Сущность и принципы стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Изменение условий деятельности фирм в настоящее время. Реакция внутрифирменных условий управления и планирования на изменение. Стратегия и стратегическое планирование. Модель и принципы стратегического планирования.

Работа содержит 1 файл

Plan_4_VAMIN3.doc

— 2.86 Мб (Скачать)

 

Матрица возможностей

Вероятность использования возможностей

Влияние возможностей на организацию

Сильное

Умеренное

Малое

Высокая

Расширение продуктовой линии

Возможность модернизации оборудования

 

Средняя

Выход на новые рынки

Падение торговых барьеров

 

Повышение спроса на продукцию

 

Низкая

Ухудшение позиций основных конкурентов  фирмы

   

 

Матрица угроз

Вероятность реализации угроз

Влияние угроз на организацию

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая

 

Расширение объемов производства конкурентов и появление на рынке новых конкурентов

Появление на рынке товаров заменителей

 

Средняя

 

Изменение предпочтений потребителей

 

Появление новых технологий у конкурентов

 

Снижение темпов роста рынка

Низкая

       

 

 

2.4. Изучение стратегических альтернатив.

После того, как  Вы сопоставили внешние угрозы и  возможности для фирмы с её внутренними сильными и слабыми  сторонами, охарактеризуйте глобальные стратегии:

  1. ограниченный рост наиболее часто применяемая стратегия. Она характеризуется установлением целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Это наиболее легкий и наименее рискованный способ ведения предпринимательской деятельности;
  2. стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Она является второй наиболее часто применяемой стратегией.
  3. стратегия сокращения является так называемой стратегией последнего средства. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Фактически данная стратегия может быть ориентирована на ликвидацию фирмы путем продажи всех материальных запасов и активов, отсечение лишнего (оздоровление) путем отделения от себя некоторых подразделений или видов деятельности, переориентацию или сокращение части деятельности для увеличения прибыли;
  4. стратегия сочетания всех альтернатив придерживаются крупные фирмы, действующие в нескольких отраслях.

Обоснуйте выбор  глобальной стратегии для Вашей  гипотетической фирмы.

Для компании ОАО «ВАМИН Татарстан» предпочтительна альтернатива роста на ближайшее время, т.к. наблюдается тенденция роста рынка (прогнозное значение от 11% до 15%). Продажи нашей компанией некоторых видов продукции демонстрируют невиданный рост. Фирма является одним из лидеров по производству молочной продукции и переработке сельскохозяйственного сырья. Благодаря модернизации оборудования, увеличению производственных мощностей, диверсификации производства и налаживанию новых контактов планируется выход на новые рынки за пределами РТ. 

 

 

Тема 3. Стратегическая сегментация.

3.1. Понятие стратегической зоны хозяйствования.

Проанализируйте деятельность своей гипотетической фирмы и определите, по каким критериям  одна СЗХ отличается от другой. Впишите  выбранные критерии.

СЗХ нашей компании поделены:

 по будущим потребностям рынка (спрос);

 по технологии, с помощью которой будет удовлетворен спрос;

 по типу клиентов,

 по географическому региону, в котором находятся покупатели.

Приведите три-пять примеров предполагаемых СЗХ своей  гипотетической фирмы, соответствующих этим критериям.

  1. Производство и сбыт молочной продукции в РТ.
  2. Производство и сбыт колбасных изделий в РТ.
  3. Производство и сбыт кондитерских изделий в РТ.
  4. Производство и сбыт сухих смесей (сухого цельного молока, сухой сыворотки, заменителя цельного молока, сухого соевого молока) и казеина сельхоз предприятиям в РТ.
  5. Производство и сбыт муки предприятиям и населению РТ.
  6. Производство и сбыт круп в РТ.
  7. Заготовка, хранение, сушка зерна и комбикормов и сбыт сельскохозяйственным предприятиям РТ.
  8. Розлив и сбыт бутилированной минеральной воды в РТ.
  9. Сбыт молочной продукции за пределы РТ.
  10.  

  11. Параметры СЗХ и порядок их выделения.

Условимся, что  временной период, который мы стремимся  охватить, составляет 5 лет, что перспективы  роста и рентабельности выбранных Вами СЗХ составляют:

 

СЗХ1

СЗХ2

СЗХ3

СЗХ4

СЗХ5

СЗХ6

СЗХ7

СЗХ8

СЗХ9

Рост

4,6

8

13,02

75,72

3,2

3,1

4,4

18,1

9,05

Рентабельность

12

9,3

8,5

19,4

4

6,5

5,2

12,4

12,8


По каждой СЗХ и каждому параметру определите факторы успеха (принимая в внимание анализ и оценку внешней среды и результаты управленческого обследования, сделанного Вами ранее). Результаты впишите в таблицу.

СЗХ

Параметр

Фактор успеха

СЗХ1

Рост

Рост потребления молочной продукции населением РТ

Рентабельность

Низкая себестоимость продукции

СЗХ2

Рост

Сохранение тенденции  увеличение благосостояния граждан 

Рентабельность

Относительно низкие затраты на доведение продукции  до потребителя

СЗХ3

Рост

Внедрение современных  технологий

Рентабельность

Высокое качество

СЗХ4

Рост

Быстрые темпы роста рынка при почти полном отсутствии конкурентов

Рентабельность

Снижение издержек за счет использования вторичного сырья

СЗХ5

Рост

Невысокая интенсивность  конкуренции

Рентабельность

Налаженность каналов  сбыта

СЗХ6

Рост

Поддержка со стороны  местных властей

Рентабельность

Низкие издержки на сбыт

СЗХ7

Рост

Повышение спроса предприятий  на продукцию

Рентабельность

Снижением потерь при  заготовке, сушке, хранении

СЗХ8

Рост

Увеличение потребления  населением бутилированной воды

Рентабельность

Налаженная сеть сбыта

СЗХ9

Рост

Рост потребления молочной продукции населением

Рентабельность

Низкая себестоимость, налаженные каналы сбыта


Оцените будущую нестабильность по каждой СЗХ. Для этого определите, какие из условий деятельности фирмы  по каждой СЗХ будут наименее стабильными в ближайшие 5-7 лет.

СЗХ1

Нарастающее давление конкурентов влияет на приверженность потребителей  бренду.

СЗХ2

Возрастание издержек на выращивание скота приводит к  повышению стоимости сырья (мяса).

СЗХ3

Достаточно интенсивная конкуренция со стороны других производителей.

СЗХ4

Узкая специфическая  направленность производства сухих  смесей ставит под угрозу гибкость реагирования на внешние отрицательные  сигналы в случае появления товаров - заменителей.

СЗХ5

Действия конкурентов из других регионов могут ставят под угрозу традиционные рынки сбыта

СЗХ6

Устаревание технологии приводит к снижению спроса потребителей, предпочитающих более качественную продукцию 

СЗХ7

Постоянные колебания  цен на ГСМ приводят к изменению  себестоимости  продукции, вследствие этого  происходят частые изменения объема продаж. Изменение объемов заготовки продукции зависит и от урожайности по конкретным периодам.

СЗХ8

Большое количество конкурентов  на территории РТ

СЗХ9

Сильная конкуренция  со стороны крупных российских (региональных) производителей


Рассчитайте по образцу уровень нестабильности, появляющийся через благоприятные тенденции и через неблагоприятные тенденции в условиях деятельности фирмы.

Результаты  расчетов объедините в таблице.

 

Уровень нестабильности, проявляющийся через тенденции

Благоприятные

Неблагоприятные

СЗХ1

62%

46%

СЗХ2

58%

66%

СЗХ3

48%

54%

СЗХ4

50,6%

53,4%

СЗХ5

48%

54%

СЗХ6

50%

34%

СЗХ7

56,2%

33,4%

СЗХ8

62%

60%

СЗХ9

64%

74%


 

3.3. Жизненные циклы спроса и технологий.

Изобразите  графически кривую жизненного цикла  спроса, разделите ее на фазы и назовите факторы успеха каждой фазы жизненного цикла спроса.

  1. Зарождение (Е) — бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой
  2. Ускорение роста (G1) —период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение
  3. Замедление роста (G2), когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос.
  4. Зрелость (М), когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности
  5. Затухание (D) — снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, как темп роста валового национального продукта или народонаселения) и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.

С учетом перспектив роста, рассмотренных ранее, определите, на какой стадии (фазе) жизненного цикла спроса находится каждая из выбранных Вами СЗХ.

  • СЗХ1 находится на стадии G2 (замедление роста)
  • СЗХ2 находится на стадии Е (зарождение): недавнее появление данного вида бизнеса в деятельности компании;
  • СЗХ3 находится на стадии E (зарождение): недавнее появление данного СЗХ;
  • СЗХ4 находится на стадии G1 (ускорение роста): относительно новый вид услуг, небольшое количество конкурентов;
  • СЗХ5 находится на стадии М (зрелости);
  • СЗХ6 находится на стадии М (зрелости);
  • СЗХ7 находится на стадии М (зрелости);
  • СЗХ8 находится на стадии E (зарождение): недавнее появление данного СЗХ;
  • СЗХ9 находится на стадии E (зарождение): недавнее появление данного СЗХ.  

Тема 4. Выбор позиции в конкуренции.

4.1. Матрица Бостонской консультативной группы.

По каждой СЗХ предположите перспективы роста  рынка (роста спроса) и рыночную долю. Отнесите каждую СЗХ к той или  иной категории (“звезда”, ”дикая кошка”, “дойная корова”, “собака”).

СЗХ

Рост рынка

Доля рынка

Категория

СЗХ1

СЗХ1=(1764600-1706576)/1706576=3,4%

1,59

Корова

СЗХ2

СЗХ2=(235280-214868)/214868=9,5%

0,3

Трудный ребенок

СЗХ3

СЗХ3=(294100-263295)/263295=11,7%

0,4

Трудный ребенок

СЗХ4

СЗХ4=(529380-305118)/305118=73,5%

0,8

Звезда

СЗХ5

СЗХ5=(735250-708333)/708333=3,8%

0,9

Корова

СЗХ6

СЗХ6=(176460-172324)/172324=2,4%

0,3

Собака

СЗХ7

СЗХ7=(882300-841889)/841889=4,8%

1,3

Корова

СЗХ8

СЗХ8=(88230-78496)/78496=12,4%

0,1

Трудный ребенок

СЗХ9

СЗХ9=(294100-271811)/271811=8,2%

0,11

Трудный ребенок

Информация о работе Сущность и принципы стратегического планирования