Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования на ООО КФ «Орские сладости».
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы стратегического планирования и его особенности на предприятиях пищевой промышленности;
Проанализировать текущую стратегию развития предприятия;
Разработать мероприятия по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 408.00 Кб (Скачать)

    Нами был применен наиболее эффективный и популярный инструмент стратегического планирования SWOT-анализ.

      SWOT- анализ, этот анализ позволяет установить связь между сильными и слабыми сторонами присущими предприятию, и возможностями и угрозами внешней среды.

Таблица 2.5 - SWOT-анализ деятельности КФ «Орские сладости»

Внешняя

 

среда 
 
 
 
 
 
 

Внутренняя  

среда

Возможности
  1. Возможность обслуживания дополнительной группы потребителей
  2. Сравнительно стабильные внешние условия бизнеса
  3. Растущая потребность в продукции
Угрозы
  1. Слабая отечественная сырьевая база
  2. Возрастающее конкурентное давление
  3. Появление на рынке товаров низкой стоимости
Сильные
  1. Широкий ассортимент
  2. Прогрессивное оборудование
  3. Точные сроки выполнения договорных обязательств
СИВ СИУ
Слабые
  1. Отсутствие чётко выраженной стратегии
  2. Недостаточное понимание потребителей
СЛВ СЛУ
 

    Проведем  анализ матрицы SWOT, рассмотрим сильные стороны предприятия: широкий ассортимент позволяет использовать внешние возможности предприятия по обслуживанию дополнительных групп потребителей; прогрессивное оборудование  позволяет производить больше продукции и следовательно использовать внешние возможности по удовлетворению растущего спроса. Предприятие может выполнять свои договорные обязательства в точные сроки только при сравнительно стабильных условиях внешней среды.

    Перед предприятием также стоят угрозы внешней среды, компенсировать которые  можно с помощью внутренних возможностей, так широкий ассортимент продукции  предприятия представляет возможным реализовывать некоторые виды продукции по более низкой цене, слабая отечественная сырьевая база компенсируется прогрессивным оборудованием, которое позволяет эффективно использовать сырье и материалы, перерабатывать более экономичное сырье. Возрастающее конкурентное давление  компенсируется тем, что предприятие может выполнять в точные сроки свои обязательства.

    Рассмотрим слабые стороны предприятия,  которые могут быть устранены  возможностями внешней среды,  отсутствие четко выраженной  стратегии у предприятия компенсируется достаточно стабильными внешними условиями бизнеса; недостаточное понимание потребителей может быть устранено путем проведения маркетинговых исследований, что позволит обслужить дополнительные группы потребителей и удовлетворить растущий спрос.

    У предприятия есть слабые стороны и со стороны внешней среды существуют угрозы, и то и другое, предприятию необходимо попытаться устранить. С другой стороны слабые стороны предприятия дают ему стимул и возможность к дальнейшему развитию, путем устранения этих слабых сторон.

      Значимость  этого отдела маркетинга на предприятии заключается в том, что предприятие, функционируя на рынке, причем на рынке с достаточно высоким уровнем конкуренции, обязано учитывать: во-первых, мнение и желание потребителей, во-вторых, позицию и деятельность конкурентов.Благодаря данному отделу, предприятие сможет всегда находиться в курсе всех изменений конъюнктуры рынка, адекватно реагировать на эти изменения и соответствовать быстроменяющимся требованиям рынка.

    Отдел маркетинга видит своей главной задачей в ближайшее время создание эффективных маркетинговых коммуникаций но, в сметах на нужды отдела выделяются суммы, недостаточные для эффективной работы. В условиях нехватки финансовых ресурсов, отдел не может в полной мере выполнять свои функции. На следующий год обещано увеличение финансирования отдела.

    Без постоянного изучения потребностей потребителей, деятельности конкурентов  и ситуации на рынке невозможно удерживать рыночные позиции и тем более  развиваться. Кроме изучения, необходим объективный анализ и формирование адекватных управленческих решений. Отдел маркетинга как раз выполняет такие функции.

    Компания  участвует ежегодно в различных  выставках: международная выставка (ЗАО «Экспоцентр» на Красной Пресне, г. Москва). Основные задачи маркетологов при проведении выставки - наработка клиентов, рекламирование продукции и изучение конкурентов. Вместе с тем, компания планирует провести  акцию «Семинар дилеров», когда наиболее крупные и стабильные посредники съедутся на фабрику. Целью мероприятия является представить новинки, ознакомить с предприятием, наградить посредников по номинациям; «Лучшие партнеры за объемы продаж», «Лучшие партнеры за продвижение» и др.

    На  наш взгляд, на данный момент на предприятии используются практически все рекламные средства, за исключением рекламы на телевидение. Обществу необходимо более широкое и глубокое маркетинговое воздействие на «домашнем» и национальном уровне.                                             

Таблица 2.6 - Оценка стратегии развития предприятия ООО КФ «Орские сладости» за 2009-2010 гг.

 

Миссия Наиболее полное удовлетворение потребности покупателей.
Цели Устанавливаются на краткосрочный период
Функциональные  стратегии
Маркетинговая стратегия Маркетинговая стратегия состоит в ориентации своей продукции на широкий круг потребителей. Для более обеспеченного потребителя выпускает высококачественные, дорогостоящие изделия.
Производственная  стратегия Производственная  стратегия КФ «Орские сладости»  заключается в производстве

продукции, удовлетворяющей  спросу потребителей, необходимого ассортимента и качества. Производственная стратегия  опирается на стратегию маркетинга и тесно с ней взаимодействует.

Продолжение таблицы 2.7

Стратегия управления персоналом На КФ «Орские  сладости»  особое внимание отводится на человеческий потенциал, как на основу организации.

Подбором квалифицированных  специалистов на предприятии занимается отдел кадров. К функциям отдела кадров относится: подбор персонала, адаптация  персонала, обучение персонала, развитие персонала, аттестация персонала и рабочих мест, ведение кадровой документации.

Социальная  стратегия Социальная  стратегия состоит в принятии стратегических решений относительно типа и структуры коллектива предприятия. Данная стратегия реализуется на предприятии.
Товарно-рыночная стратегия
Товарная  стратегия Представляет  собой совокупность стратегических решений определяющих номенклатуру и ассортимент, объемы и качество выпускаемой продукции. На предприятии  данная стратегия тесно связана  со стратегией маркетинга, поскольку маркетинговые исследования, проводимые предприятием позволяют принимать решения относительно производства той или иной продукции.
Рыночная  стратегия Рыночная стратегия  предполагает выбор поведения предприятия  на товарном рынке. В настоящее время КФ ”Саратовская” ориентированна на производство дорогостоящей продукции и сбыт ее на соответствующем сегменте рынка.
 
 
 
 
 
 

Продолжение таблицы 2.6

Ресурсно-рыночная стратегия
                                                                                     Ресурсная стратегия Стратегия включает определение объема ресурсных запасов  и их качества. На КФ “Саратовская”  большое внимание уделяют качеству поставляемого сырья и определению  оптимального объема запасов, данная стратегия  реализуется в полной мере.
Рыночная  стратегия Рыночная стратегия  предполагает выбор поставщиков  сырья, на КФ “Саратовская” налажены контакты с надежными поставщиками и заключены долгосрочные договора.
Технологическая стратегия Представляет  собой совокупность стратегических решений определяющих технологический тип и тип его технологической динамики. КФ “Саратовская” является предприятием конъюнктурного типа и тип его технологической динамики можно определить как – стабильная технология. 
Интеграционная  стратегия Стратегия предшествующая обратной интеграции, представляет собой  установление контроля над хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и потребителями. У предприятия  есть собственные фирменные магазины.
 

      Слабым местом в товарно-рыночной стратегии является то, что предприятие не стремится охватить рынок диабетической продукции Следует отметить, что в настоящее время рынок диабетической продукции динамично развивается и предприятию следует занять на нем свою нишу. 

      В данной главе нами были рассмотрены: общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности, была определена миссия. Мы выяснили, что за разработку и внедрение стратегий отвечает отдел маркетинга, определили основные направления стратегий. Дали оценку стратегии развития, применяемым на предприятии. Выяснили, что предприятие не охватывает рынок диабетической продукции, и что ему необходимо направить свои усилия на завоевание некоторой доли  этого рынка.  
 
 
 
 
 
 

      3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ООО КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА «ОРСКИЕ СЛАДОСТИ»

 

      3.1 Совершенствование организации стратегического планирования на предприятии 

    Анализ  состояния стратегического планирования и текущей стратегии КФ «Орские сладости», проведенный во второй главе, позволил выделить следующие недостатки:

  1. На предприятии отсутствует четкая стратегия развития и комплексный стратегический план.
  2. Отсутствует разделение функций служб предприятия в части стратегического планировании. Задача разработки и реализации стратегии возложена на отдел маркетинга, вследствие чего маркетинговая стратегия превалирует над всеми остальными элементами (финансовой, интеграционной, ресурсной и др.).
  3. В миссии КФ «Орские сладости» не отражена уникальность предприятия или производимой им продукции; стандартная, шаблонная формулировка миссии не способствует привлечению покупателей. Миссия не дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия .
  4. Методическая база стратегического планирования на предприятии является достаточно слабой, не используются многие эффективные инструменты стратегического планирования (SWOT-анализ). Вследствие этого аналитическая составляющая стратегического планирования является недостаточной.

    Мы  предлагаем следующие пути совершенствования  стратегического планирования:

    1. В основу стратегического управления предприятия положена его миссия, состоящая в «наиболее полное удовлетворение потребностей населения» и дополняемая такими стратегическими установками, как «обеспечение роста компании на базе взаимовыгодных отношений между фирмой и потребителями», «получение прибыли на основе служения обществу», «честная конкуренция на рынке», «учет экономических интересов акционеров, фирм-поставщиков и посредников» и «широкое участие персонала в управлении».
    2. Необходимо сформулировать важнейшие целевые ориентиры стратегического планирования, среди которых: темп роста объемов производства и продаж, повышение нормы прибыли на единицу объема последних и расширение доли компании на рынке.
    3. Сбытовые (маркетинговые) функции в организационном отношении должны быть четко обособлены от функции производственных подразделений.
    4. Система  планирования на предприятии состоит в следующем: долгосрочный и среднесрочный планы составляют основу подготовки производственных программ на ближайший год и полугодие.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии