удовлетворить потребность.

       Четвертый этап – реализация действия, т.е. затраты  усилий для осуществления действия, позволяющего удовлетворить потребность.

       Пятый этап связан с получением вознаграждения за реализацию действий. Выполнив определенную работу, человек получает то, что  поможет  удовлетворить его потребность.

       Шестой  этап – удовлетворение потребности.

       При этом человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности или продолжает искать новые возможности.

       Менеджеру очень важно постичь логику процесса мотивации, чтобы использовать его  с наибольшей эффективностью в управлении. Вместе с тем, совсем не просто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека. Здесь необходимо понять, какие потребности инициируют данную личность.

       Сами  потребности находятся между  собой в сложном динамическом взаимодействии, очень часто противореча  друг другу. Они способны изменяться во времени, а также в зависимости от пола, возраста, социального положения и др., меняя направленность и характер действия мотивов. Все это влечет изменения в поведении человека  и неожиданные его реакции на мотивирующие воздействия. Мотивы у различных людей могут существенно различаться друг от друга. У одних стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть очень слабым. При этом один и тот же мотив будет по-разному действовать на поведение разных людей.

       Так, материальные вознаграждения чаще всего  предполагают денежные доходы, позволяющие  иметь доступ к материальным благам и услугам, нормальную социальную защищенность.

       Свободное время так же очень важный мотив, особенно для творческих людей, для  тех кто совмещает работу с учебой, для семейных женщин и др. С улучшением благосостояния привлекательность свободного времени увеличивается.

       Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.

       Соотношение целей, которые ставит перед собой  человек, определяет его поведение. Для большинства россиян труд сегодня необходим для решения  главной цели – удовлетворение потребительских  нужд самого работника и его семьи. При этом мотив высокого заработка в 90-е гг. приобрел большую значимость, чем в 70-х гг. – это следствие снижения жизненного уровня большинства населения страны.3

       В основном деятельность людей направлена на достижение таких целей как: материальные блага, власть и слава, знание и творчество, духовное совершенствование.

       Конечно, целевая ориентация индивидуальна, но большинство авторов едины  в том, что материальные блага  не должны быть целью, а служить предпосылкой, средством для развития творческих способностей и духовного совершенствования.

       Средства  достижения целей обычно выражает два  аспекта – либо объемы необходимых  ресурсов, либо способы достижения целей. При этом средствами достижения целей человеческой деятельности могут  быть: любые, в том числе криминальные; только законные; соответствующие нормам религиозной морали.

       Подобная  классификация целей и средств  и соответствующая статистическая информация необходимы для обеспечения  управления социальными процессами. Следовательно, процесс мотивации  очень сложен, многопланов и неоднозначен.4 

Информация о работе Теоретические аспекты мотивации в системе менеджмента