Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ООО КФ «Орские сладости».
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
Проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
Разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 408.00 Кб (Скачать)

    Следует особо отметить, что предприятие должно отдавать предпочтение лишь строго определенным стратегиям планирования, отвечающим ценностным ориентациям руководства и объективным организационно-экономическим условиям деятельности.

    К этим стратегиям относятся:

  1. Нацеленность на рост масштабов производства, прежде всего на базе внутреннего (собственного) развития;
  2. Следование за лидером в смысле вложения средств исключительно в направлении развития, апробированные в той или иной конкретной компании-участнице и гарантирующие успех;
  3. Достижение финансовой независимости (минимизация долгов), ориентация на собственную прибыль, жесткое лимитирование затрат и капиталов отделений, эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью.

    Чтобы расти, компания должна менять ассортимент. В этих целях отбираются продукты, обладающие максимальным потенциалом расширения выпуска и обеспечивающие высокую долю на рынке.

    Примерный стратегический план КФ «Орские сладости», по нашему мнению, должен включать следующие разделы (табл. 3.1):

      Таблица 3.1 - Структура стратегического плана КФ «Орские сладости» за 2009-2010 гг.
 
Наименование  раздела

Показатели

1

2

1. Корпоративная

миссия

1.1. Цели и задачи  предприятия

1.2. Сферы деятельности

1.3. Структура и темпы  роста бизнеса

1.4. Характер удовлетворения  потребностей клиентов

1.5. Особенности выпускаемой  продукции

1.6. Стратегия продукта

1.7. Стратегия  предпродажного и послепродажного обслуживания

1.8. Партнеры

1.9. Покупатели, клиенты

1.10. Поставщики

1.11. Ценности, кадровая  политика, мотивация  персонала

1.12. Организационная  структура управления

1.13. Доходы

1.14. Культура и имидж предприятия

2. Продукция 2.1. Номенклатура выпускаемой продукции

2.2. Номенклатура новой  продукции

2.3. Номенклатура снимаемой  с производства  продукции

2.4. Номенклатура сопутствующих  товаров

2.5. Количество потенциальных  покупателей

2.6. Емкость рынка  и объем продаж

2.7. Рентабельность продукции

2.8. Ценовая политика

2.9.  Качество продукции

2.10. Сроки разработки  и освоения новой  продукции

2.11. Скорость обслуживания клиентов

2.12. Количество претензий и рекламаций

3. Конкуренция 3.1.  Уровень обслуживания  клиентов

3.2.  Степень дифференциации  продукции

3.3.  Уровень издержек

3.4.  Входные барьеры

3.5.  Выходные барьеры 

3.6.  Интенсивность конкуренции

3.7.  Мероприятия по  использованию преимуществ

3.8.  Мероприятия по  преодолению слабых  сторон

 
 

Продолжение таблицы 3.1

1 2
4. Рынки 4.1.  Границы рынков сбыта

4.2.  Существенность сегментов  рынка

4.3.  Мощность каналов  сбыта

4.4.  Транспортная сеть

4.5.  Доступность сегментов  рынка

4.6.  Динамика изменения  рынка

4.7.  Потенциальные конкуренты

4.8.  Прогноз появления  товаров-заменителей

4.9.  Стратегия продвижения товаров на рынке

4.10. Система распределения  продукции

4.11. Концентрация продаж  на рынках

4.12. Доля рынка

4.13. Относительная доля  рынка

5. Ресурсы 5.1.  Величина и структура  основного и оборотного  капитала

5.2.  Активы фирмы

5.3.  Производственные мощности

5.4.  Кредиторская и  дебиторская задолженности

5.5.  Прогноз изменения  цен на ресурсы

5.6.  Величина и направление  вложений инвестиций

5.7.  Эффективность использования  ресурсов (себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, капиталоемкость)

5.8.  Кредиты

5.9.  Рентабельность предприятия

6. Деловой "портфель" 6.1.  Производственная  структура предприятия

6.2.  Продажа собственности

6.3.  Покупка собственности

6.4.  Слияние собственности

6.5.  Степень диверсификации  предприятия

6.6.  Эмиссия ценных бумаг

7. Инновации 7.1.  Создание, освоение  и повышение качества  продукции

7.2.  Внедрение новой  технологии

7.3.  Механизация и  автоматизация производства

7.4.  Экономия ресурсов

 

    Стратегическое  планирование как обособившийся  вид управленческой деятельности требует четкого распределения функций и ответственности между структурными подразделениями предприятия и отдельными руководителями в процессе разработки и реализации стратегии предприятия.

    В качестве средства повышения эффективности  стратегического планирования может быть признана координация планов в форме общефирменного согласования. Важный аспект обоснования эффективности такого согласования заключается в инновационном характере самого стратегического планирования. Это выражается, в частности, в том, что оно не только исходит из сложившихся условий работы предприятия, но и влияет на них и даже создает новые предпосылки успешной деятельности. Поэтому наиболее предпочтительна горизонтальная координация планов, так как любая форма вертикальной координации по иерархическим уровням может снизить инновационный эффект планирования.

    Нами  разработана примерная схема  распределения функций отделов  и служб предприятия в процессе разработки и реализации стратегического  плана (таблица 3.2).  

      Таблица 3.2 - Распределение функций подразделений предприятия в процессе разработки и реализации стратегического плана

Наименование  подразделения Элементы стратегического  плана, функции
1 2
Руководство предприятия (генеральный директор, его заместители)
  1. Разработка видения и миссии предприятия
  2. Постановка общих целей развития предприятия
  3. Определение общей стратегии предприятия (рост, развитие, сокращение)
Производственный  отдел (директор по производству)
  1. Разработка портфеля заказов
  2. Формирование производственной программы
  3. Контроль за выполнением плановых заданий.
Финансовый  отдел (финансовый управляющий)
  1. Разработка финансово- инвестиционной стратегии
  2. Планирование доходов и поступлений
  3. Планирование расходов и отчислений
  4. Анализ финансового состояния предприятия. 
Отдел маркетинга
  1. Разработка маркетинговой стратегии
  2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды
  3. Анализ конкурентов
  4. Разработка мероприятий по использованию преимуществ.
Служба  по управлению персоналом
  1. Разработка социальной стратегии
  2. Формирование трудового коллектива
  3. Мероприятия по повышению квалификации и развитию персонала.

Продолжение таблицы 3.2

1
    2
Отдел продаж (директор по продажам)
  1. Разработка стратегия продвижения товаров на рынке
  2. Определение каналов сбыта продукции
  3. Анализ рыночной конъюнктуры
  4. Разработка системы распределения продукции
Отдел развития
  1. Создание, освоение и повышение качества продукции
  2. Внедрение новой технологии
  3. Механизация и автоматизация производства
  4. Экономия ресурсов
Отдел снабжения
  1. Формирование ресурсной стратегии
  2. Формирование стратегии качества ресурсов
  3. Выбор поставщиков ресурсов
 

    Таким образом, при условии реализации вышеперечисленных рекомендаций по совершенствованию организации  стратегического планирования, КФ «Орские сладости», по нашему мнению, станет более конкурентоспособным предприятием, быстро и адекватно реагирующим на изменения в окружающей рыночной среде. 

  •       3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 
  •       Анализ  товарно-рыночной стратегии ОАО  КФ «Орские сладости», проведенный  во второй главе, показал, что предприятие пока не стремится охватить рынок диабетической продукции, являющийся в настоящее время динамично развивающимся. Последние достижения в области диетологии и медицины подтверждают актуальность разработки безвредных продуктов питания. Результаты исследования свидетельствуют о том, что рост числа многих заболеваний – сахарного диабета, сердечно-сосудистой системы, кариеса – связан с увеличением потребления сахара. Также в последнее время все больше людей отдают предпочтение здоровому питанию, что свидетельствует о быстрорастущем рынке диабетической продукции.

         Анализ  рынка показал наличие платежеспособного спроса. Рынок является открытым, качество поставляемого сырья и наличие опытного квалифицированного персонала позволяет говорить о том, что продукция будет конкурентоспособной по качеству.

         Цель  настоящего проекта - обосновать финансово-экономическую целесообразность производства диабетических шоколадных конфет кондитерской фабрикой «Орские сладости».

        Диабетические шоколадные конфеты (100 грамм) имеют следующие характеристики:

       -пищевая ценность 269 ккал;

    • содержание белков 60 г, жиров 20 г, углеводов 49,2 г;
    • упаковка: бумага.

          Для производства диабетической продукции  используют различные сахарозаменители такие как: фруктоза, сахароза, сорбит, ксилит. Мы предлагаем использовать стевиозид, поскольку было доказано, что он имеет большую сладость, чем другие сахарозаменителии, является натуральным

         Маркетинговая стратегия предприятия - проникновение  на рынок и завоевание максимально  возможной его доли и вытеснение конкурентов. Вероятность ответных действий со стороны конкурентов невелика, так как они располагаются в других регионах, представляет собой крупные предприятия, распространяют свою продукцию через сложную сеть оптовой и мелкооптовой торговли. Реализация продукции будет производиться:

        1) в торговой сети:

    • через специализированные магазины;
    • через торговые точки фабрики;

        2) оптовым покупателям:

    • со склада фирмы;
    • с оптовых баз по области;
    • на пищевых выставках и ярмарках.

      Продукция рассчитана на средний ценовой сегмент.

         Ценовая стратегия предприятия заключается  в получении высокой прибыли  за счет большого объема производства, низкой цены и активного продвижения товара на рынок, которая предусматривает:

    1. Проведение широкой рекламной компании;
    2. Реализацию мероприятий по стимулированию сбыта;
    3. Работу с дилерами;
    4. Введение гибкой системы скидок для оптовых покупателей (от 3 до8%).

        Для изготовления диабетических шоколадных конфет используют различные  подсластители.  Основная проблема использования некоторых подсластителей в кондитерской промышленности заключается в том, что сладость их сладких веществ превышает сладость сахарозы в сотни раз,  и этим обусловлено отсутствие весового объема, замещающего эквивалентный объем сахара. В отечественном кондитерском производстве традиционно как сахарозаменитель применяли сорбит, ксилит, фруктозу, однако в последние годы выявлены  токсичные свойства этих веществ. Поэтому большой интерес представляет натуральный подсластитель - стевиозид, который будет, применим нами в производстве конфет. Рецептура диабетических шоколадных конфет представлена в таблице 3.3.

    Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии