Сущность и принципы стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Изменение условий деятельности фирм в настоящее время. Реакция внутрифирменных условий управления и планирования на изменение. Стратегия и стратегическое планирование. Модель и принципы стратегического планирования.

Работа содержит 1 файл

Plan_4_VAMIN3.doc

— 2.86 Мб (Скачать)

Положение каждого вида бизнеса определяется соответственно степенью развития его рынка и его эффективностью относительно конкурентов. В зависимости от стадии развития рынка товаров могут быть выбраны различные стратегии.

В своей модели Хофер  и Шендел предлагают три типа идеального бизнес-набора для организации:

1.     Набор  роста.

2.     Набор  прибыли.

3.     Сбалансированный  набор (роста и прибыли).

 

Кривая жизненного цикла  продукта, соотнесенная с параметрами  рынка.

Стадия

Рождение

Рост

Развертывание

Зрелость

Насыщение

Сокращение

Разложение

Темп роста

Низкий

Очень

высокий

Высокий

Равный ВНП

Равный темпам роста населения

отрицательный

Близкий к 0

Изменения в темпах роста

Наибольшие

Быстрое ускорение

Быстрое замедление

Медленное замедление

Остаются низкими

Небольшие

Небольшие

Число рыночных

Очень мало

Несколько

Несколько

От нескольких до большого количества

Мало

Мало

Технологические изменения в продукте

Очень большие

Большие

Средние

Незначительные

Незначительные

Незначительные

Незначительные

Темпы

Технологических изменений

Незначительные

Незначительные или средние

Очень большие

Большие или средние

Незначительные

Незначительные

Незначительные

Основная функциональная проблема

НИР и ОКР

Инженерно-техническое  обеспечение

Производство

Маркетинг, дистрибьюция, финансирование

Финансы

Маркетинг, финансы

 


Исходя из данной таблицы, опишем стадии зрелости рынка:

  1. СЗХ3,СЗХ4, СЗХ8, СЗХ9 находятся на стадии роста.
  2. СЗХ1, СЗХ2, СЗХ5, СЗХ7 находятся на стадии зрелости.
  3. СЗХ6 находится на стадии насыщения.


 

Таким образом исходя из таблицы, приведенной выше сделаем вывод:

Данный портфель –  сбалансированный, так как включает в себя пропорциональное количество видов бизнеса, ориентированных  как на «молодые», так и на «зрелые» рынки.

 

 

 

 

 

4.5. Проверка набора СЗХ на осуществимость.

Запишите алгоритм проверки СЗХ на осуществимость.

Запишите данные о перспективах рентабельности СЗХ  и подведите итоги первого  этапа проверки.

  • СЗХ1: 1.42*0.12=0.1703 или 17,03%
  • СЗХ2: 1,3*0,093=0,1213 или 12,13%
  • СЗХ3: 1,11*0,085=0,0947или 9,47%
  • СЗХ4: 1,47*0,194=0,2845 или 28,45%
  • СЗХ5: 1,42*0,04=0,0568 или 5,68%
  • СЗХ6: 1,4*0,065= 0,091 или 9,1%
  • СЗХ7: 1,56*0,052=0,0812 или 8,12%
  • СЗХ8: 1,04*0,124=0,1287или 12,87%
  • СЗХ9: 0,98*0,128=0,1256 или 12,56%

Укажите вопрос, по которому перспективы рентабельности уже ранее анализировались.

Перспективы рентабельности анализировались при оценке привлекательности  СЗХ путем экстраполяции с  учетом возможных изменений:

Будет ли осуществлен  переход ко второму этапу проверки?

Так как каждая СЗХ, а  значит и фирма в целом в  будущем будут рентабельны, то можно перейти ко второму этапу проверки.

Запишите формулу, по которой можно рассчитать отдачу капитальных вложений, и расшифруйте  ее параметры.

DR = (P + DP)/(I + DI) - P/I, где

P - прибыльность при условии сохранения нынешней позиции;

DP - прирост прибыли;

I - текущие капиталовложения фирмы в СЗХ;

DI - прирост капиталовложений, необходимый для обеспечения оптимальной позиции.

Сделайте проверку набора СЗХ по отдаче капитальных  вложений, используя данные о величине капитальных вложений в п. 4.3 “Оценка  конкурентного статуса фирмы”, и следующие данные о прибыли фирмы:

 

Будет ли осуществлен  переход к третьему этапу проверки?

Переход к следующему этапу проверки будет осуществлен  для всех СЗХ.

Сделайте проверку СЗХ на время:

  • сформулируйте цель проверки

Цель проверки - оценить, сколько времени понадобится фирме для выработки другой позиции.

  • определите исходные материалы, которыми Вы воспользуетесь для проверки.

Исходные материалы: уровень рентабельности и конкурентного статуса фирмы.

  • назовите элементы проверки по каждой СЗХ и запишите выводы по ним.

 

Фактор

СЗХ1

СЗХ2

СЗХ3

СЗХ4

СЗХ5

СЗХ6

СЗХ7

СЗХ8

СЗХ9

Агрессивность ведущих  конкурентов

-3

-2

-4

+5

+2

+1

+4

-4

-5

Конкуренция зарубежных фирм

+4

+4

0

+5

+5

+5

+5

-2

+1

Фаза жизненного цикла (по Гомпарту)

Зрел.

Рожд.

Рожд.

Развит.

Зрел.

Зрел.

Зрел.

Рожд.

Рожд.

КСФ с позиции капитальных  вложений

0,82

0,18

0,61

0,81

0,36

0,37

0,45

0,32

0,82

Оценка эффективности  конкурентной стратегии

0,75

0,593

0,56

0,84

0,63

0,49

0,775

0,665

0,64

Мобилизационные возможности фирмы

0,708

0,59

0,54

0,582

0,63

0,512

0,556

0,654

0,716


Подведите итоги  проверки на время по всем СЗХ.

Проверка на время  дала следующие результаты:

  • СЗХ1: Давление конкурентов очень велико, при этом показатели КСФ находятся на достаточно высоком уровне. Можно сделать вывод, что СЗХ обладает большим запасом времени, который может сократиться в силу усиливающейся конкуренции фирм.
  • СЗХ2: Давление конкурентов велико, при этом СЗХ обладает показателями КСФ ниже среднего, но СЗХ находится на стадии зарождения, что позволяет говорить о небольшом запасе времени.
  • СЗХ3: Давление конкурентов велико, при этом СЗХ обладает средними показателями КСФ при высокой агрессивности ведущих конкурентов можно сделать вывод о том, что СЗХ обладает достаточным запасом времени.
  • СЗХ4: слабое давление конкурентов и высокие показатели КСФ говорят о том, что СЗХ обладает огромным запасом времени.
  • СЗХ5: Достаточно низкая агрессивность ведущих конкурентов и средние показатели КСФ говорят о среднем запасе времени для СЗХ.
  • СЗХ6: Средняя агрессивность конкурентов и низкие показатели КСФ говорят о том, что может не хватить времени для внедрения оптимальной стратегии.
  • СЗХ7:  Слабая конкуренция и средние показатели КСФ говорят о том, что имеется достаточный запас времени на внедрение оптимальной стратегии.
  • СЗХ8:  Сильная конкуренция и средние показатели КСФ при фазе рождения показывают, что у фирмы недостаточный запас времени на внедрение стратегии в данной СЗХ.
  • СЗХ9: Очень высокая агрессивность со стороны конкурентов при достаточно высоких показателях КСФ показывают, что у фирмы достаточно времени на внедрение необходимой стратегии.

Результаты проверки на время позволяют перейти на следующий этап.

Осуществите проверку набора СЗХ на обеспеченность инвестиционными ресурсами.

Ранжируйте СЗХ набора по результатам ожидаемой отдачи капитальных вложений и сделайте распределение инвестиционных ресурсов согласно рангу СЗХ:

Ранг

СЗХ

DR

Инвестиции (факт.)

Инвестиции (нов.)

1

СЗХ4

0,0376

546

609

2

СЗХ9

0,0163

253

268

3

СЗХ8

0,0153

42

56

4

СЗХ1

0,014

1470

1500

5

СЗХ2

0,0086

151

200

6

СЗХ3

0,0072

138

150

7

СЗХ6

0,0042

1629

1800

8

СЗХ7

0,0027

1357

1485

9

СЗХ5

0,0016

2573

2091


 

Бюджет фирмы составляет 8159 млн. рублей, сформированный из нераспределенной прибыли, внешних заимствований и за счет выпуска долговых ценных бумаг. Средства были перераспределены согласно рангу. СЗХ4 и СЗХ9 получили оптимальное количество инвестиций. Однако инвестиции в остальные СЗХ не доходят до уровня оптимальных. Инвестирование одной СЗХ 5 было сокращено, в силу недостаточности бюджета и малой отдачи данной СЗХ.  В тоже время инвестирование в данное СЗХ превышает критическое.

Запишите проблемы, с которыми может столкнуться  фирма при таком механическом распределении инвестиционных ресурсов.

Проблемы при перераспределении ресурсов:

а) при этом почти наверняка будут  сняты с финансирования некоторые  СЗХ, а именно те, которые расположены  в конце списка, так как в  близкой перспективе отдача капиталовложений в них будет низкой или даже отрицательной. Тем не менее вполне вероятно, что эти СЗХ находятся еще в начале своих жизненных циклов и в более отдаленном будущем они станут важными источниками прибыли. Чтобы исправить эту неточность, следует дополнить вышеописанную процедуру балансированием жизненных циклов;

б) может быть сделан вывод, что какая-то СЗХ должна быть сохранена и использована до конца. Но фирмы очень часто видят, что в таких зонах заняты способные и квалифицированные управляющие, а этот ресурс всегда дефицитен и может быть использован фирмой более продуктивно. Иногда бывает выгодно даже продать другой фирме свою «дойную корову» и перевести самого талантливого управляющего в другую СЗХ.

 

 

 

Тема 5. Стратегические аспекты технологии.

  • Основные характеристики технологий.
  • Изобразите  и охарактеризуйте основные виды технологий:

    Стабильная технология в основном остается неизменной в течение всего жизненного цикла спроса. На участке ускоренного роста (G1) продукция, предлагаемая различными конкурентами, аналогична и остается в основном неизменной. Конкуренция идет по линии цен и качества изделий. Когда расширение производства наблюдается на стадии G2, то это достигается главным образом путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия, а не за счет прогресса в технологии.

     

    При плодотворной технологии основная технология сохраняется длительный период, но разрабатываются сменяющие друг друга поколения продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. В рамках «плодотворной» технологии (например, в области современной вычислительной техники и фармацевтики) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако, с другой стороны, его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости инновации.

     

     

    При изменчивой технологии в период жизненного цикла спроса помимо новых изделий наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям фирмы в предшествующую технологию НИОКР, ведущий научно-технический персонал, производственные фонды.

     

    Приведите примеры  названных технологий.

    Стабильная технология: производства, где конкуренция очень слаба или просто нет необходимости внедрять новую технологию (производство хлеба, пива, кондитерских изделий)

    Плодотворная технология: производство спортивной одежды, автомобили АвтоВАЗ.

    Информация о работе Сущность и принципы стратегического планирования