Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ООО КФ «Орские сладости».
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
Проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
Разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 408.00 Кб (Скачать)

      1.2. Предмет, объект и методология стратегического планирования 

      Стратегическое  планирование это особый вид плановой деятельности, который заключается  в разработке стратегий, при чем  реализация этих стратегий обеспечивает эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе и быстрая адаптация к меняющимся условиям внешней окружающей среды.

        По мнению Г. Стейнера, предметом,  которым может заниматься стратегическое планирование, является любая деятельность, касающаяся предпринимательства. Стратегическое планирование занимается изучением возможностей использования в практической деятельности по составлению планов объективных законов определяющих развитие экономики.

      Стратегическое  планирование как новая форма  плановой деятельности предусматривает  разработку целей развития любого элемента национальной экономики на основе анализа развития самого элемента и внешней окружающей среды, формирование основных направлений достижения поставленных целей и их ресурсного обеспечения. Объектом стратегического планирования является деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики или национальной экономики в целом.

      К числу важнейших черт стратегического  планирования можно отнести:

  1. Выбор стратегии развития любого элемента национальной экономики всегда осуществляется в условиях неопределенности;
  2. Многоцелевой характер выбора принимаемого планового решения;
  3. Обеспечение потенциала для будущего успешного функционирования и развития объекта планирование;
  4. Ориентация стратегического плана на долгосрочную перспективу;
  5. Невозможность обеспечения полного зарегулирования последовательности плановых процедур и информационных потоков;
  6. Осуществление процесса стратегического планирования в рамках сложившихся управленческих структур.

      Методология любой науки представляет собой органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных методов познания и специфической, частной методологии.

      Методология стратегического планирования опирается  на четыре уровня знаний:

  1. Общефилософский уровень – совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира (философия, культурологи, математика; теория систем; теория организации; политология);
  2. Общенаучный уровень – который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации, систем (кибернетика; теория организации, теория систем и др.);
  3. Конкретная методология наук – образует совокупные знания об управлении в социально-экономических системах (макроэкономика; право; социология; статистика, менеджмент и др.);
  4. Методология, методика и технология стратегического планирования – наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать достижения других наук.

      Методологической  базой стратегического планирования является системный и ситуационный подходы. Согласно системному подходу любую организацию следует рассматривать как систему, состоящую из определенных взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее жизнедеятельность, и элементов более крупной системы, функционирование и развитие которой определяется экономическими законами и закономерностями, характерными для данного типа систем.

      Для каждой конкретной организации системы  более высокого порядка выступают  в виде определенной среды, состоящих  из хозяйственных и правительственных органов управления; рынка, отечественных и зарубежных конкурентов, средств информации и инфраструктуры.

      Стратегическое  планирование в организации основывается на следующих положениях:

       Первое  положение.

      Организации являются сложными социально-экономическими системами, которые характеризуются рядом особенностей:

    • Организации создаются для достижения определенных целей;
    • Наличие определенных ресурсов и их преобразование в материальные блага;
    • Соизмерение затрат на производство и использование товара с результатами деятельности;
    • Сложность внутренней среды организации;
    • Многокритериальность задач управления;
    • Большая динамичность протекающих в системе процессов;
    • Необходимость управления организацией, для чего создается специальный орган управления, имеющий определенную функцию и организационную структуру. Систему утвержденных норм контроля за их соблюдением.

      Второе  положение.

      Организации являются открытыми системами, на которые  воздействуют многочисленные факторы  внешней среды. Поэтому эффективность  организации, и ее стратегия, в значительной степени определяются ее адаптивными возможностями.

      Третье  положение.

      Стратегии организаций во многом уникальны, следовательно, универсальных решений на все случаи жизни нет, отсутствуют и стандартные наборы правил, и порядок решения стратегических задач[8].

      Методология планирования базируется на следующих  принципах:

  1. Обоснованный и сознательный выбор целей и стратегии развития организации;
  2. Постоянный поиск новых форм и видов деятельности, для повышения конкурентоспособности организации;
  3. Обеспечение соответствия между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами и элементами организации;
  4. Индивидуализация стратегии, где каждая организация имеет свои особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, материально-технической базой, культурой и другими чертами;
  5. Четкое организационное разделение задач стратегического планирования от задач оперативного планирования.

      В философии методология науки  определяется как система принципов  и способов организации и построение теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе.

      Опираясь  на данное определение методологии  науки, мы можем дать следующие определение  методологии стратегического планирования, учитывающее его особенности: это органическое единство: логики разработки стратегических прогнозов, проектов программ и планов; специфических методологических принципов и подходов; системы показателей, используемых в процессе стратегического планирования, а так же системы методов составления и обоснования оптимальности, прогнозных и плановых показателей, выражающих задания стратегических программ и планов.

      На  основании рассмотренного материала  можно сделать следующие выводы:

      Стратегическое  планирование это особый вид плановой работы, который заключается в разработке и реализации стратегий. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование, организационные изменения.

        Объектом стратегического планирования  является деятельность хозяйствующих субъектов, предметом является любая деятельность касающаяся предпринимательства.

      Методология стратегического планирования опирается  на четыре уровня знаний: общефилософский, общенаучный, методология, методика и  технология, конкретная методология наук. Методологической базой стратегического планирования является системный и ситуационный подходы.

      В хозяйственной практике России механизмы  стратегического планирования находятся на стадии становления, в настоящее время считается, что  российский рынок вступил в такую стадию развития, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям побеждать в конкурентной борьбе. 

      1.3. Особенности стратегического  планирования на  предприятиях пищевой  промышленности 

      Предприятия пищевой промышленности как объект стратегического планирования имеют следующие особенности:

  1. Предприятия пищевой промышленности первичной переработки напрямую зависят от функционирования сельского хозяйства – основного поставщика сырья. Деятельность сельскохозяйственных предприятий носит ярко выраженный сезонный характер, она характеризуется высокой степенью неопределенности (получение урожая заданного количества зависит от природных условий). Поэтому принятие стратегических плановых решений затруднено.
  2. Продукция большинства пищевых предприятий является материалоемкой, что является важным методологическим аспектом в стратегическом планировании. В себестоимости продукции на долю материальных затрат приходится от 60 до 80%. В связи с этим особое воздействие на функционирование предприятий оказывают цены, качество и условия поставки сырья и материалов, что обусловливает учет при формировании стратегии взаимодействия и долгосрочности контрактов с поставщиками, а также требует жесткого планирования объема запасов сырья, материалов, тары и т.д. Здесь необходимо учесть также отраслевой аспект: например, в сахарной, плодоовощной, масложировой подотраслях существует объективная необходимость создания большого запаса скоропортящегося основного сырья, что отвлекает значительную часть финансовых ресурсов. Кроме того, значительная материалоемкость ориентирует предприятия на формирование и реализацию стратегий ресурсосбережения, поиск путей и резервов сокращения материальных затрат.
  3. Для многих предприятий пищевой промышленности характерно отставание во времени вложения средств в сырье и материалы и получения оплаты за продукцию. Этим диктуется особая актуальность и значимость стратегического финансового планирования на предприятиях.
  4. Для некоторых пищевых предприятий характерны колебания спроса на готовую продукцию. Исходя из этого, при разработке стратегии предприятия необходим анализ эластичности спроса на продукцию и сезонности.
  5. В качестве основного потребителя продукции пищевой промышленности выступает население. В настоящее время именно низкий платежеспособный спрос сдерживает развитие многих предприятий, поэтому на первый план выходит жесткое планирование издержек производства, поиск и реализация резервов снижения затрат.
  6. Предприятия пищевой промышленности относятся к технологическому типу, они функционируют на основе системы базовых технологических процессов, замена которых привела бы к изменению самого профиля предприятия. Эволюционное изменение технологии для пищевых предприятий может быть лишь результатом длительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
  7. Так как предприятия пищевой промышленности строят свою стратегию на использовании определенной технологии, изменение которой может быть осуществлено лишь при значительных затратах времени и ресурсов, то границы рынка для них должны быть отодвинуты как можно дальше. Это позволяет устранить неопределенность, подготовить производство к прогрессивным технологическим сдвигам, улучшать качество продукции. Поэтому в деятельности предприятий пищевой промышленности большое значение имеет вертикальная интеграция, а интеграционная стратегия должна быть направлена на сближение долгосрочных целей интегрируемых предприятий и повышение эффективности их взаимодействия.

      В заключение необходимо отметить, что  крупные российские предприятия удачно применяют стратегическое планирование и управление, что позволяет им достичь успеха в своей деятельности, однако для малых предприятий конкурирующих на местном рынке  применение стратегического управления ново и используется ими очень редко. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.  АНАЛИЗ СТРАТЕГИСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «ОРСКИЕ СЛАДОСТИ» ЗА 2009-2010 ГГ 

    2.1 Общая характеристика предприятия 

      Кондитерская фабрика «Орские сладости» основана в 2002 году. КФ "Орские сладости" предлагает: сахарные изделия (карамель), помадные конфеты, ириски, жевательные карамели, шоколадные конфеты, мучные изделия и др. Особенностью этих кондитерских изделий являются натуральные компоненты и уникальная рецептура приготовления. Сочетание шоколадной глазури, душистого меда, изюма, мака, фруктового пюре создает изысканные вкусовые композиции. Гарантируют: отличное качество, гибкую систему скидок, возможность товарообмена на взаимовыгодных условиях. Изготавливают эксклюзивные наборы конфет на заказ к профессиональным праздникам. Имеет представительство в Москве. За непревзойденное качество и изысканный вкус продукция КФ «Орские сладости» получила множество наград, в том числе и золотые медали на выставках: Россия Единая 2000, Оптовая ярмарка 2000.

      Развитие  продуктового портфеля постоянно продолжается. Каждая серия обладает индивидуальными характеристиками. Технологи фабрики постоянно работают над уникальными рецептурами, развитием технологий производства, делая продукцию еще более привлекательной для потребителя. Сегодня компания интенсивного работает над новой стратегией увеличения объема производства за счет освоения и заполнения новых рынков сбыта качественной продукцией компании.

      В прошедшем году в кондитерской отрасли  наметилась тенденция к весьма существенному  снижению темпа роста объемов производства, наблюдавшемуся на протяжении всего прошедшего года. В целом за год прирост объема производства в 2010г. составил 3,4% против уровня 2009 года (в 2009 г этот показатель составлял 10,6%).

      По  оценке РБК, объем российского рынка сахаристых кондитерских изделий в 2010 г. составил 2,2 млн. т. Рынок близок к насыщению и в ближайшие годы будет расти в основном в стоимостном выражении. Темпы роста объемов производства кондитерских изделий в последние годы стабильно снижаются на 2-3% и в прошлом году составили 3,4%. По итогам года доля рынка ООО КФ «Орские сладости» составила около 1%, темп роста производства опередил темпы роста отрасли на 1,6 %  и составил 5%.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии