Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:40, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
уточнено содержание понятия организационной структуры управления предприятием;
представлена классификация организационных структур управления предприятием;
проведен анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом выручка от реализации продукции возросла на 55405 млн. руб. (или на 4,02%) и составила 844420 млн. р. В 2009 году по сравнению с 2008 годом выручка от реализации продукции возросла на 397905 млн. руб. (или на 47,12%) и составила 1242325 млн. р. Следует отметить, что на предприятии произошло увеличение численности работников в 2008 году на 523 человека, в 2009 году на 876 человек за счет роста производственно-промышленного персонала на 610 и 875 человек соответственно.
Необходимо отметить, что в связи с ростом численности работников и увеличения стоимости товарной продукции возросла выработка на одного работника. Так с ростом численности работников и увеличения стоимости товарной продукции в 2008 году на 397905 млн. р., возросла выработка на одного работника на 23782 млн. р. или на 36,61%, в том числе на одного промышленно-производственного персонала на 30408 млн. р. или на 32,41%.
В анализируемые годы в связи с введением в эксплуатацию нового оборудования увеличилась стоимость основных фондов. Так в 2009 году произошло повышение фондоотдачи на 18,28 или на 16,62%.
Прибыль от реализации возросла в 2008 году на 3907 млн. р. и составила 12923 млн. р., а в 2009 году на 18769 млн. р. и составила 31692 млн. р. Балансовая прибыль в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличивалась на 2120 млн. р. или на 44,89% и составила 6843 млн. р., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом балансовая прибыль увеличилась на 2917 млн. р. или на 42,63% и составила 9760 млн. р.
При анализе затрат на производство в первую очередь необходимо определить удельный вес отдельных элементов затрат в общей сумме (в процентах) и изменения за отчетный период.
Сопоставление удельных весов элементов затрат, а не абсолютных сумм, обусловлено тем, что в точности как за отчетный период, так и за предыдущий, затраты отражены на соответствующие объемы продукции, поэтому являются несопоставимыми [6].
Показатели затрат свидетельствуют о том, что значительную долю затрат и в 2007, 2008 и в 2009 годах составляют материальные затраты (74,8%, 75,2% и 77,0% в 2007, 2008 и 2009 годах соответственно) и затраты на оплату труда (10,3%, 10,6% и 11,2%). Рост суммы удельного веса материальных затрат связан с увеличением объёма производства и ростом цен на комплектующие и полуфабрикаты, а также тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Рост расходов на оплату труда связан с увеличением количества работающих на РУП «МАЗ» в 2008 году на 876 человека, в 2009 году на 523 человек уменьшилось в связи с кризисом. Следовательно, важнейшими факторами снижения себестоимости продукции РУП «МАЗ» являются сокращение материальных затрат и снижение трудоёмкости выпускаемой продукции предприятия.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. Поэтому необходимо изучить динамику, прибыли от реализации продукции (таблица 2.3) и определить факторы изменения ее суммы.
Таблица 2.3 – Анализ прибыли от реализации продукции на РУП «МАЗ»
Показатель | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонение, млн. р. |
Темп роста, % | ||
2008 г. от2007 г. |
2009 г. от2008 г. |
2008 г. к2007 г. |
2009 г. к2008 г. | ||||
Выручка от реализации, млн. р. | 789015 | 844420 | 1242325 | 55405 | 397905 | 107,02 | 147,12 |
Себестоимость, млн. р. | 678025 | 777577 | 1153016 | 99552 | 375439 | 114,68 | 148,28 |
Коммерческие расходы, млн. р. | 49008 | 53920 | 57617 | 4912 | 3697 | 110,02 | 106,86 |
Прибыль от реализации, млн. р. | 9016 | 12923 | 31692 | 3907 | 18769 | 143,33 | 245,24 |
Продолжение таблицы 2.3. | |||||||
Сальдо внереализационных доходов, млн. р. | -4293 | -6080 | -21932 | -1787 | -15852 | 141,63 | 360,72 |
Прибыль отчётного года, млн. р. | 4723 | 6843 | 9760 | 2120 | 2917 | 144,89 | 142,63 |
Налог на прибыль и иные обязательные платежи, млн. р. | 927 | 1385 | 2016 | 458 | 631 | 149,41 | 145,56 |
Использовано прибыли, млн. р. | 1686 | 2606 | 4255 | 920 | 1649 | 154,57 | 163,28 |
Неиспользовано прибыли, млн. р. | 1183 | 2852 | 3489 | 1669 | 637 | 241,08 | 122,34 |
В 2008 году по сравнению с 2007 годом выручка от реализации возросла на 55405 млн. р. или на 7,02%, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом – на 397905 млн. р. или на 47,12%. Прибыль от реализации в 2008 году возросла на 3907 млн. р. и составила 12923 млн. р., в 2009 году по сравнению с 2008 годом – на 44694 млн. р. и составила 57617 млн. р. Балансовая прибыль в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 2120 млн. р., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 2917 млн. р. или на 42,63% и составила 9760 млн. р. Наблюдается увеличение коммерческих расходов на 10,02% в 2008 году и на 6,86% в 2009 году. Себестоимость продукции возросла на 14,68% или на 48,28% или на 375439 млн. р. В 2009 году было получено на сумму 724 млн. р. внереализационных доходов. Внереализационные расходы в 2009 году возросли на 372,63% и составили 22656 млн. р.
Деятельность любого предприятия определяется достижением максимального результата при минимальных затратах. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала предприятия позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности предприятия. Необходимо сравнение прибыли с другими показателями, то есть с системой показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.
Далее определим по данным балансовой и чистой прибыли обобщающие показатели: рентабельность инвестиций, рентабельность персонала, оборотных средств, реализованной продукции (см. приложение А – Показатели рентабельности РУП «МАЗ» за 2007–2009 гг).
Таким образом, из-за роста прибыли отчетного периода, чистой прибыли происходит рост рентабельности. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом рентабельность (по прибыли отчетного периода) инвестиций возросла на 3,56%, но из-за высокого роста себестоимости продукции снизилась рентабельность реализованной продукции на 0,03%.
Рентабельность,
исчисленная по чистой прибыли возросла:
инвестиций – на 2,79%, персонала на
6,32%, оборотных средств – на 2,98%,
реализованной продукции
Далее все исходные данные (в стоимостном выражении) и расчетные показатели (в процентах) сводим в таблицу 2.4, в которой представим динамику показателей экономической эффективности производства.
Как видно из таблицы 2.4 происходит рост объема производства на РУП «МАЗ». Так в 2009 году по сравнению с 2008 годом объем производства увеличился на 47,2%, однако негативным остается рост себестоимости на 48,28%, вследствие равномерного роста по всем составляющим затрат на производство. Положительным является рост, как прибыли отчётного года, так и чистой, что привело к росту показателей рентабельности.
В результате проведённого во второй главе исследования сформулируем основные выводы.
РУП
«МАЗ» является одним из крупнейших
предприятий автомобильной
Производственная мощность предприятия составляет: автомобили грузовые – 24000 штук, прицепная техника – 5000 штук, автобусы – 2000 шт.
За пределы Республики Беларусь предприятием реализовано 81,2% автомобилей, 74,7% прицепов и полуприцепов, а также 53,8% автобусов.
В целом объем экспортных поставок с учетом поставок в страны СНГ увеличился на 29,9%.
По-прежнему, как в предыдущие годы, основной потребитель продукции МАЗа – Россия. В начале 2009 года возникли проблемы с реализацией продукции. В отделе сбыта скопилось большое количество нереализованных автомобилей. Из-за этого резко возросла потребность краткосрочных кредитах под оборотные средства. У РУП «МАЗ» собственных средств для наращивания объемов производства, создания остаточных запасов материальных оборотных средств, своевременного обновления оборудования недостаточно.
Подавляющее преимущество в структуре производства и реализации продукции в анализируемом периоде занимает автотехника, доля которой в общем объеме составляет 89,3%. Удельный вес запасных частей, готовых узлов и деталей, заготовок и прочей продукции составит 10,4% в общем объеме производства. Производство продукции Минского автомобильного завода связано с потреблением большой номенклатуры и ассортимента материалов и комплектующих. Завод получает сырье и комплектующие более чем от 169 поставщиков. Основные виды материалов поступают из России(приложение Б).
Значительную долю затрат и в 2007, 2008 и в 2009 годах составляют материальные затраты (74,8%, 75,2% и 77,0% в 2007, 2008 и 2009 годах соответственно) и затраты на оплату труда (10,3%, 10,6% и 11,2%). Рост суммы удельного веса материальных затрат связан с увеличением объёма производства и ростом цен на комплектующие и полуфабрикаты, а также тарифов на топливно-энергетические ресурсы
Заработная плата на предприятии используется эффективно, так как темп роста заработной платы в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 107,46%, в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 109,62%, а темп роста выработки на одного работника соответственно 112,25% и 143,63%, т.е. темп роста заработной платы не превышает темп роста производительности труда. Соответственно, происходит снижение зарплатоемкости производства в 2007 году на 0,006, а в 2008 году на 0,078 и рост зарплатоотдачи соответственно на 0,031 и на 0,449. В связи с ростом объемов производства в 2007 и 2008 году происходит рост численности работников и в частности, 610 и 875 производственного рабочего, увеличивается количество отработанных часов соответственно на 805 и на 1760 человеко-часов и рост выработки на одного рабочего соответственно на 10,75% и на 42,93% и рост выработки на одного работника соответственно на 12,25% и на 43,63%.
Так же хотелось бы отметить, что вопреки кризису 2009 года, предприятие, хоть и не большими темпами, но все же противостояло данной проблеме. Не стоит забывать о моральном и физическом износе оборудования, что так же является значимым фактором роста потенциала предприятия. Большое внимание уделяется правовой защите изобретений и промышленных образцов. В отдельных моделях автомобилей, в изготавливаемых на МАЗе к ним узлам и поставляемых комплектующих используется до 70 изобретений, созданных в последние 20 лет. Большое количество изобретений в продукции отражает ее высокий технический уровень Заводом за 1993-2009 гг. получен 21 патент Республики Беларусь на изобретения и одно свидетельство на промышленный образец, 12 заявок на изобретения находятся на рассмотрении в патентном ведомстве РБ. На заводе рассматриваются вопросы патентования изобретений за рубежом и заключения лицензионных соглашений на право использования изобретений.
Ежегодно на заводе используются сотни рационализаторских предложений, годовой экономический эффект от использования которых составляет 10 млрд. руб. и более. В современных условиях одно из основных требований потребителей автотехники состоит в том, что им нужны экологически чистые, малошумные, экономичные по расходу топлива и удобные в эксплуатации транспортные средства. Однако необходимые для этого отдельные материалы и комплектующие либо в странах СНГ не выпускаются, либо не соответствуют международным требованиям. Поэтому завод вынужден ряд из них покупать в странах дальнего зарубежья при острой нехватке собственных оборотных средств или получать по бартеру.
На основании анализа состояния технического уровня и организации производства и труда на предприятии разрабатываются организационно-технические мероприятия (ОТМ), предусматривающие повышение эффективности производства.
Разработка
плана мероприятий по повышению
эффективности производства необходима
для устранения недостатков, выявленных
в ходе анализа деятельности предприятия.
2.2 Организационная структура управления предприятием
и
ее оценка
Организационная структура управления предприятием направлена на координацию деятельности его работников в процессе производства и реализации продукции с целью эффективного и планомерного использования всех технических и экономических возможностей для получения максимальной прибыли.
Информация о работе Структуры управления на разных стадиях роста организации