Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ООО КФ «Орские сладости».
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
Проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
Разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 408.00 Кб (Скачать)

      Введение 

      Актуальность  темы исследования. Конкурентоспособность  предприятия в значительной мере зависит от правильности выбранной  стратегии, ее реализации, следовательно, от эффективной работы менеджеров в  области стратегического планирования. Поэтому в современных условиях развития российской экономики одной из актуальных проблем прикладного характера на предприятиях пищевой промышленности становится разработка методологических и методических основ стратегического планирования.

      Радикальное реформирование российской экономики заставило руководство предприятия по-новому взглянуть на роль стратегического планирования. Основная идея рыночной экономики сводится к тому, что люди осуществляют свой личный выбор, а предприятия подстраиваются под предпочтения потребителей, при этом, пытаясь предложить продукцию, отличающуюся от продукции конкурентов. Правильно подстроится под платежеспособный спрос и успешно конкурировать на рынке – основная задача деятельности предприятия, ориентированного на рынок, что достигается по средствам формирования и реализации стратегии.

      Объектом  данного исследования является ООО кондитерская фабрика «Орские сладости» - одно из предприятий кондитерской отрасли Оренбургской области.

      Предметом исследования выступает организация  стратегического планирования и его основные этапы.

      Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ООО КФ «Орские сладости».

      Задачи исследования:

    1. Изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
    2. Проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
    3. Разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

      Первая  глава посвящена теоретическим  принципам стратегического планирования на предприятиях пищевой промышленности.

      Вторая  глава включает описание и анализ стратегии развития предприятия.

      На  основе данных, полученных во второй главе  работы, и применяя теоретические  основы первой главы, в третьей главе  приводятся рекомендации по совершенствованию стратегического планирования на ООО КФ «Орские сладости». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 

      1.1 Понятие и этапы стратегического планирования 

      Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. 

      Стратегическое  планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений. Функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития. До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

      Процесс стратегического планирования в  компании состоит из нескольких этапов:

  1. Определение миссии и целей организации. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
  2. Выбор стратегии.
  3. Реализация стратегии.
  4. Оценка и контроль выполнения.

      Определение миссии и целей организации. Целевая  функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию  и смысл его существования.  Миссия  это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия. Цель  это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

      Основные  характеристики цели заключается в  следующем:

  1. Четкая ориентация на определенный интервал времени;
  2. Конкретность и измеримость;
  3. Непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;
  4. Адресность и контролируемость.

      Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации. Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.  Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

      Анализ  окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, так как его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.

      Анализ  окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  1. Внешней среды;
  2. Непосредственного окружения;
  3. Внутренней среды организации.

      Анализ  внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования  и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры.

      Непосредственное  окружение анализируется по следующим  основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

      Анализ  внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы; организация управления; производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.

      Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ. Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

      Стратегия выбирается с учетом:

  1. Конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;
  2. Перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;
  3. В некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

      Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

  1. Цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;
  2. Руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
  3. В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

      Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

  1. Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;
  2. Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;
  3. Приемлемость риска, заложенного в стратегии.

      Результаты  реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов. И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:

  1. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.
  2. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

      Функции высшего руководства в процессе реализации стратегии:

  1. Углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий: окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.
  2. Принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов.
  3. Решения по поводу организационной структуры.
  4. Проведение необходимых изменений на фирме
  5. Пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

      Изменения, которые проводятся в процессе выполнения стратегий называются стратегическими изменениями. Перестройка организации может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные изменения и несущественные изменения. 
Типы организационных структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, матричная. Выбор организационной структуры зависит от размера и степени разнообразности деятельности, географического размещения организации, технологии, отношения к организации со стороны руководителей и сотрудников организации, динамизма внешней среды и стратегии, реализуемой организацией.

      Чтобы провести изменения нужно вскрыть, проанализировать и предсказать  то, какое сопротивление можно  встретить, планируя изменения, уменьшить  до возможного минимума это сопротивление  и установить статус-кво нового состояния. Стили проведения изменений: конкурентный, самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей. 

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии