Сущность стратегического управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть применение стратегического управления на примере компании Google. В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию «стратегическое управление»;
2. Рассмотреть школы, типы и этапы стратегического управления;
3. Проанализировать методы и модели стратегического управления;
4. Рассмотреть стратегическое управление на примере компании Google.
Объект данной работы – стратегический менеджмент как элемент управления предприятием

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
2
СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Сущность, функции и содержание стратегического управления
4
Школы стратегического менеджмента
8
Виды стратегического управления
15
Этапы стратегического управления
19
МЕТОДЫ И МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
22
Методы стратегического управления
22
Модели стратегического управления
24
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ GOOGLE
30
Компания Google и история ее развития
30
Стратегическое управление на примере компании Google
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48
Список использованной литературы
50

Работа содержит 1 файл

Курсовая Сизова.docx

— 137.83 Кб (Скачать)
  1. Школа планирования

Школа Планирования также ведет отсчет с 60-х, ее самый  ранний и наиболее влиятельный автор - Игорь Ансофф.

Основные  идеи школы планирования - построение стратегии как формальный процесс - включали: формальные процедуры, формальное обучение, формальный анализ, множество цифр. Выработка стратегического курса была прерогативой высококвалифицированных плановиков, входящих в состав специализированных отделов стратегического планирования, имеющих прямой выход на высшее руководство организации.

Здесь формирование стратегии является неотъемлемой частью процесса планирования. Поэтому это  очень формализованный, рациональный процесс, обычно разделяемый на конкретные шаги, каждый из которых сопровождается аналитической работой и поиском  ответов на ряд вопросов.

Основные шаги стратегического планирования:

1. Стадия  постановки задач

2. Стадия  внешнего аудита

3. Стадия  внутреннего аудита

4. Стадия  оценки стратегии

5. Стадия  операционализации стратегии

6. Программирование  процесса в целом

  1. Школа позиционирования

Исходные  положения школы позиционирования выглядят следующим образом:

1) Стратегии представляют собой специфические общие, рыночные позиции компаний, которые могут быть идентифицированы

2) Эти рыночные позиции являются экономическими и конкурентными

3) Таким образом, процесс формирования стратегии - это сделанный на основе аналитических расчетов выбор одной определенной позиции

4) Основную роль в этом процессе играют аналитики, представляющие результаты своих расчетов, официально контролирующим выбор менеджерам

5) Следовательно, на "выходе" процесса организация получает "готовую к употреблению" стратегию; структура рынка активно стимулирует возникновение предначертанных стратегий позиционирования, которые, в свою очередь, активно воздействуют на организационную структуру

Новую жизнь  в эту Школу вдохнули работы Майкла Портера по конкурентной стратегии  начала и середины 80-х. Выход знаменитой книги "Конкурентная стратегия" (1980) стал переломным для школы позиционирования.

Модель  конкурентного анализа М. Портера  состоит из следующих элементов:

1) Угроза со стороны новичков рынка

2) Рыночная власть поставщика фирмы

3) Рыночная сила клиентов фирмы

4) Угроза товаров-заменителей

5) Интенсивность соперничества между конкурирующими фирмами

  1. Школа предпринимательства

Центральное понятие школы предпринимательства - видение: мысленное представление  стратегии, рожденное или отображенное в сознании руководителя организации. Предвидение вдохновляет и дает руководящую идею. Видение мысленно напоминает четкий план, выраженный в  словах и цифрах. Благодаря этому  оно отличается гибкостью, и любой  руководитель легко адаптирует его  к своему опыту.

Сторонники  этой школы считают, что ключевым, обеспечивающим успех организации  фактором является персонализированное  руководство, базирующееся на стратегическом предвидении. Они распространяют данный принцип в первую очередь на сферу  бизнеса и другие области человеческой деятельности. По их мнению, этот принцип  верен не только в условиях становления  новых организаций, но и в ситуациях, когда "полностью перестраиваться" приходится и попавшим в трудное  положение достаточно опытным организациям.

  1. Когнитивная школа

Когнитивная школа - развивающаяся школа, а ее предмет - процесс формирования стратегии. Посылки, на которых основываются построения школы познания:

1. Формирование  стратегии есть протекающий в  сознании стратегии процесс познания

2. Стратегии  зарождаются как перспективы,  предписывающие способы получения  информации из окружающей среды

3. Эта информация, прежде чем она будет расшифрована  с помощью когнитивных карт (определяют  важные для менеджеров факторы), проходит сквозь всевозможные  искажающие фильтры, или (согласно "объективной" ветви) является  просто интерпретацией мира, существующего  только в том виде, в каком он воспринимается

4. Изменение  стратегий сопряжено со значительными трудностями

Когнитивная школа уделяет большое внимание конкретным стадиям процесса формирования стратегии, особенно периодам первоначального  понимания стратегии, периодам переосмысления принятых стратегий и периодам привыкания к ним, вследствие когнитивного закрепления  организаций.

  1. Школа обучения

Школа обучения признает, что стратегии возникают  тогда, когда люди - действуя иногда индивидуально, но чаще коллективно - приходят к изучению складывающейся ситуации и способностей организации справиться с нею и, в конечном счете, к действенной схеме поведения.

Основные положения школы обучения:

1) Сложный и непредсказуемый характер внешней среды организации, часто в совокупности с необходимостью постоянно обновлять необходимые для выработки стратегии знания, препятствует осуществлению взвешенного контроля; выработка стратегии должна, прежде всего, обрести форму процесса обучения - по крайней мере, в тот период, когда формулирование и внедрение становятся неразделимыми.

2) Возможно, лучшим в организации "учеником" должен быть ее руководитель, но гораздо чаще имеет место обучение коллектива: в большинстве организаций есть место потенциальных стратегов.

3) Процедура обучения носит развивающийся характер, через поведение, которое способствует ретроспективному мышлению, направленному на осмысление предпринимавшихся действий. Стратегические инициативы осуществляются теми, у кого есть способности для обучения. Таким образом, стратегии могут возникать в самых неожиданных местах и самым необычным образом. Удачные инициативы формируют опыт действий, которые могут перерасти в схему, т. е. развивающуюся стратегию.

4) Следовательно, роль руководства заключается не в попытках заранее представить, каким будут сознательно разработанные стратегии, а в том, чтобы управлять процессом стратегического обучения там, где могут развиваться новые стратегии.

5) Таким образом, стратегии первоначально появляются как схемы действий из прошлого; вероятно, некоторые из них превращаются в планы на будущее, и в конечном итоге их можно воспринимать как перспективы направления общей деятельности.

  1. Школа власти

Основные  положения школы власти выглядят следующим образом:

1. Формирование стратегии определяется властными и политическими силами, будь то процессы, происходящие внутри организации, или же действия организации во внешней среде;

2. Возникающие таким образом стратегии, как правило, носят спонтанный характер и принимают форму позиции или уловки, а не перспективы;

3. Микровласть рассматривает создание стратегии как взаимодействие, основывающееся на методах убеждения, переговоров, а иногда и прямой конфронтации, в форме политических игр вокруг пересекающихся интересов и образующихся коалиций, ни одна из которых не обладает доминирующими позициями в течение длительного периода времени;

4. Макровласть рассматривает организацию как стремящуюся к своему благополучию посредством контроля над действиями других агентов рынка или путем кооперации с ними. При этом компании опираются как на стратегическое маневрирование, так и на коллективные стратегии в различного рода сетевых структурах и альянсах.

Используя термин "власть", обозначались влияния, выходящие за пределы экономики, что подводило достаточно близко к политике. Политика в данном контексте  означает использование власти иным, нежели чисто экономическим, образом. Подобный подход предполагает использование  скрытых, нарушающих нормальное течение  экономических процессов, методов, приемов, ходов, однако он в равной степени допускает и заключение преследующих аналогичные цели взаимовыгодных соглашений, альянсов.

  1. Школа культуры

По мнению сторонников этой школы, общепринятые убеждения, традиции и история или  культура создают ожидания. Ожидания затем формируют поведение. Это  приводит конкретному набору взглядов и намерений, которые формируют  активные стратегии. Преимущество такой  культурной или идеологической стратегии  в том, что консенсус и общие  интересы делают ее очень интегрированной  и прочной. Опасность заключается  в том, что чем сильнее и  богаче культура, тем сложнее будет  изменить существующую стратегию в будущем.

Выделяются  следующие основные посылки школы культуры:

1. Формирование стратегии - это процесс социального взаимодействия, основанный на общих для членов организации убеждениях и понимании;

2. Верования индивида есть результат процессов приобщения к определенной культуре или социализации, как правило, не выраженных явно и невербальных, хотя иногда могут оставаться для них малопонятными;

3. Следовательно, члены организации способны лишь отчасти охарактеризовать убеждения, на которых базируется их культура, в то время как ее источники и объяснения могут оставаться для них малопонятными;

4. Как следствие, стратегия принимает форму, прежде всего перспективы и только во вторую очередь позиции, укоренившейся в коллективных устремлениях и отраженной в моделях, защищающих глубинные ресурсы и возможности организации, образующие основу ее конкурентных преимуществ. Таким образом, основной характеристикой стратегии выступает предначертанность (даже если она не вполне осознанна);

5. Культура и в особенности идеология содействуют скорее не стратегическим изменениям, а сохранению текущей стратегии; в лучшем случае они допускают корректировки в рамках общей стратегической \ перспективы организации.

  1. Школа внешней среды

Внешняя среда включает в себя совокупность сил вне организации, которые  школа внешней среды рассматривает  как главного героя "пьесы". При  этом авторы подобных воззрений склонны  отводить организации пассивную  роль, которая заключается в реакции  на происходящие во внешнем окружении события. Создание стратегии сводится к процессу некоего отражения, что, по сути, выводит школу за границы стратегического управления.

Школа внешней  среды помогает сбалансировать общее  представление о формировании стратегии, полагая внешнее окружение третьей - наряду с руководством и организацией - основной силой стратегического  процесса. Эта школа ставит и руководство, и организацию в зависимость  от внешней среды, т. е. "командование" стратегией переходит к внешнему окружению.

  1. Школа конфигурации

Школа конфигурации (трансформации, структурная школа) рассматривает формирование стратегии, как нечто, определяемое временем или  обстоятельствами. Вместо того чтобы  выделять лучший способ формирования стратегии, этот подход считает, что  любой или все методы могут  подойти в различных обстоятельствах. Однако природа и форма организации, например, ее размер или зрелость, объединенные с конкретным окружением в данный момент времени, означают, что скорее будет выбран один путь формирования стратегии, а не другой. Разные процессы формирования стратегии, таким образом, случаются в определенных исторических фазах жизненного цикла организации. Доминирует ли формальное планирование или интуиция, играет важную роль политика или видение, или выходит на сцену любая другая возможность формирования стратегии, зависит от времени и контекста. Этот подход означает, что исследование концентрируется на определенных периодах в истории организаций (рост, перемены, стабильность), стадии жизненного цикла (рост, зрелость, упадок), а также типе и форме организации, чтобы понять, если ли видимая логика или система.

Конфигурация - это рассмотрение устойчивых структур организации и внешнего контекста. Трансформация - это рассмотрение процесса разработки стратегии. За конфигурацией  неизбежно следует трансформация.

Проанализировав школы стратегического управления, можно сделать вывод, что каждая из школ имеет свои объективные как достоинства, так и недостатки. Следовательно, важно научиться применять нужные и эффективные методы из всего арсенала методов, предоставляемого школами, для решения задач стратегического менеджмента, возникающих в конкретных организациях и в определенный момент времени.

 

    1. ВИДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Существуют  следующие основные виды стратегического  управления:

  1. Управление на основе решения стратегических задач

Управление  путем ранжирования стратегических задач ориентируется на тактическую  выживаемость, в основе которой лежит  сохранение позиций предприятия в базовых сферах.

Информация о работе Сущность стратегического управления организацией