Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:21, курс лекций
Впервые методы стратегического менеджмента были разработаны в США в начале 1970-х гг. консультационной фирмой McKincey и применены на практике в 1972 г. в компаниях General Electric, IBM, Coca-Cola и др. В начале 1980-х гг. они уже использовались почти половиной крупных корпораций.
Виртуальное объединение (корпорация) возникает, когда производство достигает высшей степени технологической расчлененности и основной проблемой становится оптимальное комбинирование его частей и дистанционное управление деятельностью фирм, интеграцией с любыми партнерами, находящимися в разных уголках мира, как единым процессом с помощью компьютерных сетей и телекоммуникаций в реальном масштабе времени.
В результате создается виртуальная продукция (услуги), которая в виде концепции существует еще до производства в голове заказчика и программах компьютеров. Она может материализовываться в любое время и в любом месте в бесчисленном количестве вариантов моделей, типов оформления по желанию клиентов. Поэтому предприятия, особенно выпускающие информационный продукт, сначала его продают, а затем производят.
Роль головной фирмы виртуального объединения сводится к поиску клиентов, анализу их запросов, разработке продукции, отвечающих их требованиям, организации се производства, доставки, послепродажного обслуживания.
Экономический эффект от виртуальной интеграции возникает в результате оптимизации трансакционных издержек с помощью информационных технологий в каждом звене цепочки ценностей.
Помимо
виртуального предприятия,
организующего процесс
производства виртуальной
продукции, формами
виртуальной интеграции
являются: виртуальный
магазин, ориентированный
на торговлю в виртуальном
пространстве готовыми
товарами, если потребление
персонифицировано
до уровня физического
лица, спрос имеет глобальный
характер, а товары могут
свободно доставляться
в любую точку; виртуальный
аукцион; виртуальное
бюро заказов.
Финансово-промышленные группы
Специфической организационной формой развития интеграционных процессов (в сущности, объединяющей инсортинговый и аутсортинговый типы) является финансово-промышленная группа (ФПГ), участники которой могут быть связаны между собой:
Для реализации своих целей ФПГ должна включать как производственные, так и финансовые структуры, действующие или как материнское и дочерние общества, либо частично или полностью объединившие свои активы на основе договора. Они осуществляют экономическую или технологическую интеграцию для реализации инвестиционных программ или программ, направленных на повышение конкурентоспособности.
Финансово-промышленные группы можно классифицировать по следующим основаниям.
Во-первых, по способу формирования:
Во-вторых, по типу интеграции субъектов (горизонтальная, вертикальная, диагональная).
В-третьих, по форме собственности объединяемых фирм (государственная, частная или смешанная).
В-четвертых, по организационно-правовой основе управления (владение акциями, договор траста, соглашение об образовании ассоциации).
В-пятых, по сфере действия (национальные или международные).
В-шестых, по особенностям «ядра», которым может быть:
В ФПГ «под одной крышей» могут объединяться:
Высшим органом ФПГ является совет управляющих, который принимает стратегические решения и осуществляет их через центральную (головную) компанию. В соответствии с законодательством РФ она может быть:
Головная фирма выступает в основном в роли банкира, контролирующего финансовое состояние дочерних предприятий и распределение финансовых потоков; представляющего интересы участников в отношениях с третьими лицами, в том числе с государством. Она ведет сводный учет, отчетность, анализ финансово-хозяйственной деятельности; составляет балансы, разрабатывает бизнес-планы; осуществляет экспертизу, маркетинговые исследования; предоставляет юридические и консультационные услуги. Практика показывает, что головная компания имеет даже возможность оказывать давление на государство с целью заключения выгодных сделок, приобретения монополии или изменения в свою пользу правил игры.
Дочерние фирмы являются автономными подразделениями, и на их деятельность накладываются лишь финансовые ограничения.
ФПГ разрабатывает и реализует деловые стратегии преимущественно с опорой на национальные ресурсы. В ее рамках при поддержке государства происходят процессы целенаправленной концентрации собственности, интеграции производственной деятельности, того и другого одновременно. Они отражают тенденции концентрации капитала, интеграции, диверсификации форм и направлений развития производства, его интернационализацию и глобализацию.
В результате, с одной стороны, формируется многофункциональная финансово-промышленная структура, объединяющая капиталы разных отраслей и сфер экономики, прежде всего определяют научно-технический прогресс.
С другой стороны, возникает суперкорпорация, где под «одной крышей» с учетом экономической целесообразности объединяются: производственные предприятия, банки, биржи, пенсионные фонды, консалтинговые, брокерские, рекламные, торговые, сервисные организации.
Задачами ФПГ являются:
Стратегические сети
Описанные интеграционные процессы ведут к формированию стратегических сетей. Сеть — это совокупность фирм и их объединений, деятельность которых координируется рыночными механизмами, и цепочка команд заменяется цепочкой заказов.
Развитие сетей началось в 1980-х гг. в связи с обострением международной конкуренции. Они могут объединять связанных между собой технологически и экономически, заинтересованных в сотрудничестве поставщиков, потребителей, дистрибьюторов продукции, сотрудничающих на принципах свободы определения партнеров и обмена информацией, доверия и соблюдения морально-этических норм.
Такие объединения предназначены для:
Общими особенностями сетевых структур являются:
Конфигурация сетей может меняться, они сами переплетаться, в результате чего многие фирмы становятся участницами ряда объединений одновременно.
Сетевые структуры бывают нескольких типов.
Во внутренне ориентированные включаются юридически самостоятельные предприятия, контролируемые холдинговой или материнской акционерной компанией. Часть их продукции продается на внутрифирменном, а часть на обычных рынках по складывающимся ценам, что позволяет корректировать внутренние (трансфертные). Конкурентные преимущества достигаются за счет высокой степени свободы, предоставленной подразделениям.
Таблица
7.3.
Тип сети | Особенности организации | Сферы применения | Недостатки, связанные с расширением сети | Недостатки, связанные с модификацией структуры |
Внутренняя | Крупная фирма, основанная на объединении собственности, создающая рыночно ориентированные связи с вертикальным потоком информации. | Традиционные отрасли, требующие крупных вложений и стремящиеся к максимальному использованию ресурсов | Высокая зависимость от центра субъектов | Ограничение творческого потенциала субъектов |
Стабильная | Связи выходят за пределы внутреннего рынка | Отрасли, выпускающие сравнительно сложную многокомпонентную продукцию. | Внутренние отношения осуществляются на основе команд | Сложность координации текущей деятельности |
Динамичная | Независимые элементы вдоль ценностной цепочки образуют временные объединения | Отрасли с низким техническим уровнем и коротким производственным циклом и динамичные высокотехнологичные отрасли | Трудности в разграничении выгод | Возможность блокирования инициативы со стороны центра соответствующими компаниями |
Информация о работе Сущность концепции стратегического менеджмента