Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:11, курсовая работа
Объект курсовой работы – ООО «ИФК «Титан».
Предмет исследования – стратегическое планирование в ООО «ИФК «Титан».
Цель работы – рассмотреть теоретические аспекты стратегического планирования в ООО «ИФК «Титан», разработать стратегические альтернативы для предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и характеристика стратегического планирования……6
1.2 Типология стратегического планирования…………………….8
1.3 Процесс стратегического планирования………………………. 14
1.4 Стратегический план и его структура……………………………… 22
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ООО «ИФК «ТИТАН»
2.1 Краткая характеристика «ИФК «Титан»……………………………27
2.2 Анализ внешней среды организации………………………….. 31
2.3 Анализ внутренней среды организации………………………. 35
2.4 SWOT – анализ организации………………………………….. 40
2.5 Выбор стратегии развития организации……………………… 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 44
ЛИТЕРАТУРА……………………………………
• преактивное (ориентировано на будущие изменения; опирается на все достижения науки и техники, широко применяет эксперимент и прогнозирование, но мало использует накопленный опыт; может быть эффективным только для относительно короткого периода);
• интерактивное (заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения; сосредотачивается на повышении результативности со временем; цель – максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться).
Реактивное планирование
Основной метод - генетический подход (исследование проблемы с точки зрения ее возникновения и прошлого развития).
Экономическая организация воспринимается как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Организация управляется сверху вниз при помощи личного авторитета высшего руководителя.
Осуществляется снизу вверх. Первоначально выясняются нужды нижних подразделений, которые оформляются в планы этих подразделений.
Собранные материалы передаются руководству следующего уровня, которое корректирует их и передает на следующий уровень.
Преимущества реактивного планирования:
- постоянное обращение к истории, прошлому опыту;
- сильное ощущение преемственности, охраняющее от резких и необдуманных изменений;
- сохранение традиций, создающее чувство безопасности у работников.
Недостатки реактивного планирования:
- рассматривается не как система, а как простая единица совокупности элементов потеря положительного эффекта взаимодействия отдельных частей целого (например, отдела маркетинга и отдела производства);
- планирование проводится без достаточного учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и будущих изменений; не соблюдается принцип гибкости;
- не соблюдается принцип участия (для участия в планировании приглашаются люди, обладающие опытом; игнорируются возможности
молодых сотрудников)
Инактивное планирование
Отличительная черта – удовлетворение настоящим.
Существующие условия воспринимаются как хорошие или как приемлемые. Основная цель – предотвращение изменений и сохранение своего стиля.
При принятии решений господствуют бюрократизм и волокита.
В планировании большую часть времени занимают собирание фактов и их первичная обработка.
Наиболее ценными работниками признаются те, кто умеет схватить суть происходящего, имеет многочисленные связи.
Преимущества инактивного планирования:
- осторожность в планировании хозяйственной деятельности;
- постепенные, осмотрительные действия при принятии решений.
Недостатки инактивного планирования:
- неспособность приспосабливаться к изменениям;
- слабое использование творческого потенциала сотрудников организации, ограничение их служебной самостоятельности.
Преактивное планирование
Ориентировано на поиск оптимальных решений.
Из нескольких вариантов развития выбирается тот, который представляется оптимальным с экономической точки зрения.
Осуществляется сверху вниз: на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.
Преимущества преактивного планирования:
- адекватная оценка внешней среды, стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования.
Недостатки преактивного планирования:
- слабое использование накопленного опыта;
- недостаточное внимание к повседневным нуждам организации.
Интерактивное планирование
Основано на принципе участия и максимальной мобилизации творческих способностей работников организации.
Цель – проектирование будущего.
Предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий работников организаций, обладающих знаниями прошлого и настоящего финансового состояния предприятия и внешней среды.
Недостатки интерактивного планирования:
- является идеальным построением, а не практической моделью менеджмента
- с теоретической
точки зрения экономическая
Самое большее, на что она способна, - эффективно приспособиться к нему.
Способом отношения организации к своему будущему является не проектирование его, а адаптация.
С точки зрения горизонта планирования стратегическое планирование бывает:
• долгосрочное (охватывает длительные периоды времени от 5 до 15 лет);
• среднесрочное (охватывает периоды от 3 до 5 лет);
• краткосрочное (охватывает короткие промежутки времени – 1-3 года).
Долгосрочный план определяет общую стратегию компанию и носит описательный характер. Он вырабатывается руководством компании и содержит стратегически главные цели предприятия на перспективу.
Основные области долгосрочного планирования:
• организационная структура;
• производственные мощности;
• капитальные вложения;
• потребности в финансовых средствах;
• исследования и разработки;
• доля рынка и т.д.
Краткосрочный план включает объем
производства, планирование прибыли и
другое. Краткосрочное планирование тесно
связывает планы различных партнеров
и поставщиков. Поэтому эти планы могут
либо согласовываться, либо отдельные
моменты плана являются общими для компании
- производителя и ее партнеров.
Особое
значение для предприятия имеет краткосрочный
финансовый план. Он позволяет анализировать
и контролировать ликвидность с учетом
всех остальных планов, а заложенные в
нем резервы дают информацию о необходимых
ликвидных средствах.
Краткосрочное
финансовое планирование складывается
из следующих планов:
1. Очередного финансового плана:
• доходы с оборота
• текущие расходы (сырье, зарплата)
• выигрыш или потери от текущей деятельности
2. Финансового плана нейтральной области
деятельности предприятия:
• доходы (продажа старого оборудования)
• расходы
• выигрыши или потери от нейтральной
деятельности
3. Кредитного плана;
4. Плана капитальных вложений;
5. Плана по обеспечению ликвидности.
Среднесрочное планирование является
неотъемлемой частью общей системы финансового
управления на предприятии и предназначено
для выработки финансовой политики на
среднесрочную перспективу.
Задачи,
решаемые при среднесрочном
планировании:
2.
Анализ альтернатив (создание "ситуационного"
финансового плана, подтверждающего или
опровергающего предположения, сделанные
в ходе анализа последствий управленческих
решений; определение путей повышения
эффективности деятельности предприятия).
Характеристики стратегического планирования
Степень
неопре- Временная Горизонт
деленности ориентация
Высокая Реактивная
(10 и более лет)
Средняя Инактивная
Преактивная
Низкая
Интерактивная
(1-3 года) экономическое
Финансовое Рис. 1 Типология стратегического планирования5 Маркетинговое
1.3 Процесс стратегического планирования
Процесс стратегического планирования – это непрерывный, адаптивный и творческий процесс, учитывающий изменения во внешней и внутренней среде организации6.
Стратегическое планирование включает три взаимосвязанные задачи: выработку целевой функции предприятия, представление ее в виде долгосрочных и краткосрочных задач и определение стратегии достижения поставленных целей. То есть должен существовать ответ на три вопроса: что нужно сделать, когда это нужно сделать и каким образом.
Процесс стратегического планирования включает в себя следующие этапы7:
1. Определение изначальной миссии предприятия;
2. Формирование стратегических целей и задач;
3. Оценка и анализ внешней среды;
4.Анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы (внутренней среды);
5. Анализ и оценка стратегических альтернатив;
6. Выбор стратегии.
Определение миссии организации
Миссия - это основная общая цель организации, то есть четко выраженная причина ее существования.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятиии