Структуры управления на разных стадиях роста организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
уточнено содержание понятия организационной структуры управления предприятием;
представлена классификация организационных структур управления предприятием;
проведен анализ механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Работа содержит 1 файл

работа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 554.50 Кб (Скачать)

     а) идентифицирование самостоятельных  хозяйственных операций внутри фирмы;

     б) выделение каждой из них в виде полуавтономных подразделений (со статусом центра прибыли);

     в) мониторинг эффективности экономических  результатов каждого отделения;

     г) определение мотиваций сотрудников;

     д) распределение финансовых ресурсов в пользу отделений, способных наиболее эффективно их применить;

     е) осуществление других мероприятий  стратегического планирования диверсификации, приобретения других фирм и др.

     Работа  отделений увязывалась с деятельностью  всей корпорации, контроль сверху сочетался  с координацией на высших и средних  уровнях управления. Таким образом, дивизиональное управление способствовало освобождению центральных управляющих от оперативной работы и предоставила им информацию и психологические условия для занятия долгосрочным планированием и оценкой результатов функционирования фирмы.  

 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.2 – Дивизиональная структура управления 

     Таким образом, вторая половина XIX века – начало XX века – это эпоха становления первых современных экономических структур управления и развития корпоративных структур.

     Вторым  крупным этапом развития капиталистических отношений можно считать период, относящийся к 50–70 годам XX века, то есть период, после окончания второй мировой войны. Изменения в организационной структуре, формах и методах управления происходили на многих крупных компаниях мира. Эти изменения обусловлены специфическими причинами:

     а) развитие научно-технического прогресса;

     б) значительный рост размеров компании и в связи с этим рост стоящих  перед управляющими задач.

     К середине XX века крупные промышленные объединения претерпели значительные количественные и качественные изменения. Прежние компании, имеющие незначительные размеры, превратились в мощные многоотраслевые компании, получивших название корпораций конгломератного и позднее транснационального типа. Большинство компаний старались распространить свое влияние на многие отрасли промышленности, торговли, транспорта и банковской сферы. Диверсификация была вызвана стремлением фирм найти выгодные сферы приложения своих капиталов, компенсируя убытки в одной отрасли, ростом прибыли в другой. Руководители высших звеньев компании не в состоянии были охватить работу многочисленных своих предприятий, деятельность которых практически не контролировалась.

     Государственные антимонопольные комитеты очень  жестко относились к такому типу объединений. Они характеризовали ее как очень опасное явление в экономике, так как конгломерат резко ослабляет процессы конкуренции, способствует сокращению исследований в области эффективных форм и методов организационного управления.

     Конгломерат – логическое продолжение развития дивизиональной структуры управления. Именно в середине XX века были оценены достоинства дивизионального управления, что и оказало решающее влияние на развитие конгломератных форм организации. Ключевые преимущества управления в рамках конгломератной корпорации.

     1 Возможность раздельного принятия  стратегических и оперативных  решений и выделения соответствующих  «зон ответственности».

     2 Возможность концентрировать потоки  денежных средств от диверсифицированных  видов деятельности и направлять их в наиболее экономически эффективные проекты.

     3 Децентрализация оперативной работы  способствовала развитию инициативы  и чувства ответственности у  руководителей среднего звена  компании, а также ликвидировала  большинство конфликтов, порождаемых жесткой централизацией управления.

     Конгломераты  разбиты на отделения или дивизионы (divisions), те в свою очередь на отделы (departments). Обычно дивизионы объединялись в определенные группы, во главе которых стояли вице-президенты, основные функции которых заключались в контроле и координации деятельности соответствующих отделений.

     Деление компании осуществлялось по следующим  направлениям:

     а) по продуктовому принципу;

     б) принцип деления по территориальным  особенностям;

     в) комбинированный способ деления.

     Число дивизионов зависело от номенклатуры выпускаемой продукции, размеров компании и ряда других факторов.

     К середине 50-х годов большинство крупных компаний провели реорганизацию управления, что было вызвано ухудшением их финансового состояния, развитием научно-технического прогресса, ростом стоящих перед управляющими компаний задач и изменившимися условиями.

     В итоге образовались многоотраслевые  структурные формирования корпоративного типа – конгломераты, которые в  дополнение к «чистому» дивизиональному  управлению, зародившемуся еще в 20-х – 30-х гг. использовались принципы множественной структуры. Наряду с отделениями, в состав компаний входили также подразделения, управляющие которых несли ответственность за:

     а) разработку новых рынков сбыта;

     б) регулировку отношений с государственными и общественными организациям;

     в) оформление товарного вида продукции  и др.

     Масштабы  деятельности многих фирм еще в начале XX века вышли за пределы национальных. Развитие научно-технического прогресса во многих отраслях промышленности, появление электронно-вычислительных машин (ЭВМ), развитие интеграционных процессов повлекли за собой формирование в мировом капиталистическом мире транснациональных корпораций – международных организационных структур корпоративного типа.

     Стремительное развитие структур транснационального типа происходило в 70-е годы XX века. Этот период характеризуется зарождением матричного управления, что явилось своеобразной попыткой решить большинство проблем, возникших в результате значительного роста фирм за пределы национальных границ. Диверсификация деятельности многих компаний привела к появлению полуавтономных отделений, которые дифференцировались по продуктовым группам, определенным сегментам рынка, географическим областям, в которых находились ее предприятия или сбытовые агентства. Соединив все это в единое целое, можно получить матрицу, которая также сложна, как и окружающий нас мир.

     Матричная структура – организационная схема, в которой управляющим продуктовыми отделениями и функциональным менеджерам предоставляются практически одинаковые полномочия по отношению к отделам и дивизионам. В связи с этим отличительной чертой организационной структуры управления матричного типа является наличие у работников одновременно двух руководителей, обладающих равными правами. Возникает система двойного подчинения, базирующаяся на сочетании двух принципов – функционального и проектного (продуктового).

     Бурный  всплеск развития матричного управления в 70-х гг. постепенно привел к такому же бурному их затуханию в начале 80-х гг. Сложность, порождаемая матричными структурами (большая путаница, подрывается принцип единоличия, борьба за власть, чрезмерные накладные расходы, слабая реакция на изменения), заставила большинство компаний перейти назад к неизменной форме – специализации отделений по продуктовому или сегментальному принципам.  Одним из первых шагов, предпринятых фирмой «IBM», был переход на временную организацию проектных структур. Контакты между участниками группы были интенсивными, встречи и совещания проходили регулярно. Каждый участвовал в проекте, имел доступ ко всей необходимой ему информации. В итоге новая модель компьютеров стремительно охватила колоссальную долю рынка за рекордно короткое время.

     Внедрение временных проектных групп позволяло  справиться с этой задачей и ликвидировать диспропорции в уровне загруженности руководителей среднего звена компании. Пример одной из разновидностей проектных структур управления показан на рисунке 1.3.

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.3 – Проектная структура управления 

     Еще одной отличительной чертой ведущих ТНК мира стало формирование скромной штаб-квартиры компаний. По мнению многих исследователей в области теории управления можно сформулировать так называемое «правило 100». Практически во всех крупных корпорациях центральный аппарат состоит максимум из 100 человек:

     Современный этап конец XX – начало XXI развития капиталистических отношений характеризуется глобальными сдвигами и трансформациями всей мировой экономической системы. Можно выделить следующие основные моменты.

     1 Распад Советского Союза, что повлекло за собой ликвидацию огромных социалистических империй, образованию новых независимых государств, перешедших на рыночные принципы функционирования национальных экономик.

     2 Ожесточение конкурентной борьбы. Быстрое распространение достижений технологической революции влечет за собой качественное постоянное обновление товаров. Выход на мировую арену компаний из азиатских стран.

     3 Мощные интеграционные процессы; образование Европейского Союза  и введение единого рынка оказывает  влияние на финансовые вложения.

     4 Усилилось неравенство между  уровнем экономического развития  многих стран и отдельных регионов:

     5 Развитие современной информационной  технологии обусловило практически  во всем мире структурные сдвиги, и открыли новые направления  предпринимательской деятельности.

     Бурное  развитие информационных технологий к  концу XX века коренным образом изменяет все сферы деятельности людей – бизнес, образование, науку, досуг, а также привело к появлению таких понятий как «Internet», «цена информации», «всемирная паутина».

     Персональные  компьютеры постепенно становятся необходимым  атрибутом хозяйственной жизни. На сегодняшний день основное внимание уделяется внедрению новых способов внутрифирменного обмена информацией. Следующим шагом станет переопределение границ между компанией, ее клиентами и поставщиками. Реконструкция коснется и самих структур крупных компаний. Среднее звено управления, передающее информацию вверх-вниз по командной цепочке, сегодня уже не играет той роли, что раньше. Компании займутся и такими проблемами, как оптимальная численность сотрудников юридических, финансовых, законодательных отделов и служб. В период острой необходимости компании смогут обращаться за помощью к нужным специалистам, обходясь без расширения штатов. Фирмы, которые более успешно привлекают по сети все виды ресурсов, будут работать значительно эффективнее.

     Способность применять информацию, производить  ее и обеспечивать ее коммерческое распространение становится главным  ориентиром в мире современного бизнеса. Косвенные свидетельства тому – беспрецедентный бум корпораций в сфере производства информации и обработки данных.

     Таким образом, ведущей темой конца  XX и начала XXI века становится переход к сетевым организационным структурам (рисунок 1.4). 

       
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.4 – Сетевая организационная структура 

     Коммерческая  и производственная деятельность предприятий  все более усложняется и компании вынуждены искать новые методы адаптации  к изменениям среды. Можно выделить следующие основные особенности  менеджмента на современном этапе:

     а) для улучшения оперативной деятельности разрабатываются новые подходы  к управлению производством;

     б) расширение масштабов деятельности кампаний (практически все крупнейшие фирмы представляют собой глобальные диверсифицированные международные корпорации);

     в) стратегический ресурс – информации. Усилия многих компаний направлены на разработку методов, позволяющих максимально  эффективно использовать новые информационные технологии.

     Построение  сетевых организационных структур может идти по двум направлениям.

     1 Крупная компания собирает вокруг  себя мелкие предприятия, поручая  им выполнение специальных задач.  Предприятия, в свою очередь,  могут иметь собственные структурные  подразделения. Очень часто мелкие  фирмы попадают в финансовую  зависимость от крупных корпораций. Сетизация позволяет ликвидировать эту ситуацию, компании могут осуществлять контроль не за счет участия в капитале, а только через чисто рыночные механизмы. Таким образом, образованные сетевые организации обладают высокой гибкостью и адаптивностью.

     2 Объединение многих предприятий  в единую сеть, которые юридически  самостоятельны, но в хозяйственном  плане поддерживают друг друга.  Такого рода содружества становятся  возможными благодаря новым информационным  технологиям и глобальной мировой сети «Internet». Такого рода сетевые структуры обладают высокой конкурентоспособностью и творческим потенциалом.

Информация о работе Структуры управления на разных стадиях роста организации