Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Сущность и содержание истории менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.

Работа содержит 1 файл

Тенденции развития менеджмента.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

Управляющие среднего уровня отвечают прежде всего за производительность и эффективность контролируемых ими операций. Эффективность означает способность выполнять работу с минимальными потерями материалов и времени. Результативность – это способность сделать работу и сделать ее хорошо. Именно управляющие среднего уровня должны следить за тем, чтобы работа выполнялась и экономично, и эффективно. Как говорится, важен результат. Управляющих увольняют чаще всего за их неспособность достичь намеченных результатов. 

Чем обычно занимаются управляющие среднего уровня большую часть своего рабочего дня? Во-первых, они планируют и распределяют работу на следующий день или на неделю. Во-вторых, они осуществляют связь между производственным персоналом и более высоким руководством. В-третьих, они принимают повседневные решения, обеспечивающие рентабельность производственных и иных операций. В-четвертых, что очень важно, они руководят другими людьми – либо управляющими нижнего уровня, либо (в небольших организациях) рядовыми работниками. 

Управляющие среднего или нижнего уровня могут также участвовать в приобретении заказанных материалов и комплектующих изделий и проверке их качества, в работе с кадрами, в проведении совещаний по технике безопасности, качеству продукции, недостаткам в работе, распределению прибыли, в подготовке отчетов о финансовой и производственной деятельности, в решении больших и малых, но всегда многочисленных проблем. Некоторые проблемы, например, плохое планирование, обусловлены личными недостатками управляющего, другие – недостатками его подчиненных, например, халатным отношением к работе. Ряд проблем возникает по вине руководства или других подразделений. Многие проблемы вызваны государственным законодательством или требованиями потребителей, а руководство требует их разрешения от руководителей низшего уровня. В этих условиях они должны рассматривать любую проблему как возможность проявить свои способности справляться с трудностями. 

Серьезную проработку вопросов уровней управления предлагает Н.И.Кабушкин. 

Несмотря на то, что  все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления (рис. 3). 

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем. 

Высший уровень  управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство. 
 
 
 

Рис. 3. Уровни управления 

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов. 

Низший уровень  управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно  над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей. Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления (рис.4). 

Следует отметить, что  на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства  удельный вес исполнительских функций  понижается. Расчеты показывают, что на высшем уровне исполнение занимает около 10 % общего бюджета времени менеджеров, на среднем – 50%, на низшем – около 70% (рис. 5). 
 
 
 
 

Рис. 4. Соотношение  затрат времени по уровням и функциям управления 
 
 
 

Рис. 5. Классификация  затрат времени менеджеров по видам деятельности и уровням управления 
 

Такое распределение  общего бюджета времени связано  с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области  заданий: задания по менеджменту  и задания по специальности (рис. 6). Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности. 

Как видно на рис. 6, с повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности  падает, а по менеджменту, соответственно, возрастает. 
 
 
 
 

Рис. 6. Распределение  рабочего времени по менеджменту  и специальности 

Приведенная классификация  уровней управления имеет самый  общий вид. В зависимости от размера  и вида организации, ее отраслевых и  территориальных особенностей, других факторов характеристика состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно меняться. 

А.Хоскинг предлагает иную дифференциацию: генеральный менеджмент - это все менеджеры (независимо от того, являются они директорами или нет), которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением компанией в целом; менеджмент на уровне подразделения - это управленцы, выполняющие те же функции, но на уровне подразделения, в соответствии с общими задачами и целями корпорации. 

  
 

  

Принципы управления. 

Изучая управление, требуется усвоить некоторые  его принципы. 

Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях. Принцип, эффективный в управлении фабрикой мороженого, также действует и в банке, если его правильно применяют. 

Освоение навыков  правильного использования этих принципов поможет вам стать хорошим управляющим. В конце концов принципы, излагаемые в этой книге, воплощают историю познания человечеством науки управления, приобретенного в процессе проб и ошибок. 

