Сущность и принципы стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Изменение условий деятельности фирм в настоящее время. Реакция внутрифирменных условий управления и планирования на изменение. Стратегия и стратегическое планирование. Модель и принципы стратегического планирования.

Работа содержит 1 файл

Plan_4_VAMIN3.doc

— 2.86 Мб (Скачать)

Изменчивая технология: производство бытовой техники.

Определите  вид технологии по каждой СЗХ Вашей  фирмы.

Так как Вамин занимается производством продуктов питания, то в основном во всех СЗХ представлена стабильная технология. Однако современные условия ведения бизнеса предполагают постоянные модификации и улучшение некоторых параметров продукции.

Сформулируйте основные пути учета различных технологий в процессе формирования и планирования корпоративной стратегии Вашей фирмы.

Исторический опыт показывает, что в отраслях со стабильной технологией в течение периодов G1и G2 рост объема продаж связан с увеличением прибыльности. Отрасль, которая оставалась технологически стабильной на участках G1 и G2(верхний график), может оказаться в условиях «плодотворной» технологии на этапе своей зрелости (М). В лучшем случае, если качества продукции коренным образом обновлены, то это может привести к устареванию ранее выпускавшейся продукции и вдохнуть новую жизнь в спрос. Но более типичным является сохранение или расширение фирмой своей доли рынка за счет более слабых конкурентов.

В период зрелости (участок М) разработка и выпуск новой продукции используются также для проникновения в  менее насыщенные области спроса. При стабильной технологии корпоративное руководство является определяющим в двух случаях: в период возникновения спроса и развития отрасли (Е), а также когда спрос развит (М) и начинается его спад (D).

Между этими периодами, как показало обобщение опыта, фирма развивается успешно, если критически важная функция получает приоритет. В период роста (G1) — это производство и соответствующий ему образ мышления. Затем, на участке G2, маркетинг становится важнейшей функцией, определяющей успех деятельности фирмы.

НИОКР после того, как внесли свой первоначальный вклад в развитие отрасли, обычно становятся второстепенной обеспечивающей функцией до периода  зрелости отрасли (М), когда они часто  используются корпоративным руководством в «спасательной» роли.

Таким образом руководству фирмы необходимо постоянно модифицировать продукцию для проникновения в менее насыщенные области спроса.

 

  • Определение влияния технологии на стратегию в СЗХ.
  • Сделайте расчет влияния технологических факторов на стратегию ведения дела в каждой СЗХ фирмы.

     

    Факторы

    № СЗХ

    Приоритетность

    Интенсивность в действующей  стратегии

    Будущая интенсивность

    Стратегический разрыв

    Инвестиции в НИОКР

    1

    2

    5

    5

    0

    2

    8

    4

    5

    1

    3

    7

    4

    5

    1

    4

    3

    3

    3

    0

    5

    4

    1

    1

    0

    6

    9

    1

    1

    0

    7

    5

    2

    3

    1

    8

    6

    3

    4

    1

    9

    1

    5

    5

    0

    Позиции в конкурентной борьбе

    1

    2

    5

    5

    0

    2

    7

    2

    3

    1

    3

    8

    1

    3

    2

    4

    3

    4

    4

    0

    5

    5

    5

    5

    0

    6

    9

    4

    4

    0

    7

    6

    4

    4

    0

    8

    4

    1

    3

    2

    9

    1

    1

    3

    2

    Динамика продукции

    1

    1

    4

    5

    1

    2

    4

    3

    3

    0

    3

    5

    4

    4

    0

    4

    3

    3

    3

    0

    5

    8

    0

    0

    0

    6

    9

    0

    1

    1

    7

    7

    1

    1

    0

    8

    6

    3

    4

    1

    9

    2

    4

    5

    1

    Динамика технологии

    1

    1

    3

    3

    0

    2

    5

    2

    2

    0

    3

    6

    1

    2

    1

    4

    7

    1

    2

    1

    5

    8

    1

    1

    0

    6

    9

    1

    1

    0

    7

    4

    2

    2

    0

    8

    3

    3

    3

    0

    9

    2

    3

    4

    1

    Динамика конкуренто-

    способности

    1

    3

    4

    4

    0

    2

    6

    2

    3

    1

    3

    7

    3

    4

    1

    4

    4

    5

    5

    0

    5

    8

    3

    3

    0

    6

    9

    2

    3

    1

    7

    5

    5

    5

    0

    8

    2

    3

    4

    1

    9

    1

    3

    4

    1


    Определите  перечень мероприятий по каждой СЗХ  в обеспечении ликвидации стратегического  разрыва.

    СЗХ2: необходимо внедрение  контроля качества продукции, а также  расширение рынков сбыта продукции.

    СЗХ3: необходимо выделить дополнительные средства на финансирование НИОКР и обновление оборудования, за счет чего должны повыситься производительность и качество продукции.

    СЗХ8: необходимо увеличить объемы производства путем привлечения новых клиентов, заключения ряда договоров, провести большую рекламную акцию.

    СЗХ9: необходима замена оборудования, в результате чего предполагается снизить издержки производства, внедрить новую технологию производства и улучшить дизайн упаковки для повышения конкурентоспособности продукции за пределами РТ.

    Проанализируйте критические функции для достижения успеха фирмы в зависимости от типа технологии и фазы жизненного цикла спроса по данным таблицы.

    Критические функции для достижения успеха фирмы.

              Фазы       

                 ЖЦС

    Техно-

    логии

    Е

    G1

    G2

    M

    Д

    Устойчивая/

    Критическая функция

    Общее управление

    Производство

    Маркетинг

    Общее управление

    Общее управление

    Вклад в НИОКР

    Нововведения

    Совершенствование технологического процесса

    Разработка новой продукции

    Нововведения

            

              -

    Плодотворная/ Критическая функция

    Общее управление

    Общее управление

    Общее управление

    Общее управление

    Общее управление

    Вклад в НИОКР

    Нововведения

    Совершенствование технологического процесса. Разработка новой продукции.

    Совершенствование технологического процесса. Разработка новой продукции.

    Нововведения

            

              -

    Изменчивая / Критическая  функция

    Общее управление НИОКР

    Общее управление НИОКР. Производство. Маркетинг.

    Общее управление НИОКР. Производство. Маркетинг.

    Общее управление НИОКР.

    Общее управление НИОКР.

    Вклад в НИОКР

    Нововведения

    Смена технологии. Совершенствование  технологии. Разработка новой продукции.

    Смена технологии. Совершенствование  технологии. Разработка новой продукции.

    Нововведения. Смена технологии.

    Смена технологии.


    При стабильной технологии корпоративное руководство является определяющей в двух случаях:

     в период возникновения  спроса и развития отрасли  (Е), а также когда спрос развит (М) и начинается его спад (Д).

    Между этими периодами  фирма развивается успешно, если критически важная функция получает приоритет. В период роста (G1) – это производство и соответствующий ему образ мышления. Затем, на участке G2, маркетинг становится важнейшей функцией, определяющий успех деятельности фирмы.

    НИОКР, после того, как  внесли свой первоначальный вклад в развитие отрасли, обычно становится второстепенной обеспечивающей функцией до периода зрелости отрасли (М), когда они используются корпоративным руководством в «спасательной» роли.

    Нижние строки Таблицы 5.2. показывают, что в технологически активных отраслях НИОКР играют ключевую роль на всем протяжении жизненного цикла спроса. Важное различие между условиями «плодотворной» и «изменчивой» технологии заключаются в том, что в первом случае вклад НИОКР в обеспечении успешной деятельности фирмы осуществляется через развитие производства и продукции, а во втором - исследование имеют самостоятельное значение.

    Запишите условия, при которых та или иная функция  выступает как основная.

    Производство выступает как основная движущая сила фирмы в условиях стабильной технологии, когда успех деятельности определяется ценой продукции.

    Маркетинг выдвигается на первое место, когда чувствительность к спросу и мотивации покупателей становится ключевым фактором успеха.

    НИОКР занимает доминирующее место в отраслях, связанных со сложными современными технологиями, для которых залогом успеха является совершенство продукции, а спрос мало чувствителен по отношению к цене.

    Управление наибольшее значение приобретает в стабильных и хорошо организованных условиях конкуренции, когда максимизация становится важнейшим фактором успеха.

    Общее руководство  фирмой становится решающей в ситуации, когда несколько функций важны для успеха в сопоставимых масштабах, и важнейшей становится способность фирмы оптимизировать доход путем согласования обычно конфликтующих интересов отдельных функций. 

    Тема 6. Управление стратегическим набором.

    6.1. Балансировка набора  СЗХ.


    В поле матрицы  балансов жизненных циклов впишите  СЗХ Вашей гипотетической фирмы.

    Капитальные вложения

    Э

    КЦ

    152/138/42/252

     

    200/150/56/268

    545

     

    609

    1470

     

    1500

    2573/1628/1357

     

    2091/1800/1485

    8159

     

    8159

    Прибыль

    Э

    КЦ

    14/11,7/5,2/32,3     

     

    24,9/15,2/6,8/34,3

    105,9

     

    118

    176,5

     

    180

    102,9/105,9/70,6

     

    83,6/120,3/83,5

    625

     

    666,6

    Объем продаж

    Э

    КЦ

    234/294/88,2/294

     

    384,8/338/115,6/311

    529,3

     

    591,5

    1764,5

     

    1800,5

    735/176/882

     

    597/200/922

    4999,7

     

    5160,4

    Краткосрочная перспектива

     

     

     

     

     

     

     

    КСФ

    Очень высокий

             

    Высокий

     

             

    Средний

     

       

       

    Слабый

     

             

    Убыточный

     

             
     

    Фазы жизненного цикла

     

    Зарождение

    Первая фаза роста

    Вторая фаза роста

     

    Зрелость

     

    Затухание

    Долгосрочная перспектива

     

     

     

     

     

     

     

    КСФ

    Очень высокий

             

    Высокий

     

             

    Средний

     

             

    Слабый

     

             

    Убыточный

     

             

    Капитальные вложения

    Э

    КЦ

    1800

     

    2781

    200/150/56/268

     

    263/191/70/268

    1500/609

     

    1645/609

    2091/1485

     

    4595/2067

    8159

     

    12507,65

    Прибыль

    Э

    КЦ

    120,3

     

    159,1

    24,9/15,2/6,8/34,3

     

    26/16,1/8,5/34,3

    180/118

     

    197/609

    83,6/83,5

     

    183,7/108

    666,6

     

    1341,7

    Объем продаж

    Э

    КЦ

    200

     

    300,6

    384,8/338/115,6/311

     

    404,4/359/144,4/311

    1800,5/591,5

     

    1974/591,5

    597/922

     

    1312/1191

    5160,4

     

    7091,3


     

     

     

    Запишите решения  по имеющимся СЗХ с учетом долгосрочной перспективы и обозначьте их в поле матрицы.

    СЗХ1: Данный вид бизнеса  постепенно будет замедлять темпы роста, однако в перспективе темпы будут стабильными. Компании необходимо предпринимать усилия для сохранения своего положения на рынке.

    СЗХ2: Данная СЗХ перейдет в первую стадию роста. Сейчас компании необходимо вкладывать средства в данный вид бизнеса для завоевания потребителей.

    СЗХ3: Данная СЗХ перейдет в стадию ускорения роста. Сейчас компании необходимо вкладывать средства в данный вид бизнеса для увеличения конкурентного статуса СЗХ.

    СЗХ4: В дальнейшем планируется  замедление темпов роста данной СЗХ  и переход во вторую стадию роста.

    СЗХ5: Данное СЗХ производит тот вид продукции, который не подвержен значительным колебаниям. Поэтому в перспективе данное СЗХ сохранит свое положение на рынке в случае усилий со стороны фирмы.

    СЗХ6: В перспективе  фирме необходимо отказаться от данной СЗХ, так как данная зона обладает слабыми конкурентными преимуществами. Для фирмы лучше всего инвестировать высвобожденные средства в оставшиеся перспективные СЗХ, либо заняться новым видом бизнеса.

    СЗХ7: Данное СЗХ сохранит свое стабильное положение на рынке.

    СЗХ8: Со временем перейдет в первую стадию роста при проведении правильной стратегии на увеличение рыночной доли.

    СЗХ9: Планируется ускорение роста в СЗХ, ориентированном на продажи за пределы РТ в том случае, если фирма будет инвестировать денежные средства на развитие данной СЗХ.

     

    Примите решение  по расширению набора СЗХ в долгосрочной перспективе и обозначьте их в поле матрицы. Объясните свои решения по каждой вновь вводимой СЗХ.

     

    Планируется ввод дополнительной СЗХ 10 – производство хлебобулочных изделий. Введение данной СЗХ обусловлено наличием достаточных производственных мощностей и выработкой собственного сырья другими СЗХ. Введение обеспечит повышение взаимной поддержки СЗХ5, СЗХ3 и СЗХ7.

     

     

    6.2. Стратегическая  гибкость.

    Дайте свое понимание  стратегической гибкости относительно Вашей гипотетической фирмы.

      Стратегическая гибкость предполагает, что набор СЗХ в фирме сформирован таким образом, что возникновение какой-либо проблемы в одной СЗХ не приведет к ущербу всего набора или фирмы в целом. Гибкость означает, что в случае неожиданности мощности, материальные, профессиональные и управленческие ресурсы фирмы могут быть быстро и легко переведены из одной СЗХ в другую.

    Впишите способы, с помощью которых стратегическая гибкость может быть усилена.

    1. Выбор таких СЗХ, которые зависят от различных технологий и требуют разнородных экономических, культурных и политических условий, так, что неожиданные события в одной области не смогут тяжело сказаться на другой.
    2. Балансировка набора по комбинациям различных фаз жизненных циклов.
    3. Внутрифирменная координация, обеспечивающая ликвидность ресурсов фирмы.
    4. Балансировка набора СЗХ с разной степенью гибкости.

    Выделите неожиданности, которые могут оказать влияние  на деятельность Вашей гипотетической фирмы.

    1. Появление на рынке товаров заменителей
    1. Изменение предпочтений потребителей
    1. Падение торговых барьеров
    1. Курс президента РТ на поддержку местных производителей
    1. Повышение покупательской способности населения

     

    При этом показатель гибкости в краткосрочной перспективе  отрицательный, а в долгосрочной - положительный. Т.е., в долгосрочной перспективе фирма более гибкая, чем в краткосрочной. В краткосрочной перспективе самой негибкой СЗХ в наборе оказалась СЗХ3, а самой устойчивой – СЗХ5.

     

     

    6.3. Синергизм  и внутренняя взаимосвязь.

    Сделайте оценку уровня синергизма Вашей гипотетической фирмы при помощи таблицы.

    Краткосрочная перспектива.

    На основе оценки определите важнейшие  общие линии связи между СЗХ, действующими в настоящее время, то есть сквозные для вашей фирмы синергические характеристики стратегии.

    Как видно из матрицы, самой зависимой СЗХ является СЗХ9. Однако данное СЗХ одно из самых перспективных, так как произведенная продукция вывозится за пределы РТ. Зависимость СЗХ9 от СЗХ1 (самой дающей) обусловлено единой технологией производства продукции, складами, менеджментом и маркетингом. Наибольшая взаимосвязь наблюдается также между СЗХ5 и СЗХ7, одна из которых производит сырье для другой. СЗХ1 вносит наибольший суммарный вклад поддержку других СЗХ.

    Информация о работе Сущность и принципы стратегического планирования