Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:16, курсовая работа
Целью работы автор считает проведение исследования, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь непростой, но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как стратегическое управление.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1.Сущность и основные понятия 5
1.2. Характеристика основных этапов стратегического управления предприятием 8
1.3. Разработка и выбор стратегии предприятия 26
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
2.1. Стратегическая характеристика деятельности предприятия 35
2.2 Стратегический анализ внешней среды предприятия 37
2.3. Стратегический анализ внутренней среды предприятия 46
2.4. Характеристика стратегического управления на предприятии 53
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 58
3.1 Моделирование стратегии предприятия 58
3.2 Программа стратегии 60
3.3 Экономическое обоснование стратегии и контроль за реализацией 60
Заключение 63
Список литературы 65
Политические факторы характеризуют уровень стабильности политической обстановки, содержание правительственных программ и программ ведущих партий и политических группировок, защиту государством интересов предпринимателей, его отношение к различным формам собственности.
При изучении данной составляющей должна быть получена информация относительно целей развития общества и регионов, о приоритетных отраслях экономики, характере политической борьбы, возможности и направлениях развития политической системы, способности существующего правительства эффективно проводить в жизнь свою программу, степени её поддержки или сопротивления.
Экономическая
составляющая определяется уровнем
развития и особенностями рыночного
механизма. В первую очередь речь
идёт о темпах экономического роста,
бюджете страны и его выполнении,
доступности ресурсов, объёмах производства
и торговли, уровне и распределении
доходов, расходов и сбережений населения,
покупательной способности
Социальная составляющая представляет собой комплекс социальных явлений и процессов. Они характеризуются уровнем образования, трудовой этикой, положением различных слоёв общества, уровнем социальной стабильности или взрывоопасности, характером социальных конфликтов, социальной борьбой и так далее.
Социальная среда влияет на рынок рабочей силы, предпочтения при выборе товаров-конкурентов, спрос на товары, затраты по их обслуживанию, выбор целей и средств их достижения, особенности работы предприятия и так далее.
Технологическая составляющая представлена факторами научно-технического прогресса в области производства, материалов и продуктов. Ряд этих факторов создаётся внутри фирм, но в значительно большей степени - вне их (в научных организациях, в научно-технических центрах и тому подобное). Преимущество получают те фирмы, которые берут на вооружение достижения НТП.
Технологические
факторы являются основными причинами
появления новых отраслей и производств
(например, производство компьютеров
стало возможным по мере развития
технологии микроминиатюризации), глубокого
изменения действующих отраслей
(изменение технологии записи звука
преобразило аудиотехнику и саму
отрасль). Увеличение объёмов капиталовложений
в развитие науки и техники, ускорение
процесса генерирования новых идей,
развитие продукта и технологии его
изготовления, появление новых методов
продвижения товара к потребителю,
новых способов рекламы, новых информационных
систем не только открывают более
широкие перспективы перед
Изучение технологической составляющей макроокружения позволяет фирме не проглядеть «технологический рывок» и поддержать на должном уровне свою конкурентоспособность.
Демографическая составляющая характеризуется численностью и половозрастным составом населения, уровнем и темпами рождаемости и смертности, плотностью населения и его миграцией, представлениями о семье и так далее.
Демографические изменения, происходящие в разных странах (старение населения, рост или сокращение численности населения, изменение в структуре населения) могут повлечь изменения в наборе товаров и услуг, предоставляемых потребителю, подтолкнуть производителей к расширению или сужению номенклатуры выпускаемой продукции, вызвать изменения в процессе реализации и продвижении товара на рынок.
Правовая составляющая устанавливает права, ответственность и обязанности предприятий, определяющие правила деловых взаимоотношений, отношения предприятия с обществом, ограничения на отдельные виды деятельности, порядок регистрации предприятия и другое. Правовые факторы чрезвычайно важны для определения оптимальности и перспективности ведения бизнеса. Изучение правовой составляющей должно состоять как в изучении содержания правовых актов, так и существующей практики их соблюдения.
Природная
составляющая характеризует наличие
природных ресурсов и состояние
окружающей природной среды конкретного
региона, которые как сама фирма,
так и субъекты микровнешней среды
должны учитывать в своей
Культурная
составляющая во многом определяет индивидуализацию
запросов потребителей по отношению
к товарам и услугам. Предпочтения,
отдаваемые потребителями одному товару
по сравнению с другими
Изучение микровнешней среды направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми фирма находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнут, что фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз её дальнейшему существованию.
Анализ
потребителей как компоненты микровнешней
среды фирмы в первую очередь
имеет своей задачей
Фирма может воздействовать на потребителей, предлагая им более совершенную по сравнению с конкурентами продукцию по более низким ценам, активно продвигая свой товар. При этом продавец может обеспечить привлекательные для покупателя условия для приобретения продукции.
Любая фирма сталкивается на рынке с различными конкурирующими фирмами. Это могут быть фирмы, предлагающие аналогичные товары и услуги, а также фирмы, выпускающие товары-заменители. Интенсивность конкуренции между ними проявляется в том, насколько энергично фирмы используют находящиеся в их распоряжении средства конкурентной борьбы. Обычно конкуренты стремятся придать какие-либо новые черты своей продукции, что отвечает желаниям потребителей, использовать специальные способы продвижения продукции на рынок, обеспечить более высокий уровень обслуживания клиентов. В то же время фирмы стараются использовать для укрепления своих позиций слабости друг друга.
Независимо
от того, идёт ли ожесточённая конкурентная
борьба или уровень конкуренции
невелик, каждая компания должна разрабатывать
стратегию, которая обеспечит
В
качестве поставщиков рассматриваются
фирмы и отдельные лица, обеспечивающие
компанию и её конкурентов материальными
ресурсами, необходимыми для производства
конкретных товаров и услуг. Очевидно,
без наличия соответствующих
компонентов фирма не сможет функционировать.
Нарушение регулярности поставок сырья
и комплектующих изделий, нехватка
тех или иных материалов могут
в краткосрочном аспекте
Зависимость
фирмы от её поставщиков тем выше,
чем более уникальную продукцию
они предлагают, чем сложнее и
дороже переключение на использование
товаров-заменителей в
Посредники
обеспечивают связь производителя
с конечным потребителем. Использование
посредников объясняется в
Под
контактными аудиториями
Задачи анализа внешней среды состоят:
Под внутренней средой организации понимается совокупность всех внутренних факторов организации, которые определяют процессы её жизнедеятельности. Внутренняя среда фирмы, в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируются как универсальная вне зависимости от организационной формы фирмы.
Внутренняя среда состоит из различных функциональных областей, общих для всех типов организации. На небольшой фирме все функции могут выполняться одним лицом, в от время как в больших организациях они разделены и закреплены за специализированными внутренними структурами.
Остановимся на некоторых функциональных областях внутренней среды фирмы.
1.Производственная
функция – обеспечение
2.Финансы
и учёт – управление
3.Кадровая
функция – обеспечение фирмы
людскими ресурсами, повышение
квалификации сотрудников,
4.Функция
НИОКР (научно-
5.Сбытовая
функция – обеспечение
6.Функция
логистики – обеспечение
Информация о работе Стратегический менеджмент ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения»