Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:21, курс лекций
Впервые методы стратегического менеджмента были разработаны в США в начале 1970-х гг. консультационной фирмой McKincey и применены на практике в 1972 г. в компаниях General Electric, IBM, Coca-Cola и др. В начале 1980-х гг. они уже использовались почти половиной крупных корпораций.
В то же время процесс объединения может происходить на основе долгосрочных контрактов, и тогда образуется сеть, объединяющая юридически и экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов.
Процесс организационного объединения предприятий, вытекающий из стоящих перед ними целей, получил название интеграция.
Этот же термин применяется и для характеристики объединения элементов производственного процесса и денежных средств. Таким образом, можно говорить не только об организационной, но технологической и финансовой интеграции.
Целями интеграции являются:
Организационные формы интеграции инсортингового типа
Инсортинговая (внутренняя) интеграция предполагает, что все виды деятельности, связанные с производством и реализацией конечной продукции, осуществляются предприятиями «под крышей» одной компании. Управление всем комплексом осуществляется менеджерами головной компании, но предприятия, входящие в объединение, конкурируют между собой за централизованно распределяемые общие ресурсы (в основном — финансовые).
Инсортинговый тип производственной интеграции осуществляется на основе стратегий связанной диверсификации, а финансовой — несвязанной диверсификации. Созданная интегрированная структура может иметь следующие основные формы.
Во-первых, единая акционерная компания, представляющая собой предприятие или группу предприятий, одно из которых является головным, а остальные — его филиалами, обычно не имеющими статуса юридического лица. Головное предприятие выполняет функцию центра, осуществляющего интеграцию и непосредственно управляющего всей производственно-хозяйственной деятельностью комплекса.
Во-вторых, многоуровневая корпорация в виде системы материнского и дочерних предприятии, контрольным пакетом акций которых головная компания владеет. Предприятия формально являются юридически самостоятельными субъектами и сами могут обладать пакетами акций третьих («внучатых») компаний, но экономически зависят от материнского (головного). Здесь имеет место уже не только внутриотраслевая, но и межотраслевая интеграция.
В-третьих, организационной формой как внутриотраслевой, так и межотраслевой интеграции, основанной на владении акциями, являются холдинговые компании, впервые появившиеся в XIX в. в Нью-Джерси (США).
Холдинги и подконтрольные им предприятия являются ОАО, в то же время и сами могут быть дочерними, не владеющими акциями материнской фирмы.
Они создаются для координации текущей деятельности, проведения согласованной инвестиционной политики на подконтрольных предприятиях (часто смежниках) и являются своего рода вершиной пирамиды, растущей в результате слияний и поглощений.
Здесь головная фирма (холдинг) сама обычно уже ничего не производит (чем отличается от многоуровневой корпорации). Она лишь управляет деятельностью других фирм (часто больших по размеру). Ее создание требует меньших затрат, чем покупка активов, слияния и поглощения. Таким образом, холдинг - это специфическое управленческое и финансовое ядро современной корпорации.
Холдинговая компания называется диверсифицированной, если входящие в нее фирмы не имеют функциональных, технологических и иных связей, относятся к разным сферам экономики. Тогда имеет место исключительно финансовое управление.
Головные (материнские) компании холдинга выполняют следующие функции:
Существуют следующие виды холдингов:
Чистый холдинг (в России - финансовый) - более половины его капитала должно быть представлено в ценных бумагах (обычно центрального банка); остальное - в имуществе, необходимом для управленческой и финансовой деятельности. Вмешиваться в текущие хозяйственные вопросы подконтрольных фирм он не может.
Смешанный холдинг занимается и определенной производственной деятельностью. Это - типичная форма головных компаний многонациональных корпораций, имеющих форму либо промышленных концернов, либо конгломератов.
В
качестве интегрирующего
субъекта может выступать
трастовая компания,
которой фирмы передают
на основе доверительного
договора (траста) под
временное управление
свое имущество (прежде
всего, ценные бумаги).
Организационные формы интеграции аутсортингового типа
В аутсортинговой интеграции участвуют юридически не зависящие (ни прямо, ни косвенно) друг от друга субъекты, связанные, однако, экономическими интересами. Действуя сообща, они получают больший хозяйственный эффект, чем работая в одиночку.
Организационными формами аутсортинговой интеграции являются совместные предприятия (СП), стратегические альянсы и виртуальные корпорации.
Создавая совместные предприятия, частная фирма объединяется с государственной или национальная с иностранной. При этом СП не являются дочерними компаниями, сохраняют значительную самостоятельность по отношению к учредителям, имеют четкое юридическое и организационное оформление, обладают собственным оборудованием, персоналом.
Особенность современных СП состоит в том, что создавшие их партнеры, сотрудничая в производстве определенного продукта или в определенной стране, могут выступать как конкуренты на других рынках.
СП целесообразны, если:
Стратегические альянсы представляют собой совокупность долговременных хозяйственных связей между партнерами (производителями и потребителями), часто разбросанными по всему миру. От совместных предприятий альянсы отличаются более коротким сроком существования и менее детальными договоренностями.
Альянсы являются ассоциативной формой организации предпринимательства в рамках отраслей (прежде всего наукоемких), опосредствующей реализацию совместных стратегий.
Обычно основой стратегических альянсов являются соглашения о сотрудничестве между фирмами, входящими в ценностную (технологическую) цепочку или участвующими в деле создания и внедрения новых продуктов и технологий.
Создание альянсов в соответствии с долговременными целями партнеров происходит ради повышения гибкости, достижения конкурентных преимуществ, эффективного использования рыночной ситуации снижения трансакционных издержек, облегчения доступа к новым технологиям и местным рынкам, совместного осуществления маркетинга и пр.
Их участники совместно осуществляют исследования, освоение новинок, производство отдельных компонентов, сборку конечной продукции, сбыт, обмениваются технологиями, проводят единую техническую политику. Это обеспечивает компенсацию их слабых сторон и усиление позиций в конкурентной борьбе.
В то же время фирмы в рамках альянсов, как и в случае с СП, продолжая соперничать в одних сферах, сотрудничают в других, поэтому не рассматривают друг друга как стратегических конкурентов.
Первоначально стратегические альянсы стали формироваться как международные (МСА), а затем в противовес им для защиты своих интересов начали объединяться фирмы одной страны, образуя национальные стратегические альянсы (НСА).
Существуют следующие виды стратегических альянсов.
Во-первых, прямые и обратные соглашения между производственными единицами, являющиеся переходной формой между рынком и нерыночными сделками:
Во-вторых, соглашения об участии в активах (о приобретении долей, обмене акциями, создании совместных предприятий неакционерного типа и участии в акционерном капитале, слияниях и поглощениях).
Издержки и выгоды сотрудничества в рамках альянсов приведены в табл. 7.2.
Таблица 7.2.
Издержки и выгоды
сотрудничества в рамках
альянсов
Издержки | Выгоды |
Риск утраты превосходства в технологии, конкурентной позиции | Возможность получать знания, опыт, адаптироваться, совместно разрабатывать новые продукты |
Потеря времени, денег, статуса | Доступ к ресурсам, улучшение использования производственных мощностей |
Возможность неудачи по вине партнеров | Уменьшение общих затрат, разделение рисков |
Утрата автономии, единоличного контроля над деятельностью | Приобретение возможности внедриться в новые сферы, на новые рынки |
Потеря стабильности | Облегчение решения непредвиденных сложных проблем, диверсификации, отражения натиска конкурентов |
Обострение конкуренции | Получение взаимной поддержки, синергетического эффекта |
Усложнение координации | Ускорение рыночной реакции |
Неоднозначность отношения национальных властей | Облегчение проникновения в другие страны |
Виртуальная стратегическая интеграция - это механизм объединения ресурсов и возможностей группы независимых предприятий передовых отраслей на основе информационных технологий для осуществления совместных проектов.
Особенностями виртуальных объединений являются:
Информация о работе Сущность концепции стратегического менеджмента