Стратегический менеджмент ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы автор считает проведение исследования, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь непростой, но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как стратегическое управление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1.Сущность и основные понятия 5
1.2. Характеристика основных этапов стратегического управления предприятием 8
1.3. Разработка и выбор стратегии предприятия 26
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
2.1. Стратегическая характеристика деятельности предприятия 35
2.2 Стратегический анализ внешней среды предприятия 37
2.3. Стратегический анализ внутренней среды предприятия 46
2.4. Характеристика стратегического управления на предприятии 53
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 58
3.1 Моделирование стратегии предприятия 58
3.2 Программа стратегии 60
3.3 Экономическое обоснование стратегии и контроль за реализацией 60
Заключение 63
Список литературы 65

Работа содержит 1 файл

стр мен сибгау краслесмаш.docx

— 133.26 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5

1.1.Сущность и основные понятия 5

1.2. Характеристика основных этапов стратегического управления предприятием 8

1.3. Разработка и выбор стратегии предприятия 26

2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35

2.1. Стратегическая характеристика деятельности предприятия 35

2.2 Стратегический анализ внешней среды предприятия 37

2.3. Стратегический анализ внутренней среды предприятия 46

2.4. Характеристика стратегического управления на предприятии 53

3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 58

3.1 Моделирование стратегии предприятия 58

3.2 Программа стратегии 60

3.3 Экономическое обоснование стратегии и контроль за реализацией 60

Заключение 63

Список литературы 65 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность темы  бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное и необходимое  в бизнесе направление, имеющее  большое значение и активно используемое в странах Запада, как база ведения  управленческих процессов организации  в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всём деловом мире. Изучая стратегическое управление, менеджеры  смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно оце6нивать ситуацию и предпринимать необходимые  для предприятия шаги.

      Целью работы автор  считает проведение исследования, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность  не только познакомиться, но и разобраться  в столь непростой, но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как стратегическое управление.

      Задачи этой научной  работы состоят в рассмотрении таких  вопросов:

как понимать стратегическое управление;

каковы  его сущность и содержание;

что такое стратегия фирмы и как  она вырабатывается.

      Более полный и глубокий ответа на последний вопрос автор  даёт при помощи ОАО «Красноярский  завод лесного машиностроения».

      Степень изученности  такой сферы менеджмента, как  стратегическое управление несомненно велика, но есть все основания полагать, что её развитие будет продолжаться и дальше, поскольку бизнес не стоит  на одном месте, а взлётов и  падений избежать не удастся.

      Разработка идей стратегического управления нашла  отражение в работах таких  авторов, как Виханский О.С., Ансофф И., Акофф Р. и многих других.

      Важно отметить, что  ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому (80-е годы ХХ века), стала идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, чтобы надлежащим образом и своевременно реагировать на происходящие в нём изменения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1.Сущность  и основные понятия

 

     Термин  «стратегическое управление» был  введён в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ века для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого  на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость  проведения такого различия была вызвана  в первую очередь изменениями  в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому  управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства  на окружение для того, чтобы соответствующим  образом и своевременно реагировать  на происходящие в нём изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный  внешней средой.

      Стратегическое  управление-область деятельности высшего  руководства фирмы, главная обязанность  которого состоит в определении  предпочтительных направлений и  траекторий развития фирмы, постановке целей, распределении ресурсов и  всего того, что даёт фирме конкурентные преимущества.

      Анализ  специальной литературы убеждает в  том, что в настоящее время  отсутствует единое определение  понятия стратегического управления.

      Существует  целый ряд определений стратегического  управления, в которых делается упор на различные его аспекты и  особенности, приводящие к неопределённости границ понятия.

      И.Ансофф в работе «Стратегическое управление»  так определил содержание данного  понятия: «Деятельность по стратегическому  управлению связана с постановкой  целей и задач организации  и с поддержанием ряда взаимоотношений  между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют её внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям»[2, с.18]. В книге О.С. Виханского «Стратегическое управление» под стратегическим управлением понимается «такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности даёт организации возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [6, с.24].

      Стратегическое  управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих вопросов: анализ среды; определение миссии и целей; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения стратегий. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления.

      Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для  определения миссии и целей фирмы  и для выработки стратегий  поведения, позволяющих фирме выполнить  миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трёх её частей:

      1)макроокружения;

      2)микровнешней  среды;

      3)внутренней  среды.

      Анализ  макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как: состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и так далее.

      Микровнешняя  среда анализируется по следующим  основным компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы.

      Анализ  внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма  в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также  позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что фирма не только производит продукцию  для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим  членам, предоставляя им работу, возможность  участия в прибылях, создавая для  них социальные условия и тому подобное.

      Внутренняя  среда анализируется по следующим  направлениям:

  • кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и тому

подобное;

  • организация управления;
  • производство, включающее организационные, операционные и

технико-технологические  характеристики, научные исследования и разработки;

  • финансы фирмы;
  • маркетинг;
  • организационная культура.

     Определение миссии и целей, рассматриваемое  как один из процессов стратегического  управления, состоит их трёх процессов, каждый из которых требует большой  и исключительно ответственной  работы. Первый подпроцесс состоит  в определении миссии фирмы, которая  в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, её предназначение. Далее идёт подпроцесс определения  долгосрочных целей. Завершается эта  часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных  целей. Определение миссии и целей  фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремиться. А, зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.

     После того, как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс по праву  считается сердцевиной стратегического  управления. С помощью специальных  приёмов фирма определяет, как  она будет достигать своих  целей, и реализовывать свою миссию.

     Выполнение  стратегии является критическим  процессом, так как именно он приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются  случаи, когда фирмы оказываются  не в состоянии осуществить выбранную  стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведён анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется  потому, что управление не может  должным образом вовлечь имеющийся  у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это  относится к использованию трудового  потенциала.

     Оценка  и контроль выполнения стратегии  является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как  идёт процесс достижения целей, и  собственно целью фирмы.

1.2. Характеристика основных этапов стратегического управления предприятием

 

     Среду фирмы можно сравнить со вселенной, состоящей из различных элементов, что подразумевает не только их огромное количество, но и постоянное взаимодействие в сложной системе, которой является фирма. Степень управляемости компанией будет определяться уровнем свободы выбора поступать сообразно определённым приоритетам без нарушения организованности сложной системы. Свобода выбора, в свою очередь, будет определяться уровнем знаний о возможностях, открывающихся во внешней среде, угрозах, таящихся в ней, и способностью, умением воплотить эти возможности и противостоять угрозам с помощью потенциала фирмы, то есть готовностью её внутренней среды.

     Внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности.

     Внешняя среда неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния  на фирму. В ней можно выделить макроокружение (среду косвенного воздействия) и микровнешнюю среду (среду непосредственного  окружения).

     Макроокружение  создаёт общие условия, в которых  действует фирма, определяет для  неё и других организаций границы  допустимого и недопустимого. Подобно  тому, как атмосфера по-разному  действует на человека, так и макроокружение в разной степени влияет на фирмы  в зависимости её «здоровья».

     Макроокружение  по отношению к предприятию выступает  как причина и условие ограничения (или возможности расширения) деятельности. Как предпосылка, вызывающая необходимость  изменений на предприятии. Давайте  рассмотрим состав макроокружения, характеристики формирующих его элементов и  их влияние на фирму.

     Политическая  составляющая представлена органами государственной  власти и конкурирующими партиями и  группами.

     При всех различиях устройства государство  и рынок находятся в сложных  взаимоотношениях, зависящей от господствующей системы взглядов на общественную организацию, особенностей этапа развития страны, политических воззрений лидеров  и другое.

Информация о работе Стратегический менеджмент ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения»