Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа
Изменение условий деятельности фирм в настоящее время. Реакция внутрифирменных условий управления и планирования на изменение. Стратегия и стратегическое планирование. Модель и принципы стратегического планирования.
Положение каждого вида бизнеса определяется соответственно степенью развития его рынка и его эффективностью относительно конкурентов. В зависимости от стадии развития рынка товаров могут быть выбраны различные стратегии.
В своей модели Хофер и Шендел предлагают три типа идеального бизнес-набора для организации:
1. Набор роста.
2. Набор прибыли.
3. Сбалансированный набор (роста и прибыли).
Кривая жизненного цикла продукта, соотнесенная с параметрами рынка.
Стадия |
Рождение |
Рост |
Развертывание |
Зрелость |
Насыщение |
Сокращение |
Разложение | |
Темп роста |
Низкий |
Очень высокий |
Высокий |
Равный ВНП |
Равный темпам роста населения |
отрицательный |
Близкий к 0 | |
Изменения в темпах роста |
Наибольшие |
Быстрое ускорение |
Быстрое замедление |
Медленное замедление |
Остаются низкими |
Небольшие |
Небольшие | |
Число рыночных |
Очень мало |
Несколько |
Несколько |
От нескольких до большого количества |
Мало |
Мало | ||
Технологические изменения в продукте |
Очень большие |
Большие |
Средние |
Незначительные |
Незначительные |
Незначительные |
Незначительные | |
Темпы Технологических изменений |
Незначительные |
Незначительные или средние |
Очень большие |
Большие или средние |
Незначительные |
Незначительные |
Незначительные | |
Основная функциональная проблема |
НИР и ОКР |
Инженерно-техническое обеспечение |
Производство |
Маркетинг, дистрибьюция, финансирование |
Финансы |
Маркетинг, финансы | ||
|
Исходя из данной таблицы, опишем стадии зрелости рынка:
Таким образом исходя из таблицы, приведенной выше сделаем вывод:
Данный портфель – сбалансированный, так как включает в себя пропорциональное количество видов бизнеса, ориентированных как на «молодые», так и на «зрелые» рынки.
4.5. Проверка набора СЗХ на осуществимость.
Запишите алгоритм проверки СЗХ на осуществимость.
Запишите данные о перспективах рентабельности СЗХ и подведите итоги первого этапа проверки.
Укажите вопрос, по которому перспективы рентабельности уже ранее анализировались.
Перспективы рентабельности анализировались при оценке привлекательности СЗХ путем экстраполяции с учетом возможных изменений:
Будет ли осуществлен переход ко второму этапу проверки?
Так как каждая СЗХ, а значит и фирма в целом в будущем будут рентабельны, то можно перейти ко второму этапу проверки.
Запишите формулу, по которой можно рассчитать отдачу капитальных вложений, и расшифруйте ее параметры.
DR = (P + DP)/(I + DI) - P/I, где
P - прибыльность при условии сохранения нынешней позиции;
DP - прирост прибыли;
I - текущие капиталовложения фирмы в СЗХ;
DI - прирост капиталовложений, необходимый для обеспечения оптимальной позиции.
Сделайте проверку набора СЗХ по отдаче капитальных вложений, используя данные о величине капитальных вложений в п. 4.3 “Оценка конкурентного статуса фирмы”, и следующие данные о прибыли фирмы:
Будет ли осуществлен переход к третьему этапу проверки?
Переход к следующему этапу проверки будет осуществлен для всех СЗХ.
Сделайте проверку СЗХ на время:
Цель проверки - оценить, сколько времени понадобится фирме для выработки другой позиции.
Исходные материалы: уровень рентабельности и конкурентного статуса фирмы.
Фактор |
СЗХ1 |
СЗХ2 |
СЗХ3 |
СЗХ4 |
СЗХ5 |
СЗХ6 |
СЗХ7 |
СЗХ8 |
СЗХ9 |
Агрессивность ведущих конкурентов |
-3 |
-2 |
-4 |
+5 |
+2 |
+1 |
+4 |
-4 |
-5 |
Конкуренция зарубежных фирм |
+4 |
+4 |
0 |
+5 |
+5 |
+5 |
+5 |
-2 |
+1 |
Фаза жизненного цикла (по Гомпарту) |
Зрел. |
Рожд. |
Рожд. |
Развит. |
Зрел. |
Зрел. |
Зрел. |
Рожд. |
Рожд. |
КСФ с позиции капитальных вложений |
0,82 |
0,18 |
0,61 |
0,81 |
0,36 |
0,37 |
0,45 |
0,32 |
0,82 |
Оценка эффективности конкурентной стратегии |
0,75 |
0,593 |
0,56 |
0,84 |
0,63 |
0,49 |
0,775 |
0,665 |
0,64 |
Мобилизационные возможности фирмы |
0,708 |
0,59 |
0,54 |
0,582 |
0,63 |
0,512 |
0,556 |
0,654 |
0,716 |
Подведите итоги проверки на время по всем СЗХ.
Проверка на время дала следующие результаты:
Результаты проверки на время позволяют перейти на следующий этап.
Осуществите проверку набора СЗХ на обеспеченность инвестиционными ресурсами.
Ранжируйте СЗХ набора по результатам ожидаемой отдачи капитальных вложений и сделайте распределение инвестиционных ресурсов согласно рангу СЗХ:
Ранг |
СЗХ |
DR |
Инвестиции (факт.) |
Инвестиции (нов.) |
1 |
СЗХ4 |
0,0376 |
546 |
609 |
2 |
СЗХ9 |
0,0163 |
253 |
268 |
3 |
СЗХ8 |
0,0153 |
42 |
56 |
4 |
СЗХ1 |
0,014 |
1470 |
1500 |
5 |
СЗХ2 |
0,0086 |
151 |
200 |
6 |
СЗХ3 |
0,0072 |
138 |
150 |
7 |
СЗХ6 |
0,0042 |
1629 |
1800 |
8 |
СЗХ7 |
0,0027 |
1357 |
1485 |
9 |
СЗХ5 |
0,0016 |
2573 |
2091 |
Бюджет фирмы составляет 8159 млн. рублей, сформированный из нераспределенной прибыли, внешних заимствований и за счет выпуска долговых ценных бумаг. Средства были перераспределены согласно рангу. СЗХ4 и СЗХ9 получили оптимальное количество инвестиций. Однако инвестиции в остальные СЗХ не доходят до уровня оптимальных. Инвестирование одной СЗХ 5 было сокращено, в силу недостаточности бюджета и малой отдачи данной СЗХ. В тоже время инвестирование в данное СЗХ превышает критическое.
Запишите проблемы, с которыми может столкнуться фирма при таком механическом распределении инвестиционных ресурсов.
Проблемы при перераспределении ресурсов:
а) при этом почти наверняка будут сняты с финансирования некоторые СЗХ, а именно те, которые расположены в конце списка, так как в близкой перспективе отдача капиталовложений в них будет низкой или даже отрицательной. Тем не менее вполне вероятно, что эти СЗХ находятся еще в начале своих жизненных циклов и в более отдаленном будущем они станут важными источниками прибыли. Чтобы исправить эту неточность, следует дополнить вышеописанную процедуру балансированием жизненных циклов;
б) может быть сделан вывод, что какая-то СЗХ должна быть сохранена и использована до конца. Но фирмы очень часто видят, что в таких зонах заняты способные и квалифицированные управляющие, а этот ресурс всегда дефицитен и может быть использован фирмой более продуктивно. Иногда бывает выгодно даже продать другой фирме свою «дойную корову» и перевести самого талантливого управляющего в другую СЗХ.
Тема 5. Стратегические аспекты технологии.
Изобразите и охарактеризуйте основные виды технологий:
Стабильная технология в основном остается неизменной в течение всего жизненного цикла спроса. На участке ускоренного роста (G1) продукция, предлагаемая различными конкурентами, аналогична и остается в основном неизменной. Конкуренция идет по линии цен и качества изделий. Когда расширение производства наблюдается на стадии G2, то это достигается главным образом путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия, а не за счет прогресса в технологии.
При плодотворной технологии основная технология сохраняется длительный период, но разрабатываются сменяющие друг друга поколения продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. В рамках «плодотворной» технологии (например, в области современной вычислительной техники и фармацевтики) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако, с другой стороны, его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости инновации.
При изменчивой технологии в период жизненного цикла спроса помимо новых изделий наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям фирмы в предшествующую технологию НИОКР, ведущий научно-технический персонал, производственные фонды.
Приведите примеры названных технологий.
Стабильная технология: производства, где конкуренция очень слаба или просто нет необходимости внедрять новую технологию (производство хлеба, пива, кондитерских изделий)
Плодотворная технология: производство спортивной одежды, автомобили АвтоВАЗ.
Информация о работе Сущность и принципы стратегического планирования