Известно, что преподавателей школ бизнеса и авторов книг по управлению часто критикуют. Можно слышать такие замечания в их адрес: «Это только теория. В жизни она не действует». Специалист в области управления К.Киллен утверждал, что за многие годы учебы, практической работы, преподавания управления и консультирования не было случая, чтобы какой-либо всеми признанный принцип управления оказался неверным или неработоспособным. Тогда почему так живуче утверждение, что половина всего изучаемого в школах бизнеса не нужна для работы? Ответ в том, что плохи не принципы, а то, как их применяют. Либо применяют не тот принцип, либо человек, пытающийся его использовать, не знает, как это сделать, или же выбраны не те условия и не то время. 

Другая причина, когда  принципы не дают нужного результата, в том, что человек, на которого вы работаете, возможно, не изучил принципы управления и не склонен разделять ваши «новые» взгляды. В подобной ситуации, чем усерднее вы будете применять принципы, изложенные в этой книге, тем скорее потеряете работу. 

В менеджменте можно выделить следующие основополагающие принципы: 

-              принцип хамелеона; 

-              необходимость управлять всеми  функциями организации; 

-              разделение управления на три  уровня; 

-              повышение эффективности. 

Развитие менеджмента  как науки постоянно укрепляет  и расширяет этот фундамент, дополняя его новыми принципами. 

Первый принцип  управления – принцип хамелеона, который гласит: «Чтобы сохранить работу, работник или управляющий должен приспосабливаться к обстановке». 

Принцип хамелеона  требует, чтобы вы понимали отношение  вашего начальника к применению некоторых  принципов управления. Даже если принцип  верен, те, на кого вы работаете, могут этого не знать. Иногда вы можете уговорить своего начальника разрешить опробовать новую идею на практике в качестве эксперимента. Но если вы будете при этом слишком настойчивы, вас могут уволить. Естественно, что, стоя в очереди безработных, вы можете утешаться сознанием своей правоты. 

Необходимость в  управлении тремя функциями человеческого  сообщества, возможно, возникла ещё  в древние века. Первая функция  – политическая, предполагающая необходимость  поддержания порядка в сообществе или группе. Вторая функция – экономическая, состоящая в изыскании, производстве и распределении ограниченных ресурсов. В нее входили изготовление оружия, орудий труда, одежды или их обмен, устройство жилищ, а также охота, рыболовство и приготовление пищи. Третья функция – оборонительная, состоящая в защите от врагов и диких зверей. 

Ниже приводятся общие принципы администрирования, являющиеся кратким изложением административной доктрины А.Файоля, опубликованной в  его брошюре «Учение об управлении» (1916 г.). 

А.Файоль считал, что  здоровое функционирование социального  организма предприятия зависит  от того, насколько принимается во внимание целый ряд принципов, из которых главными являются: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение личных интересов общим, вознаграждение труда, централизация, иерархия, порядок, справедливость, устойчивость персонала, инициатива, корпоративный дух. 

Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Цель разделения труда – выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилие. 

Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность. Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках. Ответственность является необходимой принадлежностью власти. 

Дисциплина. Дисциплина есть уважение к условностям, содержанием  которых является «повиновение, прилежание, активность» и «внешнее выражение  уважения». Она обязательна для  высших руководящих лиц и для  рядовых функционеров. 

Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым  соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной  из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. 

Единоначалие. В любой  работе любой функционер должен получать распоряжения от одного непосредственного  начальника. 

Как только два начальника отдают распоряжения одинакового содержания одному и тому же человеку или одной и той же службе, тотчас же возникает разлад; если такое положение продолжает сохраняться, равновесие в организации нарушается еще больше и наблюдаются такие последствия: либо двойственность прекращается благодаря исчезновению или устранению одного из начальников и возрождается социальное здоровье организации, либо она продолжает вырождаться. 

Люди не выносят  двойственности распоряжений. 

Единство руководства. Этот принцип гласит: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель». Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. 

Это необходимое  условие единства работы, согласованности  сил, объединения усилий. 

Подчинение личных интересов общим. Этот принцип напоминает, что в предприятиях интерес одного работника или группы работников не должен преобладать над интересами предприятия в целом. 

Информация о работе Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления