Тема 1. Сущность и принципы стратегического
планирования.
1.1 Изменение
условий деятельности фирм в
настоящее время.
Представьте
себе гипотетическую фирму, членом высшего
руководства которой Вы являетесь.
Дайте ей название.
Открытое акционерное
общество «ВАМИН Татарстан»
Ответьте на следующие
вопросы:
- Какие конечные виды продукции или услуг производятся в вашей фирме?
- Кондитерские изделия
- Мясные изделия
- Мука, крупа, комбикорма
- Минеральная вода
- Кто является конечным потребителем продукции или услуг, производимых Вашей фирмой?
- физические лица (население республики Татарстан и близлежащих регионов)
- юридические лица
- Кто является Вашими поставщиками?
Основными поставщиками
сырья для основной хозяйственной
деятельности ОАО «ВАМИН Татарстан» является население и сельхозпроизводители
(фермерские хозяйства, коллективные предприятия).
- Каковы основные виды сырья, получаемого от поставщика?
Приведите Ваши
собственные примеры влияния
происходящих изменений на деятельность гипотетической фирмы.
- Усиливающаяся конкуренция со стороны других производителей заставляет повышать качество продукции, внедрять новые технологии (проводить модернизацию оборудования), что позволяет выходить на новые рынки;
- Падение торговых барьеров ведет к возрастанию конкуренции и требует значительных усилий;
- Появление товаров-заменителей лучшего качества, приведет к изменению потребностей покупателей
1.2. Реакция внутрифирменных
условий управления и планирования на
изменение.
Дайте краткую
характеристику каждого из названных
инструментов:
- Стратегическое планирование по периодам – интегральный процесс подготовки и принятия решений, формулирования целей, определения путей их достижения и исследования последствий принятых решений. Оно предполагает разделение СП на 3 типа в зависимости от времени охвата планируемого будущего:
- долгосрочное - охватывает длительные периоды времени (10-25лет);
- среднесрочное – конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом (от 3 до 5 лет);
- краткосрочное – предусматривает составление планов на 1-2 года .
Все типы планирования должны
увязываться между собой.
- Суть планирования на основе выбора позиций в конкуренции состоит в том, что в условиях внешней нестабильности фирма выбирает из ряда стратегий ту, которая лучше отвечает ее целям, учитывая при этом функциональные и общеуправленческие возможности, т.е. планирование потенциала фирмы дополняется планированием ее стратегии в конкурентной борьбе в условиях значительного уровня внешней нестабильности. Выбор позиции в конкуренции может происходить путем дифференциации (создания продуктов с различными уникальными свойствами), фокусирования (сосредоточения влияния на одном сегменте рынка, особой группе покупателей или на ограниченном географическом секторе рынка), снижение издержек на единицу продукции и др.
- Управление на основе ранжирования стратегических задач предполагает ведение постоянного наблюдения за всеми тенденциями во внешней обстановке, своевременный анализ тенденций и оценку срочности необходимых решений. Далее все задачи ранжируются по степени срочности или важности на 4 группы и рассматриваются постепенно (в зависимости от группы), при этом необходимо пересматривать список проблем и их приоритетность.
- Управление по слабым сигналам предполагает наличие системы отлаженного наблюдения, чувствительного к предупреждающим сигналам – ранним и неточным признакам наступления важных событий, т.к. когда ситуация меняется быстро, фирма, дожидаясь сильного сигнала, может либо опоздать с решением, либо оказаться не в состоянии принять его в тот момент, когда возникшая проблема поставит интересы фирмы под удар. На основе отлаженной системы наблюдения фирма оказывается готовой к неожиданности и может вовремя запустить в действие специальную программу, которая уменьшит уязвимость фирмы.
- Управление в условиях неожиданных событий предполагает, что некоторые проблемы, события ускользают от наблюдателей и превращаются в стратегические неожиданности, при этом прежние стратегии и планы фирмы не годятся, а опыта решения подобных проблем у фирмы нет, а неумение быстро принять контрольные меры может привести к финансовым потерям. Чтобы этого избежать фирма должна заняться подготовкой системы чрезвычайных мер при стратегической неожиданности, которая предполагает наличие системы решений в непредвиденной ситуации и распределение обязанностей руководства по решению проблемы.
1.3. Стратегия и стратегическое
планирование.
Дайте сравнительную
характеристику каждой модели выработки
стратегии.
Плановая модель |
Модель предпринимательского типа |
Модель обучения на опыте |
- стратегия – обдуманный, полностью осознанный, и контролируемый мыслительный процесс;
- стратегия рассматривается как процесс планирования, результат которого относительно стандартизирован и рассматривается в виде определенной позиции фирмы (стратегическое положение);
- существуют централизованный штаб исполнителей и главный исполнитель, который отвечает за разработку стратегии;
- после определения стратегии в установленное время последует ее реализация;
- предполагается достижение определенного стратегического положения в конкуренции.
|
- стратегия – полуосознанный процесс, который имеет неформальный и личный характер;
- на основе тенденций развития отраслей формулируется определенное видение, сценарий, по которому будет развиваться фирма в будущем;
- на основе видения разрабатываются детальные планы и принимается конкретное решение;
- что бы сохранить свою гибкость и плодотворность, этот сценарий должен иметь неформальный или личный характер.
|
- стратегия – развивающийся и повторяющийся
процесс, требующий взаимоотдачи и восприимчивости;
- стратегия формулируется под воздействием внешних импульсов, т.е. изменений во внешней среде;
- процесс определения стратегии может быть спонтанным (если влияние внешних факторов оценить очень трудно, т.к. они быстро меняются) или управляемым (если
построить большое количество различных
сценариев, учитывая все возможные изменения);
- стратегия постоянно “вылечивается” и корректируется;
- в процессе определения стратегии занято большое количество специалистов.
|
Проанализируйте определение стратегического
планирования с позиции моделей выработки
стратегий и сделайте выводы.
Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых
руководством для разработки стратегии
фирмы. При этом разработка стратегии
может быть процессом как осознанным,
так и спонтанным. Но в любом случае она
должна быть основана на анализе внешней
и внутренней среды фирмы, а ее реализация
приводить к конкретным результатам.
Исходя из
собственного жизненного опыта и
изученной теории предложите какую-либо специфическую
стратегию.
Название |
Суть стратегии |
Ожидаемые последствия |
Стратегия обратной интеграции |
Объединение бизнеса
с организациями-производителями
сырья и комплектующих |
Возможность отслеживать
и влиять на ценовую политику поставщиков, сроки поставок и качество
сырья |
Стратегия “сбора урожая” |
Планомерное сворачивание
бизнеса с использованием всех возможных
выгод от пребывания на рынке |
Получение максимального
эффекта от освобождения от ресурсов
организации |
Стратегия лидерства
по ценам |
Снижение издержек и
за счет этого снижение цен на товары |
Рост спроса на продукцию,
существенное снижение издержек по сравнению
с конкурентами |
Назовите специфические
особенности стратегического планирования
и устно их проанализируйте.
- Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными;
- Нацеленность на краткосрочный и долгосрочный периоды;
- Ориентация на решение ключевых для планируемой системы целей;
- Адаптивный характер (способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс функционирования);
- Органическая увязка этих целей с обеъктом и структуройресурсов,требующихся для их достижения.
Определите, поиск
ответов на какие вопросы идет:
- На уровне высшего руководства разрабатывается общая стратегия, учитывающая возможности занять определенную позицию на рынке на ближайшую перспективу. При этом учитываются собственная роль фирмы, осуществляемые виды деятельности, ожидаемый прирост эффекта и рентабельность. Разработка корпоративной стратегии предусматривает действия по расширению сфер деятельности; шаги по улучшению общих показателей работы в тех отраслях, где уже действует компания; нахождение путей получения синергетического эффекта среди родственных хозяйственных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество, а также создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов компании в наиболее перспективные области.
- На исполнительном уровне разрабатываются экономические стратегические планы, ориентированные на конкретные структурные подразделения (структурные единицы внутри фирмы, выпускающие продукцию, предназначенную для определенных рынков). В экономических стратегических планах отражается ожидаемая прибыль, доля участия на рынке, ассортимент продукции и его обновление, возможные преимущества по сравнению с конкурентами. Деловая стратегия нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции компании на рынке. С этой целью она должна быть достаточно гибкой, чтобы реагировать на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимых сферах.
- На оперативном уровне разрабатываются стратегии для каждой основной производственной единицы или части бизнеса: НИОКР, производство, маркетинг, обслуживание клиентов, распределение, финансы, кадры и т. д. Функциональная стратегия учитывает конкретные функции: продажа, управление запасами, закупки, производство продукции, оптимальное использование людских и материальных ресурсов и др.
1.4. Модель и
принципы стратегического планирования
Модель процесса стратегического
планирования
Тема 3. Компоненты стратегического
планирования.
3.1. Миссия и цели фирмы.
Сформулируйте
миссию гипотетической фирмы, выбранной
Вами в первом разделе, и запишите
ее.
Проанализировав основные
характеристики задаваемых фирмой целей,
сформулируйте три основные цели Вашей
гипотетической фирмы.
- Максимально повысить конкурентоспособность предприятия перед вступлением России в ВТО.
- Проведение модернизации оборудования до 2010 г.
- Увеличение доли на российском рынке на 3 % до 2012 г .
2.2. Оценка и анализ внешней среды.
Проведите анализ
внешней среды, в которой работает
Ваша гипотетическая фирма, и впишите
характеристики угроз и возможностей
для фирмы по каждой области.
PEST-Анализ
Факторы среды |
Состояние фактора |
Тенденция развития фактора |
Характер влияния |
Степень влияния |
Возможные действия организации |
Степень после принятия
мер |
Политические факторы |
- Вступление РФ в ВТО
|
Выс. степень реализации |
стаб. |
- |
-2,5 |
Совершенствование качества
продукции |
+1,5 |
- Курс президента РТ на поддержку местных производителей.
|
Выс. |
стаб |
+ |
+2,8 |
Использование открывшихся
возможностей |
+4 |
- Ужесточение стандартов качества с/х продукции
|
Сред. |
Стаб. |
- |
-1,5 |
Внедрение международных
стандартов качества |
+1,5 |
- Ужесточение гос. фискальной политики.
|
Сред. |
Стаб. |
- |
-1 |
Улучшение управленческого контроля |
+1,5 |
Экономические факторы |
- Повышение покупательской способности населения
|
Сред. |
Стаб. |
+ |
+2,2 |
Обеспечение доступности
продукции |
+3,5 |
- Развитие рыночных отношений
|
Выс. |
Стаб. |
+ |
+2 |
Укрепление рыночных
связей организации |
+2,5 |
- Изменение цен на энергоносители
|
Выс. |
Изм. |
- |
-1,5 |
Создание запасов ГСМ |
-1,1 |
- Стимулирующая направленность инвестиц. политики гос – ва
|
Сред. |
Стаб. |
+ |
+2,5 |
Использование благоприятных
возможностей |
+3 |
Социальные факторы |
- Тенденция преобладания городского населения над сельским
|
Сред. |
Стаб. |
+ |
+2,5 |
Улучшение каналов сбыта
населению |
+3 |
- Тенденция увеличения рождаемости
|
сред. |
Изм. |
+ |
+2 |
Разработка новых продуктов |
+2,5 |
- Социальное расслоение общества
|
Выс. |
Изм. |
- |
-2 |
Производство товаров для различных групп населения |
+0,5 |
Технологические факторы |
- Всеобщая тенденция к внедрению инновационных технологий
|
Выс. |
Стаб. |
- |
-1 |
Внедрение перспективных
технологий |
+1 |
- Уровень технического развития
|
Ср. |
Изм. |
- |
-2 |
Проведение мероприятий
по модернизации основных фондов |
+1,5 |
- Подготовка специалистов для отраслей народного хозяйства
|
Сред. |
Стаб. |
+ |
+2,5 |
Обучение кадров, повышение
связей с ВУЗами |
+3,5 |
Итого |
|
|
|
+5 |
|
+28,4 |
2.3. Обследование внутренних
сильных и слабых сторон фирмы.
Проанализируйте внутренние сильные и
слабые стороны Вашей гипотетической
фирмы. Подводя итог анализа, запишите
выявленные Вами сильные и слабые стороны
фирмы.
SWOT-анализ.
|
Возможности:
- Выход на новые рынки
- Расширение продуктовой линии
- Падение торговых барьеров
- Ухудшение позиций основных конкурентов фирмы
- Повышение спроса на продукцию
- Возможность модернизации оборудования
|
Угрозы:
- Расширение объемов производства конкурентов и появление на рынке новых конкурентов
- Изменение предпочтений потребителей
- Снижение темпов роста рынка
- Появление новых технологий у конкурентов
- Появление на рынке товаров заменителей
|
Сильные стороны:
- Наличие необходимых финансовых ресурсов
- Относительно низкие затраты, благодаря взаимосвязи с с/х производителями продукции
- Надежный, профессиональный менеджмент
- Навыки осуществление продуктовых инноваций
- Использование технологий вторичной переработки сырья
- Негласная государственная республиканская поддержка
|
- Возможность выхода на новые рынки благодаря навыкам осуществления продуктовых инноваций; наличию необходимых финансовых ресурсов; негласной республиканской поддержке.
- Расширение продуктовой линии возможно благодаря наличию необходимых ресурсов, профессионального менеджмента, навыкам осуществления продуктовых инноваций.
- Благодаря негласной гос. поддержке и профессиональному менеджменту возможно укрепление позиций фирмы на рынке и вытеснение (ослабление) основных конкурентов, а также увеличение спроса на нашу продукцию
- Возможность модернизации оборудования благодаря наличию необходимых финансовых ресурсов
|
- Наличие необходимых финансовых ресурсов и профессионального менеджмента позволит правильным образом реагировать на агрессию со стороны конкурентов, а также появление товаров – заменителей.
- Относительно низкая себестоимость позволяет проводить агрессивную политику в отношении основных конкурентов, а также проводить дифференциацию продукции для удовлетворения возрастающих запросов покупателей.
- Навыки осуществления продуктовых инноваций позволят привлекать новых потребителей, т.е. увеличивать рыночную долю, несмотря на снижающиеся темпы роста и возможное появление товаров – заменителей.
- Негласная гос. поддержка позволит занимать более выгодную позицию по сравнению с конкурентами.
|
Слабые стороны:
- Устаревшие производственные мощности
- Отставание в НИОКР
- Недостаточно прочный (неузнаваемый) имидж
- Неэффективность рекламной деятельности
- Несоответствие качества продукции мировым стандартам
- Недостаточная разработанность ассортимента/номенклатуры
|
- Выход на новые рынки окажет благоприятное воздействие на имидж организации.
- Расширение продуктовой линии позволит уменьшить отставание в НИОКР, укрепить существующие позиции, а также нейтрализовать недостаточность разработки ассортимента.
- Падение торговых барьеров влечет за собой привнесение новых инновационных технологий, которые решат проблему отставания в НИОКР и несоответствия продукции мировым стандартам.
- Дополнительная маржа при повышении спроса на продукцию позволит направить средства на преодоление отставания от основных конкурентов.
- Возможность модернизации оборудования предоставляет возможность улучшения качества продукции и глубины ассортимента.
|
- Снижение темпов роста рынка при больших, но устаревших производственных мощностях позволит предприятию сохранить имеющуюся долю на рынке.
- При появлении на рынке новых конкурентов, предприятие может специализироваться на узких сегментах рынка, что позволит мобилизовать средства для нейтрализации негативного эффекта.
- Появление на рынке товаров – заменителей позволит предприятию сконцентрироваться на сегменте рынка с меньшими доходами.
- Отсутствие больших издержек на рекламу позволит снижать себестоимость продукции.
- Появление новых технологий сопровождается большими издержками по внедрению, что не может не сказываться на финансовой устойчивости конкурентов.
|