Стили руководства и их применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой на основе конкретных ситуаций попытаться проанализировать существующие модели руководства
Для достижения цели, поставленной в рамках курсовой работы, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты стилей руководства, сущность и понятие стилей руководства, формирование и классификацию; дать характеристику предприятию; проанализировать стиль руководства исследуемого предприятия; разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства предприятия .
Объектом исследования курсовой работы является ООО - компания, специализирующаяся на производстве арматурной продукции.

Содержание

Введение 3
I. Глава. Теоретические аспекты стилей руководства 5
1.1. Понятие и сущность стилей руководства 5
1.2. Формирование стилей руководства 6
1.3. Классификация стилей руководства 9
1.4. Одномерные стили руководства 10
1.4.1. Теории «Х» и «У» Дугласа Мак-Грегора 10
1.4.2. Классические стили руководства (модель Левина) 12
1.4.3. Модель Лайкерта 19
1.5. Многомерные стили руководства 20
1.5.1. Решетка поведения руководителей Р. Блейка и Дж. Моутона 20
1.5.2. Модель эффективности руководства Ф. Фидлера 24
1.5.3. Модель «путь – цель» Т. Митчела и Р. Хауса 27
1.5.4. Модель жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара 28
1.5.5. Модель принятия решения руководителем Врума – Йеттона 29
II. Глава. Анализ стилей руководства 31
2.1. Характеристика ОАО «Бологовский арматурный завод» 31
2.2. Анализ стилей руководства ОАО «БАЗ» 36
2.3. Определение стиля руководства трудовым коллективом 41
2.4. Результаты анализа стиля руководства ОАО «БАЗ» 42
Заключение 44
Приложение 1 47

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

    Так же некоторые специалисты выделяют мужской и женский типы стиля  руководства. Мужской тип основан  на независимости, женский — на взаимной зависимости. Мужчины больше склонны  к действиям, характерным для людей, обличенных властью — придают значение победам, превосходству, доминированию над другими; женщины предпочитают менее прямые способы воздействия, более тактичны, вежливы, менее самоуверенны.

    Поэтому мужчинам легче дается директивный, проблемно ориентированный стиль руководства, женщинам — стиль социального партнерства, создающий дух команды. В ситуациях, где нет жесткого разделения ролей, мужчины склонны к авторитарности, а женщины — к демократичности.

1.4. Одномерные стили руководства

1.4.1. Теории «Х» и «У» Дугласа Мак-Грегора

 
 

    Одномерные  стили выделяются на основе одного измерения – одного критерия оценки поведения руководителя. Так, например, классические стили руководства  отражают разные полюса (степени) преимущественно одного измерения – характера принятия решений: при авторитарном стиле решения принимаются руководителем единолично; при демократическом – совместно с подчиненными, при их широком участии; при попустительском- руководитель стремится переложить принятие решений на подчиненных [3].

    Предпосылки построения различных «одномерны»  стилей руководства содержатся в  теориях «Х» и «У» Дугласа Мак-Грегора (табл. 1) [5].

 

    Таблица 1.

    Характеристика  теорий «Х» и «У» Дугласа Мак-Грегора

Теория Основные положения Действия руководителя
Теория  «Х» Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.

Человека  следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать ему наказанием, чтобы заставить работать для достижения цели организации.

Средний человек предпочитает, чтобы им руководили; он избегает ответственности, у него мало честолюбия и ему нужна безопасность

Теория X предполагает диктаторский стиль руководства, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Страх и угроза наказания, лежащие в основе стимулирования, способствуют эффективному изменению поведения человека. При этом если наказания не объективны, то они усиливают отрицательный эффект.

Менеджеры «X» строят свою работу на следующих положениях:

деньги  — единственный стимул к работе;

без надлежащего надзора работники работают все хуже;

уважением пользуется жесткий и решительный руководитель;

работники не способны содействовать принятию решений либо не проявляют желания к этому

Теория  «У» Работа также  естественна, как и игра. Человек  может осуществлять самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен. Это появляется как результат наград, связанных с достижением целей.

Средний человек стремится к ответственности, он наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, и если эти качества недостаточно используются в современной индустриальной жизни, это приводит к разочарованию.

Теория У  предполагает демократический стиль руководства, целенаправленное воздействие на мотивы поведения, основанное на самоуважении и самооценке при ненавязчивом внешнем воздействии.

Менеджеры исходят  из следующего:

   работники ищут удовлетворения в

работе не меньше, чем руководители

   ощущая  доверие к себе, работники 

   действуют вполне ответственно;

   низкие  производственные

   результаты  есть следствие неинте-

   ресной  работы или неумелого

   руководства;

   персонал  хочет иметь право быть

   причастным  к принятию решений.

1.4.2. Классические стили руководства (модель Левина)

 
 

    К одномерным классическим стилям руководства  относятся: авторитарный (автократический, директивный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский, пассивный) стили [4]. Их концепция, в основном сформулированная одним из крупнейших психологов XX в. К. Левином, является общепризнанной.

    «Эксплуататорский»  авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания, что, как и когда делать, а в качестве основной формы стимулирования использует наказание [4].

    Характерными чертами являются авторитарного стиля являются [1]:

    •   централизация всей власти в руках  руководителя и принятие им единоличных решений, которые впоследствии навязываются исполнителям;

    •   дистанцирование администрации от подчиненных и преобладание официальных отношений;

    •   отдача в приказной форме распоряжений без объяснения их связи с общими целями и задачами организации;

    •   широкое использование наказаний.

    Авторитарный  руководитель в большей мере заинтересован не осуществлением дела, а удовлетворением собственных амбиций. Его жесткие действия, стремление к единовластию, претензии на компетентность во всех вопросах лежат в основе абсолютного большинства производственных конфликтов. Это отрицательно влияет на эффективность работы, а часто просто ее парализует, ибо формируется враждебная атмосфера, уходят лучшие специалисты, а остальные запуганы, работают не с полной отдачей, безразличны к интересам организации [1].

    Если  руководитель принимает решение в одиночку, а потом просто доводит его до подчиненных, они воспринимают это решение, как навязанное извне, и критически обсуждают, даже когда оно действительно удачное. Выполняется такое решение с оговорками и безразлично. Сотрудники, как правило, радуются любой ошибке руководителя, находя в ней подтверждение своего негативного мнения о нем. В результате подчиненные привыкают быть исполнителями чужой воли, закрепляя в своем сознании стереотип «наше дело маленькое» [4].

    Для руководителя все это тоже не проходит без потерь, поскольку он оказывается в положении виновника, отвечающего за все ошибки, не видящего и не знающего, где и как они были допущены. Подчиненные же, хотя многое знают и замечают, помалкивают, считая, что его все равно не перевоспитать. Руководитель понимает сложившуюся ситуацию, однако бессилен обвинить окружающих в допущенных промахах, так как подчиненные не участвовали в выработке решения. Так формируется своеобразный замкнутый круг, который рано или поздно приводит к развитию в организации или подразделении неблагоприятного морально-психологического климата и созданию почвы для развития производственных конфликтов.

    В условиях авторитарного стиля руководства  можно выполнить в количественном отношении больший объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже. Авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты [4].

    Сегодня существует несколько вариантов  трактовки авторитарного стиля [1].

    Так, ученые Мичиганского университета (США) в зависимости от степени жесткости  отношений руководителя к подчиненным  говорят об эксплуататорско-авторитарном и благожелательно-авторитарном стилях .

    В первом случае авторитарные черты выражены максимально ярко. Руководитель рассматривает подчиненных, находящихся в его полной власти, как «говорящие орудия», держит «в ежовых рукавицах», наказывает за любые провинности, игнорирует их проблемы и самою личность. Такой стиль свойственен военизированным или закрытым структурам типа исправительных учреждений [1].

    Благожелательно-авторитарный стиль предполагает, что руководитель в определенной степени заботится об исполнителях, иногда интересуется их мнением, предоставляет им некоторую самостоятельность, но под жестким контролем со своей стороны, а те должны проявлять беспрекословное подчинение, благодарность и преданность по отношению к нему [1].

    В качестве разновидности авторитарного рассматривается патерналистский стиль. Организация здесь представляется как одна семья, а руководитель — ее глава. Власть никому не делегируется и концентрируется у него в руках, а сам он выступает как «царь, бог и воинский начальник», обращается с подчиненными, как с «детьми», и их трудовую мотивацию опосредует через личную зависимость от себя. Контроль деятельности осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя [1].

    Применение  такого стиля эффективно тогда, когда  подчиненные полностью доверяют руководителю (скажем, как актеры — режиссеру или спортсмены — тренеру), а тот уверен, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом. Этот стиль характерен также для традиционного общества, особенно в сельских районах.

    Демократический стиль руководства, который доминирует в современных фирмах, характеризуется высокой степенью децентрализации принятия решений, активным участием сотрудников в этом процессе, свободным обменом информацией между руководителями и исполнителями, взаимным доверием между ними, вниманием администрации к развитию персонала, преобладанием практики поощрений при минимуме наказаний [4].

    В этих условиях выполнение служебных  обязанностей оказывается привлекательным, а успех служит вознаграждением, удовлетворяющим высшие потребности личности.

    Демократический стиль применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не их, а результаты, делегирующие полномочия.

    Обычно  он используется тогда, когда исполнители  хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут самостоятельно принимать квалифицированные решения, контролировать результат.

    Выделяют  две разновидности демократического стиля: консультативную и партисипативную [1].

    В условиях консультативного стиля руководства руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства несмотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях [4].

    Партисипативная разновидность демократического стиля управления предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, организуют широкий обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к поставке целей и контролю над их достижением. При этом ответственность за последствия принятых решений не перекладывается на подчиненных [4].

    Обычно  демократический стиль управления применяется, когда исполнители хорошо, иногда даже лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее новизну и творчество. Руководитель-демократ в случае необходимости может идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где автократ действовал бы приказом и давлением, демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы и выгоды, которую могут получить сотрудники.

    Первостепенное  значение приобретает внутреннее удовлетворение, получаемое подчиненным от возможности реализовать свои творческие способности. Подчиненные могут самостоятельно принимать решения и искать в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Руководитель при осуществлении контроля ценит конечный результат, не обращая особого внимания на мелочи [4].

    Демократический стиль предпочтительнее для руководства  сложными видами деятельности, где  на первом месте выступает качество.

В целом авторитарный и демократический стили руководства  и их разновидности можно отобразить на следующей схеме (табл. 2) [5].

Таблица 2

  Степень директивности решения
низкая высокая
Степень поддержки подчиненных высокая демократический партисипативный демократический консультативный
 
 
низкая благожелательно-авторитарный эксплуататорско-авторитарный
 

    Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства.

    Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые для их работы условия, определяет ее правила, рамки самостоятельности, обеспечивает информацией, поддерживает благоприятную атмосферу [1].

    Подчиненные самостоятельно принимают на основе обсуждения решения и ищут пути их реализации. Руководитель же выполняет функции консультанта, арбитра (обладает правом вето), эксперта, оценивает полученные результаты, вознаграждает за успехи.

    Применение  либерального стиля целесообразно  при научных исследованиях и  опытно-конструкторских разработках, осуществляемых силами высококлассных специалистов, не приемлющих давления, мелочной опеки и пр. [1].

    В то же время такой стиль, если руководитель ослабит контроль над подчиненными, легко может трансформироваться. Вариантами трансформации могут быть:

    •  попустительство (при невмешательстве руководителя «выдвиженец» из числа подчиненных берет фактическую власть в свои руки и начинает действовать авторитарными методами;

    •  бюрократизация (подчиненные, опасаясь самостоятельно действовать, «прикрываются» нормами, правилами, формальными процедурами).

Информация о работе Стили руководства и их применение