Сущность и принципы стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Изменение условий деятельности фирм в настоящее время. Реакция внутрифирменных условий управления и планирования на изменение. Стратегия и стратегическое планирование. Модель и принципы стратегического планирования.

Работа содержит 1 файл

Plan_4_VAMIN3.doc

— 2.86 Мб (Скачать)

Тема 1. Сущность и принципы стратегического планирования.

1.1 Изменение  условий деятельности фирм в  настоящее время.

Представьте себе гипотетическую фирму, членом высшего  руководства которой Вы являетесь. Дайте ей название.

Открытое акционерное  общество «ВАМИН Татарстан»

 
Ответьте на следующие  вопросы:

 

  1. Какие конечные виды продукции или услуг производятся в вашей фирме?
    • Молочная продукция
    • Кондитерские изделия
    • Мясные изделия
    • Мука, крупа, комбикорма
    • Минеральная вода
  1. Кто является конечным потребителем продукции или услуг, производимых Вашей фирмой?
  • физические лица (население республики Татарстан и близлежащих регионов)
  • юридические лица
  1. Кто является Вашими поставщиками?

Основными поставщиками сырья для основной хозяйственной  деятельности ОАО «ВАМИН Татарстан» является население и сельхозпроизводители (фермерские хозяйства, коллективные предприятия).

  1. Каковы основные виды сырья, получаемого от поставщика?
  • молоко
  • яйца
  • зерно (злаки)
  • мясо

 

Приведите Ваши собственные примеры влияния  происходящих изменений на деятельность гипотетической фирмы.

  • Усиливающаяся конкуренция со стороны других производителей заставляет повышать качество продукции, внедрять новые технологии (проводить модернизацию оборудования), что позволяет выходить на новые рынки;
  • Падение торговых барьеров ведет к возрастанию конкуренции и требует значительных усилий;
  • Появление товаров-заменителей лучшего качества, приведет к изменению потребностей покупателей

 

1.2. Реакция внутрифирменных условий управления и планирования на изменение.

Дайте краткую  характеристику каждого из названных инструментов:

  • Стратегическое планирование по периодам – интегральный процесс подготовки и принятия решений, формулирования целей, определения путей их достижения и исследования последствий принятых решений. Оно предполагает разделение СП на 3 типа в зависимости от времени охвата планируемого будущего:
  • долгосрочное  - охватывает длительные периоды времени (10-25лет);
  • среднесрочное – конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом (от 3 до 5 лет);
  • краткосрочное – предусматривает составление планов на 1-2 года .

Все типы планирования должны увязываться между собой.

  • Суть планирования на основе выбора позиций в конкуренции состоит в том, что в условиях внешней нестабильности фирма выбирает из ряда стратегий ту, которая лучше отвечает ее целям, учитывая при этом функциональные и общеуправленческие возможности, т.е. планирование потенциала фирмы дополняется планированием ее стратегии в конкурентной борьбе в условиях значительного уровня внешней нестабильности. Выбор позиции в конкуренции может происходить путем дифференциации (создания продуктов с различными уникальными свойствами), фокусирования (сосредоточения влияния на одном сегменте рынка, особой группе покупателей или на ограниченном географическом секторе рынка), снижение издержек на единицу продукции  и др.
  • Управление на основе ранжирования стратегических задач предполагает ведение постоянного наблюдения за всеми тенденциями во внешней обстановке, своевременный анализ тенденций и  оценку срочности необходимых решений. Далее все задачи ранжируются по степени срочности или важности на 4 группы и рассматриваются постепенно (в зависимости от группы), при этом необходимо пересматривать список проблем и их приоритетность.
  • Управление по слабым сигналам предполагает наличие системы отлаженного наблюдения, чувствительного к предупреждающим сигналам – ранним и неточным признакам наступления важных событий, т.к. когда ситуация меняется быстро, фирма, дожидаясь сильного сигнала, может либо опоздать с решением, либо оказаться не в состоянии принять его в тот момент, когда возникшая проблема поставит интересы фирмы под удар. На основе отлаженной системы наблюдения фирма оказывается готовой к неожиданности и может вовремя запустить в действие специальную программу, которая уменьшит уязвимость фирмы. 
  • Управление в условиях неожиданных событий предполагает, что некоторые проблемы, события ускользают от наблюдателей  и превращаются в стратегические неожиданности, при этом прежние стратегии и планы фирмы не годятся, а опыта решения подобных проблем у фирмы нет, а неумение быстро принять контрольные меры может привести к финансовым потерям. Чтобы этого избежать фирма должна заняться подготовкой системы чрезвычайных мер при стратегической неожиданности, которая предполагает наличие системы решений в непредвиденной ситуации и распределение обязанностей руководства по решению проблемы.

 

1.3. Стратегия и стратегическое планирование.

Дайте сравнительную  характеристику каждой модели выработки  стратегии.

Плановая модель

Модель предпринимательского типа

Модель обучения на опыте

  1. стратегия – обдуманный, полностью осознанный, и  контролируемый мыслительный процесс;
  2. стратегия рассматривается как процесс планирования, результат которого относительно стандартизирован и рассматривается в виде определенной позиции фирмы (стратегическое положение);
  3. существуют централизованный штаб исполнителей и главный исполнитель, который отвечает за разработку стратегии;
  4. после определения стратегии в установленное время последует ее реализация;
  5. предполагается достижение определенного стратегического положения в конкуренции.
    1. стратегия – полуосознанный процесс, который имеет неформальный и личный характер;
    2. на основе тенденций развития отраслей формулируется определенное видение, сценарий, по которому будет развиваться фирма в будущем;
    3. на основе видения разрабатываются детальные планы и принимается конкретное решение;
    4. что бы сохранить свою гибкость и плодотворность, этот сценарий должен иметь неформальный или личный характер.
  1. стратегия – развивающийся и повторяющийся процесс, требующий взаимоотдачи и восприимчивости;
  2. стратегия формулируется под воздействием внешних импульсов, т.е. изменений во внешней среде;
  3. процесс определения стратегии может быть спонтанным (если влияние внешних факторов оценить очень трудно, т.к. они быстро меняются) или управляемым (если построить большое количество различных сценариев, учитывая все возможные изменения);
  4. стратегия постоянно “вылечивается” и корректируется;
  5. в процессе определения стратегии занято большое количество специалистов.

Проанализируйте определение стратегического планирования с позиции моделей выработки стратегий и сделайте выводы.

Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством для разработки стратегии фирмы. При этом разработка стратегии может быть процессом как осознанным, так и спонтанным. Но в любом случае она должна быть основана на анализе внешней и внутренней среды фирмы, а ее реализация приводить к конкретным результатам.

Исходя из собственного жизненного опыта и  изученной теории предложите какую-либо специфическую стратегию.

Название

Суть стратегии

Ожидаемые последствия

Стратегия обратной интеграции

Объединение бизнеса  с организациями-производителями  сырья и комплектующих

Возможность отслеживать  и влиять на ценовую политику поставщиков, сроки поставок и качество сырья

Стратегия “сбора урожая”

Планомерное сворачивание бизнеса с использованием всех возможных  выгод от пребывания на рынке

Получение максимального  эффекта от  освобождения от ресурсов организации

Стратегия лидерства  по ценам

Снижение издержек и  за счет этого снижение цен на товары

Рост спроса на продукцию, существенное снижение издержек по сравнению  с конкурентами


Назовите специфические  особенности стратегического планирования и устно их проанализируйте.

    1. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными;
    2. Нацеленность на краткосрочный и долгосрочный периоды;
    3. Ориентация на решение ключевых для планируемой системы целей;
    4. Адаптивный характер (способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс функционирования);
    5. Органическая увязка этих целей с обеъктом и структуройресурсов,требующихся для их достижения.

 

 

Определите, поиск  ответов на какие вопросы идет:

  • На уровне высшего руководства разрабатывается общая стратегия, учитывающая возможности занять определенную позицию на рынке на ближайшую перспективу. При этом учитываются собственная роль фирмы, осуществляемые виды деятельности, ожидаемый прирост эффекта и рентабельность. Разработка корпоративной стратегии предусматривает действия по расширению сфер деятельности; шаги по улучшению общих показателей работы в тех отраслях, где уже действует компания; нахождение путей получения синергетического эффекта среди родственных хозяйственных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество, а также создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов компании в наиболее перспективные области.
  • На исполнительном уровне разрабатываются экономические стратегические планы, ориентированные на конкретные структурные подразделения (структурные единицы внутри фирмы, выпускающие продукцию, предназначенную для определенных рынков). В экономических стратегических планах отражается ожидаемая прибыль, доля участия на рынке, ассортимент продукции и его обновление, возможные преимущества по сравнению с конкурентами. Деловая стратегия нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции компании на рынке. С этой целью она должна быть достаточно гибкой, чтобы реагировать на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимых сферах.
  • На оперативном уровне разрабатываются стратегии для каждой основной производственной единицы или части бизнеса: НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание клиентов, распределение, финансы, кадры и т. д. Функциональная стратегия учитывает конкретные функции: продажа, управление запасами, закупки, производство продукции, оптимальное использование людских и материальных ресурсов и др.

 

1.4. Модель и  принципы стратегического планирования

Модель процесса стратегического  планирования

 

 

 

Тема 3. Компоненты стратегического планирования.

3.1. Миссия и цели фирмы.

Сформулируйте миссию гипотетической фирмы, выбранной  Вами в первом разделе, и запишите ее.

 

 

Проанализировав основные характеристики задаваемых фирмой целей, сформулируйте три основные цели Вашей гипотетической фирмы.

  1. Максимально повысить конкурентоспособность предприятия перед вступлением России в ВТО.
  2. Проведение модернизации оборудования до 2010 г.
  3. Увеличение доли на российском рынке на 3 % до 2012 г .

 

2.2. Оценка и анализ внешней среды.

Проведите анализ внешней среды, в которой работает Ваша гипотетическая фирма, и впишите  характеристики угроз и возможностей для фирмы по каждой области.

PEST-Анализ

Факторы среды

Состояние фактора

Тенденция развития фактора

Характер влияния

Степень влияния

Возможные действия организации

Степень после принятия мер

Политические факторы

      1. Вступление РФ в ВТО

Выс. степень реализации

стаб.

-

-2,5

Совершенствование качества продукции

+1,5

      1. Курс президента РТ на поддержку местных производителей.

Выс.

стаб

+

+2,8

Использование открывшихся  возможностей

+4

      1. Ужесточение стандартов качества с/х продукции

Сред.

Стаб.

-

-1,5

Внедрение международных  стандартов качества

+1,5

      1. Ужесточение гос. фискальной политики.

Сред.

Стаб.

-

-1

Улучшение управленческого контроля

+1,5

Экономические факторы

  1. Повышение покупательской способности населения

Сред.

Стаб.

+

+2,2

Обеспечение доступности  продукции

+3,5

  1. Развитие рыночных отношений

Выс.

Стаб.

+

+2

Укрепление рыночных связей организации

+2,5

  1. Изменение цен на энергоносители

Выс.

Изм.

-

-1,5

Создание запасов ГСМ

-1,1

  1. Стимулирующая направленность инвестиц. политики гос – ва

Сред.

Стаб.

+

+2,5

Использование благоприятных  возможностей

+3

Социальные факторы

  1. Тенденция преобладания городского населения над сельским

Сред.

Стаб.

+

+2,5

Улучшение каналов сбыта  населению

+3

  1. Тенденция увеличения рождаемости

сред.

Изм.

+

+2

Разработка новых продуктов

+2,5

  1. Социальное расслоение общества

Выс.

Изм.

-

-2

Производство товаров для различных групп населения

+0,5

Технологические факторы

  1. Всеобщая тенденция к внедрению инновационных технологий

Выс.

Стаб.

-

-1

Внедрение перспективных  технологий

+1

  1. Уровень технического развития

Ср.

Изм.

-

-2

Проведение мероприятий  по модернизации основных фондов

+1,5

  1. Подготовка специалистов для отраслей народного хозяйства

Сред.

Стаб.

+

+2,5

Обучение кадров, повышение  связей с ВУЗами

+3,5

Итого

     

+5

 

+28,4


 

 

2.3. Обследование внутренних сильных и слабых сторон фирмы.

Проанализируйте внутренние сильные и слабые стороны Вашей гипотетической фирмы. Подводя итог анализа, запишите выявленные Вами сильные и слабые стороны фирмы.

SWOT-анализ.

 

Возможности:

  1. Выход на новые рынки
  2. Расширение продуктовой линии
  3. Падение торговых барьеров
  4. Ухудшение позиций основных конкурентов фирмы
  5. Повышение спроса на продукцию
  6. Возможность модернизации оборудования

Угрозы:

  1. Расширение объемов производства конкурентов и появление на рынке новых конкурентов
  2. Изменение предпочтений потребителей
  3. Снижение темпов роста рынка
  4. Появление новых технологий у конкурентов
  5. Появление на рынке товаров заменителей

Сильные стороны:

  1. Наличие необходимых финансовых ресурсов
  2. Относительно низкие затраты, благодаря взаимосвязи с с/х производителями продукции
  3. Надежный, профессиональный менеджмент
  4. Навыки осуществление продуктовых инноваций
  5. Использование технологий вторичной переработки сырья
  6. Негласная государственная республиканская поддержка
  1. Возможность выхода на новые рынки благодаря  навыкам осуществления продуктовых инноваций; наличию необходимых финансовых ресурсов; негласной республиканской поддержке.
  2. Расширение продуктовой линии возможно благодаря наличию необходимых ресурсов, профессионального менеджмента, навыкам осуществления продуктовых инноваций.
  3. Благодаря негласной гос. поддержке и профессиональному менеджменту возможно укрепление позиций фирмы на рынке и вытеснение (ослабление) основных конкурентов, а также увеличение спроса на нашу продукцию
  4. Возможность модернизации оборудования благодаря наличию необходимых финансовых ресурсов
  1. Наличие необходимых финансовых ресурсов и профессионального менеджмента позволит правильным образом реагировать на агрессию со стороны конкурентов, а также появление товаров – заменителей.
  2. Относительно низкая себестоимость позволяет проводить агрессивную политику в отношении основных конкурентов, а также проводить дифференциацию продукции для удовлетворения возрастающих запросов покупателей.
  3. Навыки осуществления продуктовых инноваций позволят привлекать новых потребителей, т.е. увеличивать рыночную долю, несмотря на снижающиеся темпы роста и возможное появление товаров – заменителей.
  4. Негласная гос. поддержка позволит занимать более выгодную позицию по сравнению с конкурентами.

Слабые стороны:

  1. Устаревшие производственные мощности
  2. Отставание в НИОКР
  3. Недостаточно прочный (неузнаваемый) имидж
  4. Неэффективность рекламной деятельности
  5. Несоответствие качества продукции мировым стандартам
  6. Недостаточная разработанность ассортимента/номенклатуры
  1. Выход на новые рынки окажет благоприятное воздействие на имидж организации.
  2. Расширение продуктовой линии позволит уменьшить отставание в НИОКР, укрепить существующие позиции, а также нейтрализовать недостаточность разработки ассортимента.
  3. Падение торговых барьеров влечет за собой привнесение новых инновационных технологий, которые решат проблему отставания в НИОКР и несоответствия продукции мировым стандартам.
  4. Дополнительная маржа при повышении спроса на продукцию позволит направить средства на преодоление отставания от основных конкурентов.
  5. Возможность модернизации оборудования предоставляет возможность улучшения качества продукции и глубины ассортимента.
  1. Снижение темпов роста рынка при больших, но устаревших производственных мощностях позволит предприятию сохранить имеющуюся долю на рынке.
  2. При появлении на рынке новых конкурентов, предприятие может специализироваться на узких сегментах рынка, что позволит мобилизовать средства для нейтрализации негативного эффекта.
  3. Появление на рынке товаров – заменителей позволит предприятию сконцентрироваться на сегменте рынка с меньшими доходами.
  4. Отсутствие больших издержек на рекламу позволит снижать себестоимость продукции.
  5. Появление новых технологий сопровождается  большими издержками по внедрению, что не может не сказываться на финансовой устойчивости конкурентов.

Информация о работе Сущность и принципы стратегического планирования