Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:40, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
уточнено содержание понятия организационной структуры управления предприятием;
представлена классификация организационных структур управления предприятием;
проведен анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
а)
идентифицирование
б) выделение каждой из них в виде полуавтономных подразделений (со статусом центра прибыли);
в) мониторинг эффективности экономических результатов каждого отделения;
г)
определение мотиваций
д) распределение финансовых ресурсов в пользу отделений, способных наиболее эффективно их применить;
е) осуществление других мероприятий стратегического планирования диверсификации, приобретения других фирм и др.
Работа
отделений увязывалась с
Рисунок
1.2 – Дивизиональная структура управления
Таким образом, вторая половина XIX века – начало XX века – это эпоха становления первых современных экономических структур управления и развития корпоративных структур.
Вторым крупным этапом развития капиталистических отношений можно считать период, относящийся к 50–70 годам XX века, то есть период, после окончания второй мировой войны. Изменения в организационной структуре, формах и методах управления происходили на многих крупных компаниях мира. Эти изменения обусловлены специфическими причинами:
а) развитие научно-технического прогресса;
б) значительный рост размеров компании и в связи с этим рост стоящих перед управляющими задач.
К середине XX века крупные промышленные объединения претерпели значительные количественные и качественные изменения. Прежние компании, имеющие незначительные размеры, превратились в мощные многоотраслевые компании, получивших название корпораций конгломератного и позднее транснационального типа. Большинство компаний старались распространить свое влияние на многие отрасли промышленности, торговли, транспорта и банковской сферы. Диверсификация была вызвана стремлением фирм найти выгодные сферы приложения своих капиталов, компенсируя убытки в одной отрасли, ростом прибыли в другой. Руководители высших звеньев компании не в состоянии были охватить работу многочисленных своих предприятий, деятельность которых практически не контролировалась.
Государственные антимонопольные комитеты очень жестко относились к такому типу объединений. Они характеризовали ее как очень опасное явление в экономике, так как конгломерат резко ослабляет процессы конкуренции, способствует сокращению исследований в области эффективных форм и методов организационного управления.
Конгломерат – логическое продолжение развития дивизиональной структуры управления. Именно в середине XX века были оценены достоинства дивизионального управления, что и оказало решающее влияние на развитие конгломератных форм организации. Ключевые преимущества управления в рамках конгломератной корпорации.
1
Возможность раздельного
2
Возможность концентрировать
3
Децентрализация оперативной
Конгломераты разбиты на отделения или дивизионы (divisions), те в свою очередь на отделы (departments). Обычно дивизионы объединялись в определенные группы, во главе которых стояли вице-президенты, основные функции которых заключались в контроле и координации деятельности соответствующих отделений.
Деление компании осуществлялось по следующим направлениям:
а) по продуктовому принципу;
б) принцип деления по территориальным особенностям;
в) комбинированный способ деления.
Число дивизионов зависело от номенклатуры выпускаемой продукции, размеров компании и ряда других факторов.
К середине 50-х годов большинство крупных компаний провели реорганизацию управления, что было вызвано ухудшением их финансового состояния, развитием научно-технического прогресса, ростом стоящих перед управляющими компаний задач и изменившимися условиями.
В итоге образовались многоотраслевые структурные формирования корпоративного типа – конгломераты, которые в дополнение к «чистому» дивизиональному управлению, зародившемуся еще в 20-х – 30-х гг. использовались принципы множественной структуры. Наряду с отделениями, в состав компаний входили также подразделения, управляющие которых несли ответственность за:
а) разработку новых рынков сбыта;
б) регулировку отношений с государственными и общественными организациям;
в) оформление товарного вида продукции и др.
Масштабы деятельности многих фирм еще в начале XX века вышли за пределы национальных. Развитие научно-технического прогресса во многих отраслях промышленности, появление электронно-вычислительных машин (ЭВМ), развитие интеграционных процессов повлекли за собой формирование в мировом капиталистическом мире транснациональных корпораций – международных организационных структур корпоративного типа.
Стремительное развитие структур транснационального типа происходило в 70-е годы XX века. Этот период характеризуется зарождением матричного управления, что явилось своеобразной попыткой решить большинство проблем, возникших в результате значительного роста фирм за пределы национальных границ. Диверсификация деятельности многих компаний привела к появлению полуавтономных отделений, которые дифференцировались по продуктовым группам, определенным сегментам рынка, географическим областям, в которых находились ее предприятия или сбытовые агентства. Соединив все это в единое целое, можно получить матрицу, которая также сложна, как и окружающий нас мир.
Матричная структура – организационная схема, в которой управляющим продуктовыми отделениями и функциональным менеджерам предоставляются практически одинаковые полномочия по отношению к отделам и дивизионам. В связи с этим отличительной чертой организационной структуры управления матричного типа является наличие у работников одновременно двух руководителей, обладающих равными правами. Возникает система двойного подчинения, базирующаяся на сочетании двух принципов – функционального и проектного (продуктового).
Бурный всплеск развития матричного управления в 70-х гг. постепенно привел к такому же бурному их затуханию в начале 80-х гг. Сложность, порождаемая матричными структурами (большая путаница, подрывается принцип единоличия, борьба за власть, чрезмерные накладные расходы, слабая реакция на изменения), заставила большинство компаний перейти назад к неизменной форме – специализации отделений по продуктовому или сегментальному принципам. Одним из первых шагов, предпринятых фирмой «IBM», был переход на временную организацию проектных структур. Контакты между участниками группы были интенсивными, встречи и совещания проходили регулярно. Каждый участвовал в проекте, имел доступ ко всей необходимой ему информации. В итоге новая модель компьютеров стремительно охватила колоссальную долю рынка за рекордно короткое время.
Внедрение
временных проектных групп
Рисунок
1.3 – Проектная структура
Еще одной отличительной чертой ведущих ТНК мира стало формирование скромной штаб-квартиры компаний. По мнению многих исследователей в области теории управления можно сформулировать так называемое «правило 100». Практически во всех крупных корпорациях центральный аппарат состоит максимум из 100 человек:
Современный этап конец XX – начало XXI развития капиталистических отношений характеризуется глобальными сдвигами и трансформациями всей мировой экономической системы. Можно выделить следующие основные моменты.
1 Распад Советского Союза, что повлекло за собой ликвидацию огромных социалистических империй, образованию новых независимых государств, перешедших на рыночные принципы функционирования национальных экономик.
2
Ожесточение конкурентной
3
Мощные интеграционные
4
Усилилось неравенство между
уровнем экономического
5
Развитие современной
Бурное развитие информационных технологий к концу XX века коренным образом изменяет все сферы деятельности людей – бизнес, образование, науку, досуг, а также привело к появлению таких понятий как «Internet», «цена информации», «всемирная паутина».
Персональные
компьютеры постепенно становятся необходимым
атрибутом хозяйственной жизни.
На сегодняшний день основное внимание
уделяется внедрению новых
Способность применять информацию, производить ее и обеспечивать ее коммерческое распространение становится главным ориентиром в мире современного бизнеса. Косвенные свидетельства тому – беспрецедентный бум корпораций в сфере производства информации и обработки данных.
Таким
образом, ведущей темой конца
XX и начала XXI века становится переход
к сетевым организационным структурам
(рисунок 1.4).
Рисунок
1.4 – Сетевая организационная структура
Коммерческая
и производственная деятельность предприятий
все более усложняется и
а)
для улучшения оперативной
б)
расширение масштабов деятельности
кампаний (практически все крупнейшие
фирмы представляют собой глобальные
диверсифицированные
в) стратегический ресурс – информации. Усилия многих компаний направлены на разработку методов, позволяющих максимально эффективно использовать новые информационные технологии.
Построение
сетевых организационных
1
Крупная компания собирает
2
Объединение многих
Информация о работе Структуры управления на разных стадиях роста организации