Стратегический менеджмент ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы автор считает проведение исследования, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь непростой, но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как стратегическое управление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1.Сущность и основные понятия 5
1.2. Характеристика основных этапов стратегического управления предприятием 8
1.3. Разработка и выбор стратегии предприятия 26
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
2.1. Стратегическая характеристика деятельности предприятия 35
2.2 Стратегический анализ внешней среды предприятия 37
2.3. Стратегический анализ внутренней среды предприятия 46
2.4. Характеристика стратегического управления на предприятии 53
3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 58
3.1 Моделирование стратегии предприятия 58
3.2 Программа стратегии 60
3.3 Экономическое обоснование стратегии и контроль за реализацией 60
Заключение 63
Список литературы 65

Работа содержит 1 файл

стр мен сибгау краслесмаш.docx

— 133.26 Кб (Скачать)

    Анализ  товаров-заменителей проводился на основании экстенсивных и интенсивных  показателей, которые играют важную роль при выборе того или иного  товара.

    В заключение был проведен анализ потенциальных  конкурентов, в части факторов, определяющих возможности входа их на рынок.  

Таблица  6 – Анализ влияния движущих сил

Факторы конкуренции Признак появления фактора Оценка  фактора (1-3) Прогноз развития
(-1,0,+1)
Анализ  конкурентов
1. число и мощность предприятия Появление новых  конкурентов , увеличение мощности старых 3 1
2. унифицированность сервисных услуг Возможность унификации услуг, оказываемых потребителям 2 1
3. изменение платежеспособного спроса Изменение потребностей потребителей 3 0
4.степень  стандартизации товара Соответствие  стандартам товара 1 -1
5.издрежки  переключения клиентов с одного  пр-ва на др. Увеличение  расходов клиентов при смене производства 1 0
6. барьеры ухода с рынка Появление ограничений  выходы с рынка  2 0
7. барьеры проникновения на рынок Появление ограничений  входа на  рынок  1 0
8. ситуация на смежных рынках Изменение ситуации , на рынках, связанных с товаром 2 1
9. стратегии конкурирующих предприятий Изменение стратегии  конкурентов  3 1
10. привлекательность рынка Изменение привлекательности  рынка данного товара 2 0
Итого   0,3 3
Анализ  потребителей
1. статус покупателя Изменение статуса  покупателя в сторону роста или  снижения 3 0
2. значимость товара у покупателя Повышение или  снижение значимости товара для покупателя 3 1
3. стандартизация товара Соответствие  стандартам товара 2 -1
Итого   0,2 0
Анализ  поставщиков
1. уникальность канала поставок Эффективность системы поставок 2 1
2.доля  отдельного поставщика Занимаемая  доля рынка конкурентами 3 1
3. значимость покупателя Повышение или  снижение значимости товара для покупателя 3 1
Итого   0,3 3
Анализ  товара-заменителя
1. цена Изменение цены товаров -заменителей 3 1
2. стоимость переключения Издержки потребителей, связанные с переходом на потребление  другого товара 3 1
3.качество  основного товара Изменение качества товаров 3 1
Итого:   0,1 3
Анализ  потенциальных конкурентов
1. барьеры для входа на рынок Появление ограничений  входа на  рынок  2 1
2. доступ к каналам распределения Доступность к  розничной сети 1 1
3. отраслевые преимущества Наличие преимуществ  в отрасли  1 1
Итого   0,1 3

      Таким образом, можно сделать  вывод о высокой конкуренции  в данной отрасли. 

    Проведем  расчет средневзвешенной оценки влияния  факторов:  

      

    Значение : 2,4 говорит о высоком уровне силы конкуренции.

     Далее рассчитывается прогноз развития конкуренции  в среднем по отрасли:

    

    Значение 0,24 говорит о том, что уровень  силы конкуренции останется стабильным.

2.3. Стратегический анализ  внутренней среды  предприятия

 

     Под внутренней средой организации понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы жизнедеятельности  организации. Внутренняя среда имеет  несколько срезов, состояние которых  в совокупности определяет потенциал и возможности, которыми располагает организация.

     Потенциал предприятия – это ресурсные, функциональные, организационные и  управленческие возможности, которыми располагает организация для  достижения своих целей.

     Анализ  внутренней среды организации составляется с целью выяснения:

     Насколько эффективно используется потенциал  организации;

     Сильных и слабых сторон организации;

     Конкурентных  преимуществ организации;

     Стратегических  проблем (задач);

     Для реализации возможностей и защиты от внешних угроз организация использует свой потенциал, то есть опирается на свои собственные силы, свои внутренние возможности, анализ которых осуществляется по нескольким срезам (составляющим).

     Маркетинговый срез потенциала организации охватывает те стороны деятельности организации, которые связанны с реализацией  продукта. Это стратегии продукта, ценообразования, продвижения продукта, выбор рынков и систем распределения.

     Кадровый  срез внутренней среды организации  охватывает такие вопросы как: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов  труда и стимулирование; создание и поддержание взаимоотношений  между работниками.

     Организационный срез включает: организационные структуры; иерархию подчинения и функциональное разделение труда; методы и порядок  принятия основных видов решений; организация  системы контроля за исполнением  решений; организация системы коммуникаций; система планирования; квалификация и способности менеджеров.

     В производственный срез входят: производственные подразделения (их количество, специализация, мощности); тип применяемой технологии; состояние основных фондов; организация производственного процесса, контроля качества, снабжения, технического обслуживания; осуществление исследований и разработок.

     Финансовый  срез включает процессы, связанные  с обеспечением эффективного использования  и движения денежных средств в  организации; источники и величина финансовых ресурсов, прибыль и ее использование; финансовое здоровье и  стабильность; создание инвестиционных возможностей.

     Организационная культура: ценности, стандарты поведения, традиции, мировоззрение, философия  менеджмента.

     Проведем  комплексную оценку конкурентоспособности  предприятия 

      (таблица 7).

     

     Рисунок 2 – Лепестковая диаграмма по сфере «Организация и управление»

     

Рисунок 3 – Лепестковая диаграмма по сфере «Маркетинг»

     

Рисунок 4 – Лепестковая диаграмма по сфере «Финансы» 
 
 

 

         Таблица  7 – Оценка конкурентоспособности предприятия

Факторы конкурентоспособности Уд. вес "Краслесмаш" ОАО «Автоагрегат» ОАО «КЗК» «Крастяжмаш»
рейтинг оценка рейтинг оценка рейтинг оценка рейтинг оценка
Организация и управление                  
1.Квалификация  и способности высшего менеджмента 0,05 4 0,3 3 0,14 4 0,5 3 0,13
2.Система  стратегического планирования 0,1 2 0,15 3 0,4 5 0,15 4 0,2
3.Обучение  и повышение квалификации персонала 0,07 3 0,15 4 0,12 3 0,15 3 0,15
Маркетинг     0   0   0   0
4.Доля  рынка 0,05 1 0,11 3 0,24 4 0,21 4 0,2
5.Организация  сбыта 0,03 2 0,18 4 0,2 3 0,28 5 0,23
6.Реклама 0,07 3 0,07 3 0,13 5 0,15 4 0,09
7.Цены 0,03 3 0,12 2 0,14 3 0,1 4 0,2
8.Репутация 0,05 4 0,18 2 0,06 4 0,15 3 0,09
Финансы                  
10.Рентабельность 0,05 2 0,31 4 0,28 3 0,4 5 0,4
11.Инвестиционная  политика 0,1 3 0,14 4 0,13 5 0,2 5 0,25
12.Соотношение  заемных и собственных средств 0,05 3 0,18 3 0,13 3 0,15 3 0,2
Производство     0   0   0   0
13.Наличие  и использование производственных  мощностей 0,07 2 0,16 2 0,21 3 0,15 3 0,23
14.Система  контроля качества продукции 0,05 4 0,25 3 0,25 4 0,21 4 0,28
15.Объем  производства 0,15 4 0,27 3 0,14 3 0,24 4 0,32
16.С/с  производства 0,08 5 0,67 4 0,63 3 0,45 5 0,69
ИТОГО 1   3,24   3,2   3,49   3,66

 

     

     

Рисунок 5 – Лепестковая диаграмма по сфере «Производство» 

     При оценки конкурентоспособности были использованы факторы, которые имеют  наибольшее влияние на изменение  конкурентоспособности предприятия. Оценка производилась по следующим  сферам влияния на конкурентоспособность:

     Организация и управление;

     Маркетинг;

     Финансы;

     «Производство».

     Проведем  ранжирование конкурентов (таблица 8).

Таблица  8 - Ранжирование конкурентов

Предприятие Итоговая оценка Ранг
ООО «Краслесмаш» 3,54 3
ОАО «Автоагрегат» 3,2 5
ОАО «КЗК» 3,49 4
Крастяжмаш 3,94 1
 

     Построим  профиль конкурентных преимуществ  с ближайшим конкурентом (ОАО  «КЗК»).

Таблица  9 - Профиль конкурентных преимуществ с ближайшим конкурентом

Факторы конкурентоспособности Уд. вес Оценка Итоговая  оценка Приоритетность 
хуже, чем у конкурента = лучше, чем  у конкурента
-2 -1 0 1 2
Организация и управление                
1.Квалификация  и способности высшего менеджмента 10       *   10  
2.Система  стратегического планирования 5   *       -10 1
3.Обучение  и повышение квалификации персонала 5     *     0  
Маркетинг                
4.Доля  рынка 7       *   7  
5.Организация  сбыта 7     *     0  
6.Реклама 3         * 6 3
7.Цены 5     *     0  
8.Репутация 3       *   3 4
Финансы                
10.Рентабельность 10     *     0  
11.Инвестиционная  политика 5         * 10 1
12.Соотношение  заемных и собственных средств 5       *   5 5
Производство                
13.Наличие  и использование производственных  мощностей 5   *       -5 1
14.Система  контроля качества продукции 7     *     0  
15.Объем  производства 8   *       -8 2
16.С/с  производства 15         * 30 6
ИТОГО 100              
 

     На  основании выявленных возможностей и угроз внешней среды, сильных  и слабых сторон предприятия формируется SWOT-матрица (рис. 6). 
 
 
 
 

 
 
Сильные стороны ( S )

Опыт и квалификация персонала;

Использование высоких технологий;

Собственные исследования и разработки;

Контроль качества;

Имидж и репутация  на рынке;

Постоянное развитие новых продуктов, услуг и рынков 

 Слабые стороны  ( W )

Состояние производственной базы (требует обновления);

Месторасположение производства;

Офисы и представительства;

Источники финансирования – предприятие слишком зависимо от госзаказов

Возможности ( О )

Техническое перевооружение производства

Новые технологии и ноу-хау

Рост потребности  в информационных технологиях

Политика правительства  в области машиностроения 

 Поле стратегий

SO

Использовать  сильные

стороны и возможности

для достижения цели

Поле  стратегий

WO

Использовать  возмож-

ности для усиления

слабых сторон

Угрозы ( Т )

Замещающие и  конкурирующие технологии

Платежеспособный  спрос основных потребителей

Поле  стратегий

ST

Использовать  сильные

стороны для  избежания

(отражения) угроз

Поле  стратегий

WT

Предотвращать кризис

предприятия вследствие угроз среды и слабостей предприятия

 
<

Информация о работе Стратегический менеджмент ОАО «Красноярский завод лесного машиностроения»