Структуры управления на разных стадиях роста организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
уточнено содержание понятия организационной структуры управления предприятием;
представлена классификация организационных структур управления предприятием;
проведен анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Работа содержит 1 файл

работа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 554.50 Кб (Скачать)
 

     В 2008 году по сравнению  с 2007 годом выручка от реализации продукции возросла на 55405 млн. руб. (или на 4,02%) и составила 844420 млн. р. В 2009 году по сравнению с 2008 годом выручка от реализации продукции возросла на 397905 млн. руб. (или на 47,12%) и составила 1242325 млн. р. Следует отметить, что на предприятии произошло увеличение численности работников в 2008 году на 523 человека, в 2009 году на 876 человек за счет роста производственно-промышленного персонала на 610 и 875 человек соответственно.

     Необходимо  отметить, что в связи с ростом численности работников и увеличения стоимости товарной продукции возросла выработка на одного работника. Так  с ростом численности работников и увеличения стоимости товарной продукции в 2008 году на 397905 млн. р., возросла выработка на одного работника на 23782 млн. р. или на 36,61%, в том числе на одного промышленно-производственного персонала на 30408 млн. р. или на 32,41%.

     В анализируемые годы в связи с  введением в эксплуатацию нового оборудования увеличилась стоимость  основных фондов. Так в 2009 году произошло  повышение фондоотдачи на 18,28 или  на 16,62%.

     Прибыль от реализации возросла в 2008 году на 3907 млн. р. и составила 12923 млн. р., а в 2009 году на 18769 млн. р. и составила 31692 млн. р. Балансовая прибыль в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличивалась на 2120 млн. р. или на 44,89% и составила 6843 млн. р., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом балансовая прибыль увеличилась на 2917 млн. р. или на 42,63% и составила 9760 млн. р.

     При анализе затрат на производство в  первую очередь необходимо определить удельный вес отдельных элементов  затрат в общей сумме (в процентах) и изменения за отчетный период.

     Сопоставление удельных весов элементов затрат, а не абсолютных сумм, обусловлено тем, что в точности как за отчетный период, так и за предыдущий, затраты отражены на соответствующие объемы продукции, поэтому являются несопоставимыми [6].

     Показатели  затрат свидетельствуют о том, что значительную долю затрат и в 2007, 2008 и в 2009 годах составляют материальные затраты (74,8%, 75,2% и 77,0% в 2007, 2008 и 2009 годах соответственно) и затраты на оплату труда (10,3%, 10,6% и 11,2%). Рост суммы удельного веса материальных затрат связан с увеличением объёма производства и ростом цен на комплектующие и полуфабрикаты, а также тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Рост расходов на оплату труда связан с увеличением количества работающих на РУП «МАЗ» в 2008 году на 876 человека, в 2009 году на 523 человек уменьшилось в связи с кризисом. Следовательно, важнейшими факторами снижения себестоимости продукции РУП «МАЗ» являются сокращение материальных затрат и снижение трудоёмкости выпускаемой продукции предприятия.

     Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. Поэтому необходимо изучить динамику, прибыли от реализации продукции (таблица 2.3) и определить факторы изменения ее суммы.

     Таблица 2.3 – Анализ прибыли от реализации продукции на РУП «МАЗ»

Показатель 2007 год 2008 год 2009 год

Отклонение, млн. р.

Темп  роста, %

2008 г. от

2007 г.

2009 г. от

2008 г.

2008 г. к

2007 г.

2009 г. к

2008 г.

Выручка от реализации, млн. р. 789015 844420 1242325 55405 397905 107,02 147,12
Себестоимость, млн. р. 678025 777577 1153016 99552 375439 114,68 148,28
Коммерческие  расходы, млн. р. 49008 53920 57617 4912 3697 110,02 106,86
Прибыль от реализации, млн. р. 9016 12923 31692 3907 18769 143,33 245,24
 
 
Продолжение таблицы 2.3.
Сальдо  внереализационных доходов, млн. р. -4293 -6080 -21932 -1787 -15852 141,63 360,72
Прибыль отчётного года, млн. р. 4723 6843 9760 2120 2917 144,89 142,63
Налог на прибыль и иные обязательные платежи, млн. р. 927 1385 2016 458 631 149,41 145,56
Использовано  прибыли, млн. р. 1686 2606 4255 920 1649 154,57 163,28
Неиспользовано  прибыли, млн. р. 1183 2852 3489 1669 637 241,08 122,34
 

     В 2008 году по сравнению с 2007 годом выручка  от реализации возросла на 55405 млн. р. или  на 7,02%, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом – на 397905 млн. р. или на 47,12%. Прибыль от реализации в 2008 году возросла на 3907 млн. р. и составила 12923 млн. р., в 2009 году по сравнению с 2008 годом – на 44694 млн. р. и составила 57617 млн. р. Балансовая прибыль в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 2120 млн. р., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 2917 млн. р. или на 42,63% и составила 9760 млн. р. Наблюдается увеличение коммерческих расходов на 10,02% в 2008 году и на 6,86% в 2009 году. Себестоимость продукции возросла на 14,68% или на 48,28% или на 375439 млн. р. В 2009 году было получено на сумму 724 млн. р. внереализационных доходов. Внереализационные расходы в 2009 году возросли на 372,63% и составили 22656 млн. р.

     Деятельность  любого предприятия определяется достижением максимального результата при минимальных затратах. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала предприятия позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности предприятия. Необходимо сравнение прибыли с другими показателями, то есть с системой показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.

     Далее определим по данным балансовой и  чистой прибыли обобщающие показатели: рентабельность инвестиций, рентабельность персонала, оборотных средств, реализованной продукции (см. приложение А – Показатели рентабельности РУП «МАЗ» за 2007–2009 гг).

     Таким образом, из-за роста прибыли отчетного  периода, чистой прибыли происходит рост рентабельности. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом рентабельность (по прибыли отчетного периода) инвестиций возросла на 3,56%, но из-за высокого роста себестоимости продукции снизилась рентабельность реализованной продукции на 0,03%.

     Рентабельность, исчисленная по чистой прибыли возросла: инвестиций – на 2,79%, персонала на 6,32%, оборотных средств – на 2,98%, реализованной продукции снизилась  на 0,03%.

     Далее все исходные данные (в стоимостном  выражении) и расчетные показатели (в процентах) сводим в таблицу 2.4, в которой представим динамику показателей экономической эффективности производства.

     Как видно из таблицы 2.4 происходит рост объема производства на РУП «МАЗ». Так в 2009 году по сравнению с 2008 годом объем производства увеличился на 47,2%, однако негативным остается рост себестоимости на 48,28%, вследствие равномерного роста по всем составляющим затрат на производство. Положительным является рост, как прибыли отчётного года, так и чистой, что привело к росту показателей рентабельности.

     В результате проведённого во второй главе  исследования сформулируем основные выводы.

     РУП «МАЗ» является одним из крупнейших предприятий автомобильной отрасли  и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.

     Производственная  мощность предприятия составляет: автомобили грузовые – 24000 штук, прицепная техника – 5000 штук, автобусы – 2000 шт.

     За  пределы Республики Беларусь предприятием реализовано 81,2% автомобилей, 74,7% прицепов и полуприцепов, а также 53,8% автобусов.

     В целом объем экспортных поставок с учетом поставок в страны СНГ  увеличился на 29,9%.

     По-прежнему, как в предыдущие годы, основной потребитель продукции МАЗа –  Россия. В начале 2009 года возникли проблемы с реализацией продукции. В отделе сбыта скопилось большое количество нереализованных автомобилей. Из-за этого резко возросла потребность краткосрочных кредитах под оборотные средства. У РУП «МАЗ» собственных средств для наращивания объемов производства, создания остаточных запасов материальных оборотных средств, своевременного обновления оборудования недостаточно.

     Подавляющее преимущество в структуре производства и реализации продукции в анализируемом  периоде занимает автотехника, доля которой в общем объеме составляет 89,3%. Удельный вес запасных частей, готовых узлов и деталей, заготовок и прочей продукции составит 10,4% в общем объеме производства. Производство продукции Минского автомобильного завода связано с потреблением большой номенклатуры и ассортимента материалов и комплектующих. Завод получает сырье и комплектующие более чем от 169 поставщиков. Основные виды материалов поступают из России(приложение Б).

     Значительную  долю затрат и в 2007, 2008 и в 2009 годах  составляют материальные затраты (74,8%, 75,2% и 77,0% в 2007, 2008 и 2009 годах соответственно) и затраты на оплату труда (10,3%, 10,6% и 11,2%). Рост суммы удельного веса материальных затрат связан с увеличением объёма производства и ростом цен на комплектующие и полуфабрикаты, а также тарифов на топливно-энергетические ресурсы

     Заработная  плата на предприятии используется эффективно, так как темп роста заработной платы в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 107,46%, в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 109,62%, а темп роста выработки на одного работника соответственно 112,25% и 143,63%, т.е. темп роста заработной платы не превышает темп роста производительности труда. Соответственно, происходит снижение зарплатоемкости производства в 2007 году на 0,006, а в 2008 году на 0,078 и рост зарплатоотдачи соответственно на 0,031 и на 0,449. В связи с ростом объемов производства в 2007 и 2008 году происходит рост численности работников и в частности, 610 и 875 производственного рабочего, увеличивается количество отработанных часов соответственно на 805 и на 1760 человеко-часов и рост выработки на одного рабочего соответственно на 10,75% и на 42,93% и рост выработки на одного работника соответственно на 12,25% и на 43,63%.

     Так же хотелось бы отметить, что вопреки  кризису 2009 года, предприятие, хоть и  не большими темпами, но все же противостояло данной проблеме. Не стоит забывать о моральном и физическом износе оборудования, что так же является значимым фактором роста потенциала предприятия. Большое внимание уделяется правовой защите изобретений и промышленных образцов. В отдельных моделях автомобилей, в изготавливаемых на МАЗе к ним узлам и поставляемых комплектующих используется до 70 изобретений, созданных в последние 20 лет. Большое количество изобретений в продукции отражает ее высокий технический уровень Заводом за 1993-2009 гг. получен 21 патент Республики Беларусь на изобретения и одно свидетельство на промышленный образец, 12 заявок на изобретения находятся на рассмотрении в патентном ведомстве РБ. На заводе рассматриваются вопросы патентования изобретений за рубежом и заключения лицензионных соглашений на право использования изобретений.

       Ежегодно на заводе используются сотни рационализаторских предложений, годовой экономический эффект от использования которых составляет 10 млрд. руб. и более. В современных условиях одно из основных требований потребителей автотехники состоит в том, что им нужны экологически чистые, малошумные, экономичные по расходу топлива и удобные в эксплуатации транспортные средства. Однако необходимые для этого отдельные материалы и комплектующие либо в странах СНГ не выпускаются, либо не соответствуют международным требованиям. Поэтому завод вынужден ряд из них покупать в странах дальнего зарубежья при острой нехватке собственных оборотных средств или получать по бартеру.

     На  основании анализа состояния  технического уровня и организации производства и труда на предприятии разрабатываются организационно-технические мероприятия (ОТМ), предусматривающие повышение эффективности производства.

     Разработка  плана мероприятий по повышению  эффективности производства необходима для устранения недостатков, выявленных в ходе анализа деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Организационная структура управления предприятием

     и ее оценка 

     Организационная структура управления предприятием направлена на координацию деятельности его работников в процессе производства и реализации продукции с целью эффективного и планомерного использования всех технических и экономических возможностей для получения максимальной прибыли.

Информация о работе Структуры управления на разных стадиях роста организации