Стратегический менеджмент ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы автор считает проведение исследования, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь непростой, но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как стратегическое управление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1.Сущность и основные понятия 5
1.2. Характеристика основных этапов стратегического управления предприятием 8
1.3. Разработка и выбор стратегии предприятия 26
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
2.1. Стратегическая характеристика деятельности предприятия 35
2.2 Стратегический анализ внешней среды предприятия 37
2.3. Стратегический анализ внутренней среды предприятия 46
2.4. Характеристика стратегического управления на предприятии 53
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 58
3.1 Моделирование стратегии предприятия 58
3.2 Программа стратегии 60
3.3 Экономическое обоснование стратегии и контроль за реализацией 60
Заключение 63
Список литературы 65

Работа содержит 1 файл

стр мен сибгау краслесмаш.docx

— 133.26 Кб (Скачать)
p align="center">Рисунок 6 - Матрица SWOT-анализа

2.4. Характеристика стратегического  управления на  предприятии

 

     Управление  предприятием в современных экономических  условиях, когда происходят достаточно быстрые и не всегда прогнозируемые изменения во внешней среде, –  это искусство. Но искусство, которое  требует от руководителей овладения  новыми методами и навыками в области  стратегического управления. Кроме  того, сложившаяся экономическая  ситуация в стране и в мире подводит к иному пониманию системы  управления предприятием. По мнению некоторых российских специалистов в области управления, эффективность деятельности многих предприятий России в современных экономических условиях остается низкой или даже убыточной. Причиной этого (кроме внешних причин) может быть не совсем полное осознание высшим менеджментом предприятий структуры современной системы управления.

     Именно  система стратегического управления (ССУ) является тем регулятором системы  управления предприятием, который, совместно  с системами оперативного (СОУ) и  текущего (СТУ) управления, обеспечивает стабильность развития объекта управления на основе обоснованного целеполагания  и достоверного прогнозирования  будущего качественного и количественного  состояния предприятия. В этом случае качество управления объектом определяется достоверностью прогнозирования и  обоснованностью целеполагания.

     Проведем  диагностику системы стратегического  управления ОАО "Краслесмаш" с  помощью независимых экспертов  по следующим критериям:

     1) качество команды предприятия;

     2) философские основы бизнеса и  управления предприятием;

     3) качество управления циклом (бизнес-процессами) стратегического управления;

     4) качество управления процедурами  стратегического управления;

     5) качество управления маркетингом;

     6) интеграция внутрифирменного планирования.

     Каждый  из этих критериев представляет собой  совокупность параметров, которые необходимо оценить по 10-ти балльной шкале (1 –  минимальная оценка, 10 – максимальная оценка). Кроме того, важно также  оценить вес (важность) каждого критерия для предприятия. После проведения некоторых математических расчетов можно визуализировать состояние  ССУ и получить совокупную оценку ее состоянии.

     В таблице 10 приведены результаты индивидуальной экспертной оценки критериев системы стратегического управления ОАО "Краслесмаш".

     Таблица 10 – Оценка критериев системы стратегического управления ОАО " Краслесмаш "

Наименование  критерия Весомость параметра (а) р а*р
1. Качество  команды предприятия 0,368 5 1,84
2. Философия  бизнеса и менеджмента  0,193 2 0,386
3. Управление  маркетингом 0,195 3 0,585
4. Управление  процессами 0,097 3 0,291
5. Управление  процедурами 0,041 3 0,123
6. Управление  интеграцией 0,070 3 0,210
Суммарная оценка критериев 3,435
 

     Как видно из таблицы 10 суммарная оценка критериев составила 3,435.

     Для развития системы стратегического  управления в условиях мирового кризиса  и снижения эффективности деятельности предприятия руководству ОАО "Краслесмаш" следует принять экстренные меры по совершенствованию своей системы управления. Совершенно очевидно, что предприятие не имеет сплоченной команды. Решение этой проблемы возможно с помощью привлечения к управлению высокопрофессиональных, порядочных и приверженных предприятию людей. Предприятию также целесообразно развивать свою систему подготовки и обучения руководителей и их резерва.

     ОАО " Краслесмаш " не имеет ориентиров на долгосрочную перспективу. Отсутствие реализации миссии и неопределенность образа предприятия во времени делает невозможным его адекватную реакцию на сценарий будущего развития событий. Поэтому достоверность прогнозирования будущего и обоснованность целей предприятия не могут гарантировать ему достижение необходимой экономической эффективности.

     Корпоративная культура предприятия является слабовыраженной. Высшее руководство обязано определить свои долгосрочные ориентиры и дать толчок (своим собственным примером) формированию крепкой корпоративной  культуры. Отсутствие эффективно функционирующей  системы бизнес-процессов стратегического анализа, стратегического выбора, стратегического выполнения и контроля не позволяет ССУ ОАО " Краслесмаш " быть хорошим инструментом управления для высшего руководства. Кроме того, на исследуемом предприятии в настоящий момент не имеется необходимых стандартов и инструкций, регламентирующих и обеспечивающих функционирование ССУ. Следует рассмотреть организационный механизм принятия стратегических решений. Для ОАО " Краслесмаш" характерен авторитарный механизм принятия решений характеризуется узким составом лиц, обсуждающих решение, слабым учетом их мнения, единоличным выбором варианта к исполнению. При этом процесс принятия решений характеризуется закрытостью, отсутствием комплексной социально-экономической стратегии предприятия как относительно стабильной системы взаимоувязанных важнейших решений, определяющих в каждый текущий момент направления и точки фокусирования ресурсов и усилий предприятия.

     Итак, проведенный анализ позволяет охарактеризовать состояние системы стратегического  управления ОАО "Краслесмаш" как неблагополучное. Команда ОАО " Краслесмаш " не достаточно эффективна. На предприятии отсутствует система управления маркетингом и не определена философия бизнеса. Управление процессами, процедурами и интеграцией на предприятии осуществляется в рамах текущей деятельности. Не существует четко разработанных систем управления процессами, процедурами и интеграцией в рамках стратегического управления на исследуемом предприятии. Для ОАО "Краслесмаш" характерен авторитарный механизм принятия решений характеризуется узким составом лиц, обсуждающих решение, слабым учетом их мнения, единоличным выбором варианта к исполнению. При этом процесс принятия решений характеризуется закрытостью, отсутствием комплексной социально-экономической стратегии предприятия как относительно стабильной системы взаимоувязанных важнейших решений, определяющих в каждый текущий момент направления и точки фокусирования ресурсов и усилий предприятия. Для развития системы стратегического управления в условиях мирового кризиса и снижения эффективности деятельности предприятия руководству ОАО "Краслесмаш" следует принять экстренные меры по совершенствованию своей системы управления.

 

3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Моделирование стратегии  предприятия

 

     Целью проекта является повышение эффективности  стратегии экономической деятельности ОАО «Краслесмаш» и увеличение финансового результата за счет изменения сбытовой стратегии.

     Как показало изучение деятельности предприятия, выбранная сбытовая стратегия не обеспечивала эффективную реализацию продукции в условиях экономического кризиса и на складах предприятия скопилось достаточное количество нереализованной продукции.

     Предприятию необходимо приспосабливать маркетинговую  стратегию к своему рыночному  сегменту. В данном случае необходимо применить стратегию концентрированного маркетинга. Фирма должна сконцентрировать свои усилия и ресурсы там, где она имеет возможность использовать свои преимущества за счет улучшения сбытовой стратегии, используя свою прочную рыночную позицию за счет многолетнего присутствия на рынке, низкой себестоимости продукции и проведения активной рекламной кампании. Все доходы от основной деятельности предприятия, в том числе и доходы от внедрения данного проекта, поступят в распоряжение ОАО «Краслесмаш», где будет происходить их аккумулирование и распределение.

     Основными статьями затрат являются затраты на рекламу продукции.

     Данный  проект предполагается финансировать  из собственных средств предприятия, поскольку ОАО «Краслесмаш» имеет свободные средства, которые оно может инвестировать в расширение своей деятельности.

     Таким образом, стратегией реализации проекта  является повышение спроса на продукции производства ОАО «Краслесмаш» за счет разработки и проведения массивной рекламной кампании. 
 

 

Таблица 10- Анализ стратегий, разработанных в ходе проведения SWOT-анализа

Стратегии Достигаемые результаты Риски реализации Мероприятия для  реализации Потенциальные мероприятия
Силы  и возможности Снижение издержек и сокращение сроков производства 

Увеличение объемов  производства и реализации

Снижение качества продукции 
Техническое перевооружение производства 
 
 

Поиск новых  клиентов, разработка новых продуктов

Обновление  существующей производственно-экспериментальной  базы, закупка современного оборудования, реконструкция инженерных сетей 

Участие в выставках, ярмарках, тендерах

Силы  и угрозы Превосходство над конкурентами 
 

Постоянное наличие  заказов

Истощение ресурсов вследствие конкурентной борьбы 

Превышение спроса над производственными возможностями  предприятия, срывы графика работ

Разработка  и внедрение технологий, не имеющих  аналогов среди конкурентов 

Установление  долгосрочных партнерских отношений

Проведение  НИОКР, сотрудничество с вузами и  НИИ 
 

Заключение долгосрочных контрактов

Слабости  и возможности Повышение финансовой независимости предприятия Ухудшение экономической  ситуации в стране и мире Разработка  новых продуктов, поиск и привлечение  заказов от новых клиентов, повышение  коммерциализации существующих проектов Проведение  ОКР 

Участие в выставках, ярмарках, тендерах 

Поиск новых  рыночных ниш

 

3.2 Программа стратегии

 

     Список  потенциальных мероприятий достаточно обширен и охватывает практически  все сферы предприятия. Отделу маркетинга при реализации конкурентной стратегии  отводится значительная роль. Подробнее  задачи, стоящие перед отделом  маркетинга, описаны в таблице 11.

     Участие отдела маркетинга на всех этапах реализации стратегии обеспечит ее целостность  и ориентацию на рынок.

     Таблица 11 - Мероприятия

Мероприятия для реализации Мероприятия отдела маркетинга
Разработка  и внедрение новых технологий для производства продукции Прогнозирование потребностей основных потребителей продукции
Формирование  спроса на производимую продукцию Маркетинговое исследование мирового рынка тяжелого машиностроения, его товарной политики, основных потребителей и конкурентов, сравнительный анализ мирового и российского рынка, поиск потенциальных потребителей и разработка коммерческого предложения
Участие в тендерах Регулярный  мониторинг проводимых тендеров, подготовка документации, презентация заявок
Участие в выставках, ярмарках Отбор выставок и ярмарок, выбор и обоснование  типа участия, разработка дизайна стенда, рекламных материалов, подбор и обучение стендового персонала, работа на стенде, анализ результатов участие и  их презентация, оценка эффективности  участия, выработка рекомендаций о  возможности/необходимости повторного участия
Поиск новых рыночных ниш Комплексное маркетинговое  исследования рынка производимой продукции, долгосрочный прогноз развития отрасли, исследование тенденций потребительского поведения на рынке

3.3 Экономическое обоснование  стратегии и контроль  за реализацией

 

     Для контроля достижения стратегии использования  сбалансированная  система показателей. Для каждой составляющей разработаны стратегические цели:

Информация о работе Стратегический менеджмент ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения»