Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:11, курсовая работа
Объект курсовой работы – ООО «ИФК «Титан».
Предмет исследования – стратегическое планирование в ООО «ИФК «Титан».
Цель работы – рассмотреть теоретические аспекты стратегического планирования в ООО «ИФК «Титан», разработать стратегические альтернативы для предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и характеристика стратегического планирования……6
1.2 Типология стратегического планирования…………………….8
1.3 Процесс стратегического планирования………………………. 14
1.4 Стратегический план и его структура……………………………… 22
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ООО «ИФК «ТИТАН»
2.1 Краткая характеристика «ИФК «Титан»……………………………27
2.2 Анализ внешней среды организации………………………….. 31
2.3 Анализ внутренней среды организации………………………. 35
2.4 SWOT – анализ организации………………………………….. 40
2.5 Выбор стратегии развития организации……………………… 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 44
ЛИТЕРАТУРА……………………………………
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Содержание миссии:
• задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий;
• внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы;
• культура организации.
Процесс
определения миссии
организации состоит в установлении
смысла существования организации, ее
предназначения, роли и места в рыночной
экономике.
Формирование стратегических целей и задач
Цель – это те основные результаты, к которым предприятие стремится в своей деятельности на протяжении длительного времени; определяет и регулирует действия, служит эталоном, главным критерием в деятельности предприятия и подчиняет все стороны управляющего воздействия8.
Виды целей:
1. Общие - отражают концепции развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития фирмы (например, обеспечение оптимальной рентабельности, обеспечение устойчивости положения фирмы, разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы и т.д.)
2. Специфические - цели, разрабатываемые в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях(например, определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли, маркетинговые цели, цели в области научных исследований и разработок, цели в области финансов)
Требования, предъявляемые к целям:
• функциональность (цели должны быть функциональны, чтобы руководители различных уровней могли трансформировать цели, которые
ставятся на более высоком уровне управления, в задачи для нижестоящих уровней);
• избирательность (цели должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов и усилий. В условиях ограниченности ресурсов должны выделяться основные производственные задачи, на которых необходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ресурсы. Следовательно цели должны быть избирательными, а не всеобъемлющими);
• множественность
(необходимо ставить цели во всех сферах,
от которых зависит жизнеспособность
предприятия);
• достижимость, реальность (нереальная
цель приводит к демотивации сотрудников,
к потере ими ориентира, что негативно
сказывается на деятельности предприятия.
Поэтому цели должны быть реальными и
достижимыми, то есть не выходить за пределы
возможностей исполнителей);
• гибкость (возможность корректировки целей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде фирмы в процессе их реализации);
• измеримость (возможность количественной и качественной оценки целей в процессе их постановки и реализации);
• конкретность (определение направления функционирования фирмы, что необходимо получить в результате достижения цели, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать);
• совместимость
(все цели в системе должны быть совместимы;
долгосрочные цели должны соответствовать
миссии предприятия, краткосрочные –
долгосрочным);
• приемлемость
(совместимость целей фирмы с собственными
интересами ее владельцев и сотрудников).
Цели
и задачи должны отражать уровень,
на который необходимо вывести деятельность
по обслуживанию потребителей. Они должны
создавать мотивацию людей, работающих
в фирме.
Анализ внешней среды организации
Анализ внешней среды (макроокружения) - это процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Факторы оценки внешней среды организации:
• экономические (уровень инфляции, ставки кредитования, стабильность валюты, рост - падение уровня доходов населения и т.п.);
• рыночные (жизненные циклы товаров и услуг, доступ к проникновению на рынок, распределение доходов населения, демографические условия, состояние конкурентов и т.п.);
• политическико-правовые (государственная политика, уровень налогов, таможенное законодательство, трудовое законодательство);
• социально-демографические (состав населения и динамика его изменения, наличие общественных организаций, тенденция изменения общественного сознания и т.п.);
• технологические (научно-технический прогресс, тенденции в изменениях технологий);
•культурно-географические
(особенности потребления товаров на различных
территориях, удаленность территорий,
с которыми работает организация и т.д.)
Анализ внутренней среды организации
Осуществляется для определения сильных и слабых сторон организации; проводится по следующим направлениям:
• маркетинг и сбыт: оценка потребителей организации, уровня их обслуживания товарами и услугами, производимыми организацией (качество, цены, сервис и т. д.);
• финансы: оценка финансовых показателей деятельности с целью выявления ресурсов развития;
• производство: загруженность мощностей, их изношенность, технический уровень, качество процессов производства;
кадры: наличие необходимых специалистов, уровень компетенции, текучесть кадров;
• организация: общий имидж организации, доля на рынке, конкурентное положение.
Анализ и оценка стратегических альтернатив
Одним из наиболее удобных и действенных методов сопоставления и анализа данных для выбора альтернатив существования организации является метод SWOT-анализа, или матрица возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон предприятия.
Суть метода состоит в сопоставлении данных о внешней и внутренней среде фирмы с помощью специальной матрицы. Первый квадрант показывает, может ли фирма использовать благоприятную ситуацию на рынке для своего развития, достаточно ли у нее ресурсов.
Второй - описывает, есть ли у фирмы возможность приспосабливаться к рыночным условиям, или как она может, используя свои сильные стороны (компетенции и навыки) противостоять угрозам внешней среды.
Третий
квадрант носит название "Что изменить?"
и показывает, можно ли, используя возможности
среды, компенсировать свои слабости.
Наконец, четвертый квадрант представляет
собой список стратегических угроз и отвечает
на вопрос: что мешает предприятию развиваться
и достигать целей, выявленных в квадранте
I. В результате SWOT-анализа получают системное
описание ситуации.
Виды
стратегических альтернатив:
• Стратегия ограниченного роста (установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции);
•Стратегия роста (ежегодное повышение уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года);
• Стратегия сокращения (установление уровня преследуемых целей ниже достигнутого в прошлом);
• Стратегия
сочетания (сочетание вышеприведенных
стратегий)
Выбор стратегии
Процесс выбора стратегии включает в себя:
• анализ прошлых стратегий;
• анализ портфеля продукции;
• выбор стратегии.
Анализ прошлых стратегий - строится по принципу оценки внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы:
- размах деятельности фирмы;
- степень разнообразия производимой продукции;
- общий характер и природа приобретений и продаж фирмы;
- структура и направленность деятельности фирмы за последний период;
-возможности, на которые была ориентирована фирма в последнее время;
-отношение к внешним угрозам.
Внутренние факторы:
- цели фирмы;
-критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции;
- отношение к финансовому риску;
- уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР;
- стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки).
Анализ портфеля продукции и инвестиций - дает наглядное представление того, как взаимосвязаны отдельные части бизнеса, и что портфель гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей.
С помощью анализа портфеля продукции и инвестиций могут быть сбалансированы такие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание. Проводится сравнение доли фирмы или ее изделий на рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности.
Для этого используют матрицу Бостонской консультационной группы (БКГ), состоящую из выбора комбинаций стратегии, инвестиций и жизненного цикла продукта. Смысл этой матрицы в том, что, например, если изделие фирмы или услуги занимают большую долю рынка и имеют высокие темпы роста, то фирма, скорее всего, будет придерживаться стратегии роста; или, например, если изделие или услуга занимают малую долю рынка и имеют низкие темпы роста, то возможен выбор стратегии отсечения лишнего и т.д.
Выбор стратегии - осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых стратегий.
Основные факторы при выборе стратегии:
- сильные и слабые стороны компании;
- цели компании;
- финансовые ресурсы;
- квалификация работников;
- степень зависимости от внешней среды;
- временной
фактор и т.д.
Миссия Цели организации Оценка и анализ
организации внешней среды
Оценка внутренних
Контроль возможностей
стратегии организации
Реализация Выбор стратегии Анализ стратегических
стратегии альтернатив
Рис.2
Модель процесса стратегического
планирования9
1.4
Стратегический план
и его структура
Стратегический
план – это детальный всесторонний
комплексный план, предназначенный для
того, чтобы обеспечить осуществление
миссии организации и достижение ее целей,
которые и предусматривает стратегия комп
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятиии