Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Сущность и содержание истории менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.

Работа содержит 1 файл

Тенденции развития менеджмента.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

Свою трактовку  основных положений современной  концепции менеджмента дает Семенова И.И.. 

1. Успех организации  определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы научного управле ния и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям внешней среды. 

2. Организация рассматривается  как открытая система, на которую  оказывает влияние большое количество внешних факторов (международное положение, политические и социокультурные факторы, состояние экономики в стране, законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.). 

3. Процесс управления  организацией – это непрерывный,  целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. 

4. Применение к  процессу управления организацией  ситуационного подхода, позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленной цели. 

5. Ориентация на  человека и его возможности.  Поэтому основное внимание уделяется  демократизации управления, проблемам  руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т. п. 

  
 

  

Перспективы развития менеджмента. 

Как считают специалисты, основополагающие положения менеджмента, приведенные в предыдущем разделе, не только будут сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям. 

1. Рациональное сочетание  рынка и государственного регулирования. 

2. Широкое использование  стратегического планирования и  управления в деятельности организаций. 

3. Постоянная корректировка  целей организации как реакция  на изменения внешней среды. 

4. Достижение стратегических  и оперативных целей организации  за счет оптимального распределения  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов по основным направлениям деятельности организации. 

5. Разработка новых  методов и приемов управления, позволяющих организации более  гибко адаптироваться к изменениям  внешней среды. 

6. Резкое повышение  уровня квалификации и искусства  менеджеров в управлении организацией. 

7. Использование  в практике управления оптимальных  решений, выбранных на основе  тщательного анализа альтернативных  вариантов решения проблемы. 

8. Совершенствование  структур управления за счет  большей децентрализации функций. 

9. Постоянная забота о повышении квалификации работников организации. 

10. Максимальное использование  инноваций, экономико-математических  методов, ЭВМ. 

11. Развитие информационных  систем, широкое использование глобальных  информационных сетей (Интернет  и Интранет). 

12. Привлечение сотрудников к управлению организацией. 

В настоящее время  в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления. Отечественный  менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления. Построение эффективной системы управления в России требует подготовки достаточного количества менеджеров-профессионалов. Это новая когорта руководителей, ранее неизвестная в России: 

• менеджер-профессионал должен быть разносторонне развитым, творческим и инициативным человеком  высокой квалификации, умеющим управлять  людьми для достижения целей организаций; 

• менеджер-профессионал одновременно должен быть не только руководителем, но и лидером, хорошим организатором, экспертом в постановке задач, другом для людей, находящихся у него в подчинении; 

• менеджер-профессионал должен хорошо ориентироваться в  проблемах рынка. 

Только в этом случае менеджер будет способствовать достижению стратегических и тактических целей организации. 

  
 

  

Природа управления. Цели и задачи менеджмента. 

Природа современного менеджмента двояка: с одной стороны, управление – это производительный труд, возникающий в условиях комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса, а с другой стороны, управление – это деятельность по надзору и контролю, в основе которой лежит противоположность между наемным трудом как непосредственным производителем и собственником средств производства. Труд по управлению предполагает выполнение общественно необходимых задач по регулированию, организации, координации и контролю социально-экономических процессов. 

При этом системы  мер по надзору и контролю охватывают как капитал, так и приводящую его в движение рабочую силу. Как  функция собственности управление выступает в качестве «командования» над трудом, ибо собственность  – материальная основа жизни общества – реально обеспечивает право управления социально-экономическими процессами классу собственников (капиталовладельцев). 

Еще в начале промышленной революции управление приобрело  характер производительной деятельности, вне которой сколько-нибудь упорядоченное функционирование общественного производства практически невозможно. Благодаря ему удовлетворяется потребность в единой административной воле на предприятии, необходимой для результативности производственного процесса. 

К.Маркс, анализируя капиталистический способ производства, показал, что с накоплением собственности, с усложнением как органического, так и технического строения капитала владельцы средств производства передают часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим – менеджерам. Как профессионалы в сфере организации и управления социально-экономическими процессами, менеджеры, во всяком случае первоначально, являются исполнителями, проводниками воли владельца на предприятии. Однако впоследствии, в ходе процессов специализации и профессионализации, деятельность по управлению обособляется в виде самостоятельной функции. Этот процесс был подмечен уже классиками буржуазной социологической теории. Еще Макс Вебер1 пытался обосновать тезис о том, что по мере развития капиталистического общества управленческая деятельность приобретает атрибуты первичности по отношению к системе собственности. Также рассуждает и современный американский социолог Д.Белл2: «Реальное размежевание в современном обществе проходит не между теми, кому принадлежат средства производства, и так называемым “пролетариатом”. Оно коренится в системе бюрократических и властных отношений между теми, кому принадлежит право принятия решений, и теми, кто таковым правом не располагает». Цель этой аргументации состоит в том, чтобы дать анализ противоречий капитализма в аспекте верховенства отношений управленческих, функциональных. Следует вывод, будто совершенствование управленческих отношений со временем даст толчок к реализации некой «рациональной модели общества», организованной на сугубо научных началах. 

Начиная новое дело, создавая коммерческое предприятие, предприниматель, естественно, хочет получить определенную прибыль. Однако выбирая область  своего бизнеса, необходимо ориентироваться  на те товары, работы и услуги, которые пользуются спросом потенциальных покупателей, потребителей и клиентов. Функционируя в условиях непрекращающейся конкуренции, фирма должна заботиться о постоянном наращивании объемов производства, обновлении ассортимента, снижении издержек, повышении качества. В связи с этим логично говорить как о результативности, так и об эффективности предприятия, т.е. в первом случае мы можем оценивать результаты деятельности, а во втором - степень выгодности предприятия (например, как отношение результата к издержкам). Повседневная забота о повышении результативности и эффективности работы фирмы и есть главная цель менеджмента. Кроме того, функцией менеджмента является собственно руководство и управление. При этом необходимо различать эти два понятия. Если управление есть элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ, то руководство можно определить как процесс более высокого порядка, главной составляющей которого является определение миссии и цели организации. Другими словами, руководство - это направление действий на выполнение плана, ответ на вопрос: «Что делать?», а управление - обеспечение выполнения плана, т.е. ответ на вопрос: «Как делать?» и реализация плана с помощью подчиненных. Классический пример дифференциации этих понятий - двое в автомобиле. Один - за рулем, другой - рядом. Тот, кто рядом с водителем, ставит цель: «Поедем в ресторан “Прага”». Он не указывает, по каким улицам и с какой скоростью ехать. Автомобилем управляет тот, кто за рулем - водитель. Конечно, при работе с персоналом приходится отвечать и на более сложный вопрос: кем достаточно только руководить, а кем и руководить, и управлять. А это уже зависит от квалификации ваших сотрудников, опыта работы, сложности задания и других факторов. 

Другая цель менеджмента - обеспечение нужд клиентов, создание новых рынков. Это следует понимать, с одной стороны, как управление качеством выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, а с другой – как управление ассортиментной политикой и поиск новых рынков сбыта. 

Из вышесказанного вытекают задачи процесса управления любой организации - повышение прибыльности, снижение издержек и элиминирование (исключение) рисков. Для некоммерческих организаций (к каковым теперь также применимо понятие менеджмента) актуальным является как раз минимизация затрат (расходов на сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергию, оплату труда, амортизацию). Преодоление рисков и рисковых ситуаций касается всех предприятий независимо от их отношения к коммерции, поскольку любой бизнес связан с той или иной долей риска. 

  
 

  

Уровни управления. 

Большинство фирм имеют  три уровня управления: верхний, средний и нижний. 

Толчок к разделению управления на верхний, средний и  нижний уровни дала промышленная революция  в Европе в XVIII в. Сначала выделились верхнее и нижнее звенья управления. Слово «мастер» стало страшным и  ненавистным. Мастера чаще подбирались по физическим данным, чем по умению обходиться с людьми. Среднее звено вычленилось по мере увеличения размеров и сложности фирм, более осмысленного подхода к управлению. 

Управляющие каждого  уровня выполняют одинаковые функции: планирование, организация, руководство, мотивация, контроль. Различие лишь в том, какое значение они придают той или иной функции. Руководитель верхнего уровня уделяет планированию и организации больше времени, чем управляющие более низких уровней. Управляющий среднего уровня уделяет руководству и контролю больше времени, чем управляющий верхнего уровня. Управляющий нижнего уровня расходует большую часть своего времени на мотивацию и контроль подчиненных. Тем не менее большинство управляющих выполняют все пять функций управления. 

Итак, нельзя порознь  изучать или осваивать функции  управления верхнего, среднего или  нижнего уровня. Когда говорят  об одном из них, по существу, речь идет обо всех трех. 

Следует подчеркнуть, что ясно и четко определить каждый из трех уровней управления невозможно. Поэтому мы даем только рабочие определения, т.к. каждая фирма определяет уровни управления в соответствии со своими особенностями. Здесь, вероятно, следует напомнить о влиянии следующих факторов: сложность организационной структуры, численность работающих, суть самого бизнеса и др. 

Управляющие верхнего уровня средних и крупных фирм концентрируют внимание на планировании будущего, постановке целей, определении  курсов действий, правил и процедур их выполнения. Они отвечают за процветание фирмы и потому должны планировать, направлять и контролировать ее деятельность. 

К верхнему уровню управления относят президента и вице-президентов. Понятно, что в фирме могут  быть несколько вице-президентов, ответственных  за отдельные сферы ее деятельности - производство, сбыт, снабжение, финансы, кадры или рекламу. 

Управляющие среднего звена возглавляют отделения  или отделы. Они должны организовать их работу так, чтобы цели фирмы были достигнуты, а ее политика проводилась  в жизнь, подбирать и сохранять хороших работников. Они отвечают, в основном, за руководство повседневной деятельностью своих подразделений. К среднему уровню руководства относятся управляющие конторами, цехами и складами, старшие мастера, начальники отделов технического контроля и качества продукции. Во многих крупных банках их филиалами руководят вице-президенты. Они отвечают за работу отделений банка и относятся к руководителям верхнего уровня. Управляющий отделением непосредственно подчинен вице-президенту по операциям отделений и относится к управляющим среднего уровня. 

Нижний уровень  управления – это уровень должностных  лиц, непосредственно руководящих  работой своих подчиненных. На этом уровне функции планирования и организации  реализуются в действиях управляющего, стимулирующего и направляющего деятельность работников. Типичные наименования должностей, занимаемых управляющими этого уровня: мастер, бригадир, начальник группы, агент по закупкам, экспедитор. Часто говорят, что такой управляющий нижнего звена находится «в середине», поскольку он располагается между непосредственными исполнителями и руководителями верхнего и среднего уровней. Управляющие нижнего уровня играют в фирме очень важную роль. Но обычно вышестоящее руководство не уделяет должного внимания серьезным проблемам управляющих нижнего уровня. К числу таких проблем относится низкая заработная плата, перегруженность, отсутствие полномочий, слабая профессиональная подготовка рядовых работников, а также то, что они могут не соответствовать предъявляемым к ним требованиям. 

Новичок начинает свою деятельность с должности управляющего нижнего уровня. Если он удержится  на этой должности от года до пяти лет, его могут продвинуть по служебной  лестнице до управляющего среднего уровня. На этой должности он будет считаться начинающим управляющим (все управляющие в течение первых десяти лет своей деятельности считают себя начинающими). Как бы ни была полезна и важна подготовка руководителей в вузах и на курсах, она никогда не заменит конкретной практической работы. Это справедливо даже для получивших ученую степень магистра в Гарвардской школе бизнеса. Чтобы стать хорошим управляющим, необходимо правильно сочетать теоретическую подготовку, полученную во время учебы, с практическим опытом. 

Информация о работе Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления