Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Сущность и содержание истории менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития: условия и факторы возникновения и эволюции менеджмента; основные этапы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента на современной этапе.

Работа содержит 1 файл

Тенденции развития менеджмента.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

К концу 1980-х годов  над социализмом нависла серьезная  опасность, которая проявлялась  в перманентных митингах и демонстрациях. Партийно-государственная власть во главе с Горбачевым М.С. предпринимала  уже более радикальные попытки  спасти строй посредством модернизации некоторых его основ. Так, была признана необходимость многообразия форм собственности и плюрализма типов хозяйства, разгосударствления, отказа от государственной и идеологической монополии КПСС и др. Но под давлением прогрессировавших политических и народных движений нарастали тенденции разложения системы, усиливалась борьба между поддерживавшими ее и противоборствующими силами.

Теория и практика управления в России в 1990-е годы. 

События августа 1991 г. внесли ясность в ситуацию противостояния и, по сути, ознаменовали собой завершение социалистического этапа общественного развития. Одновременно это означало окончание и очередного этапа эволюции отечественной управленческой мысли. С этого момента она вступает в современный этап своего развития, связанный с проведением радикальных рыночных реформ и построением принципиально новой системы хозяйственного управления. 

Новый этап углубления и ускорения формирования рыночных отношений в России был объявлен на V съезде народных депутатов РСФСР, состоявшемся в октябре-ноябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на съезде с Обращением к депутатам и народу, в котором, в частности, говорил о наличии уникальной возможности за несколько месяцев стабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоров ления. Реальные результаты, по его убеждению, должны быть получены уже к осени 1992 г. Ельцин предложил систему мер, в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования. 

Коренным поворотом  в переходе от планового управления экономикой к рыночному регулированию  является либерализация цен со 2 января 1992 г., получившая название «шоковая терапия». За короткий срок в стране были созданы коммерческие структуры, которые и ныне служат базой для рыночных отношений (коммерческие банки и различные биржи), многочисленные акционерные общества разнообразных типов, фирмы и корпорации как местного, так и федерального масштаба деятельности. С 1992 г. проводится реорганизация колхозов и совхозов, осуществляется перераспределение земель. 

Активное создание инфраструктуры для рыночного регулирования, внедрение в России западной модели реформ по ряду объективных и субъективных причин вызвало резкое ухудшение  социально-экономического положения населения страны. Вместо обещанной стабилизации экономики к осени 1992 г., спад производства составил почти 20%, в среднем потребительские цены на товары и услуги выросли в 13 раз, а денежные доходы – в 5,7 раза. 

Принятие в декабре 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России. Согласно новой Конституции основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент; он назначает Председателя Правительства с согласия Думы и представляет ей для обсуждения кандидатуру Председателя Центробанка. Все остальные должности исполнительной власти Президент назначает по своему личному усмотрению. 

Тем не менее, высокая  цена социально-экономических, общественно-политических и духовных, нравственных, культурных издержек преобразований, проведенных при М.С. Горбачеве и Б.Н. Ельцине, была обусловлена неподготовленностью как страны, новой политической элиты, так и общества в целом к масштабным, кардинальным переменам. 

31 декабря 1999 года  Б.Н. Ельцин добровольно досрочно уходит в отставку и своим приемником назначает В.В. Путина. Данное событие ознаменовало начало нового подхода в организации управления государством. Это вполне объективно, поскольку в процессе трансформации РСФСР в РФ в условиях перестройки, распада СССР и перехода к рыночным отношениям возникло множество проблем, решение которых во многом способствовало бы улучшению экономического положения страны, социального климата, обеспечения жизни России. 

К особенностям российского  бизнеса на современном этапе следует отнести следующие: 

1) отсутствие классических  рыночных условий – 75% экономики  монополизировано (государственные  и негосударственные монополии), коррупция, местничество; 

2) несовершенство  законодательного регулирования  рынка: структура себестоимости заставляет бизнесменов скрывать свои доходы – неполнота налоговых поступлений; негуманная система выплаты процентов за кредит; завышенные налоги на хранение продукции; несовершенная процедура банкротства и т.д.; 

3) отсутствие категории  образованных менеджеров как таковой. 

Для российского  менеджмента современного этапа  характерно: 

1) управление на  уровне «здравого смысла», невладение  современными концепциями и технологиями  управления, преобладание линейно-функциональных  структур; 

2) непонимание сути бизнеса и, как следствие, игнорирование потребностей клиентов; 

3) отсутствие обратной  связи; 

4) неготовность к  изменениям и самоизменениям; 

5) отсутствие у  менеджмента среднего звена мотивов  к зарабатыванию денег; 

6) бытует миф, что  качества руководителя появляются из качеств менеджера. 

Как говорилось выше, важным фактором, влияющим на специфику  менеджмента, является менталитет нации. От Азии Россия впитала форму группового мышления – группизм, а от Европы – индивидуализм с присущим ему  мировоззрением. 

По материалам журнала  «Эксперт», типичная российская компания сегодня – это небольшая, с  точки зрения глобальной экономики, компания с авторитарным лидером  во главе, который является собственником  и менеджером одновременно. Руководитель, гибко реагируя на изменения во внешней среде, переносит господствующие там принципы жизни – не по законам, а «по понятиям» – в компанию. Решения принимаются, исходя из краткосрочных, субъективных целей. 

Тем не менее, сегодня  в России стремительно формируется слой профессиональных менеджеров. Пока в их составе превалируют предприниматели-собственники, но после кризиса 1998 г. на передний план постепенно выходят наемные управляющие. 

  
 

  

Проблемы и перспективы  развития менеджмента на современном  историческом этапе. 

Рассматривая различные  подходы к управлению, О.С. Виханский  и А.И. Наумов  разделяют учения менеджмента на «одномерные» – научное  управление (Ф.У. Тейлор), бихевиористские  учения (Э. Мэйо, В.Д. Скотт1, М.П. Фоллет, А. Маслоу, Д. МакГрегор), и организационные теории (А. Файоль, М. Вебер); «синтетические» – системный подход, си туационные теории, теоретические разработки П. Дракера, теория «7S», теория Z. 

  
 

  

Теория «7S». 

Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций  менеджмента является теория «7S», разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой «Маккинзи». Первая пара – Т. Питерс и Р. Уотермен, обобщившие опыт ведущих компаний США и опубликовавшие книгу «В поисках эффективного управления» (1982)1 (эта книга была переведена на русский язык и опубликована в издательстве «Прогресс» в 1986 г.), вторая пара – Р. Паскаль и Э. Атос, авторы не менее известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих»2. 

Исследования данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «S», эта концепция получила название «7S». Ключевыми составляющими являются следующие: 

• стратегия (strartegy) – планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей; 

• структура (structure) – внутренняя композиция организации, отражающая членение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними; 

• системы (systems) –  процедуры и рутинные процессы, протекающие  в организации; 

• штат (stuff) – ключевые группы персонала, существующие в организации  и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.; 

• стиль (style) – способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура; 

• квалификация (skill) – отличительные возможности  ключевых людей в организации (мастерство); 

• разделяем ценности (separate values) – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов. 

В соответствии с  данной концепцией, только те организации  могут эффективно функционировать  и развиваться, в которых менеджеры  могут содержать в гармоничном  состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих. 

Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил, что в результате неопределенности, существующей в окружении организации, множественности возможных решений  управленческих задач, порождаемой  разнообразием ситуаций, нет и не может быть единого универсального подхода к управлению вообще, попытки найти общие характеристики любого управления никогда не прекращались. Идея единого для всех организаций, универсального управления в 50–60-е гг. как бы априорно предполагала, что в основе теоретической модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента, считавшийся в то время не без оснований лучшим и образцовым. Однако практика 70-х гг. показала, что американский тип управления не только не является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим. Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского управления с японским. 

  
 

  

Теория «Z». 

Американский профессор  У. Оучи выдвинул в 1981 г. теорию «Z», как  бы дополняя тем самым идеи Макгрегора, высказанные им в виде теории «X» и теории «Y». Оучи, изучив японский опыт управления, пришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. При этом, хотя теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик управления, данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией. 

Исходным пунктом  концепции Оучи является положение  о том, что человек – основа любой организации и от него, в  первую очередь, зависит успех функционирования организации. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему: 

• долгосрочный наем кадров; 

• групповое принятие решения; 

• индивидуальная ответственность; 

• медленная оценка кадров и их умеренное продвижение; 

• неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных  методов; 

• неспециализированная карьера; 

• всесторонняя забота о работниках. 

Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и ниспровергая с пьедестала незыблемых истин положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении. 

  
 

  

Теория «хаоса». 

Важным шагом в  развитии методологии современной  науки явилось формирование «теории  хаоса». Изданная в 1987 г. и широко известная  на Западе книга Дж. Глика «Хаос: становление новой науки» оказала  существенное влияние на развитие методологии как естественных, так и гуманитарных наук, в том числе на развитие теории менеджмента. 

Вопросы изучения и  решения проблемы хаоса очень  актуальны и для развития экономики, особенно это касается современного состояния экономики России, стран бывшего СССР и Восточной Европы. Темп, глобальность изменений, происходящих в экономике и жизни общества, не знают аналогов в новой истории человечества. 

Согласно Дж. Глику, основным катализатором теории хаоса  были исследования ученого метеоролога  Э. Лоренса. В начале 60-х годов ХХ столетия Лоренс разработал программу для компьютера, которая копировала систему погодных условий. Набирая бесчисленное количество раз цифры, которые представляли собой начальное состояние ветра и температуры, Лоренс создал в результате рисунок погоды. К своему удивлению, он обнаружил, что даже мельчайшие изменения вызывали потрясающие изменения в картине погоды. Это первый вывод из теории хаоса. То, что оказалось верным для погоды, в равной степени оказалось верным для большинства физических и экономических систем как макроуровня, так и микроуровня. 

Информация о работе Тенденции развития менеджмента: основные этапы, научные школы и концепции управления