Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
Цель данной курсовой на основе конкретных ситуаций попытаться проанализировать существующие модели руководства
Для достижения цели, поставленной в рамках курсовой работы, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты стилей руководства, сущность и понятие стилей руководства, формирование и классификацию; дать характеристику предприятию; проанализировать стиль руководства исследуемого предприятия; разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства предприятия .
Объектом исследования курсовой работы является ООО - компания, специализирующаяся на производстве арматурной продукции.
Введение 3
I. Глава. Теоретические аспекты стилей руководства 5
1.1. Понятие и сущность стилей руководства 5
1.2. Формирование стилей руководства 6
1.3. Классификация стилей руководства 9
1.4. Одномерные стили руководства 10
1.4.1. Теории «Х» и «У» Дугласа Мак-Грегора 10
1.4.2. Классические стили руководства (модель Левина) 12
1.4.3. Модель Лайкерта 19
1.5. Многомерные стили руководства 20
1.5.1. Решетка поведения руководителей Р. Блейка и Дж. Моутона 20
1.5.2. Модель эффективности руководства Ф. Фидлера 24
1.5.3. Модель «путь – цель» Т. Митчела и Р. Хауса 27
1.5.4. Модель жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара 28
1.5.5. Модель принятия решения руководителем Врума – Йеттона 29
II. Глава. Анализ стилей руководства 31
2.1. Характеристика ОАО «Бологовский арматурный завод» 31
2.2. Анализ стилей руководства ОАО «БАЗ» 36
2.3. Определение стиля руководства трудовым коллективом 41
2.4. Результаты анализа стиля руководства ОАО «БАЗ» 42
Заключение 44
Приложение 1 47
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет (ГОУ МГИУ) | |||||||||||
Кафедра менеджмента Курсовая работа
|
Содержание
Успех любого предприятия зависит от многих факторов, таких как решение финансовых вопросов, организация производственного процесса, подбор персонала, но не менее важное значение имеет стиль управления, выбранный руководителем.
Руководителю важно знать и учитывать ожидания по поводу себя со стороны сотрудников организации и отдельных подразделений. Знание и учет таких ожиданий существенно способствуют совершенствованию стиля управления, эффективности работы и конкурентоспособности организации.
Данная курсовая посвящена актуальной для организаций теме – стилям руководства. Так как они являются важным ориентиром в решении задач повышения эффективности руководства, а от эффективности власти напрямую зависит работа персонала, атмосфера в коллективе работников и успешность организации в целом.
Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, максимально использовать подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Он должен научиться пользоваться всеми стилями и методами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации [3].
Цель данной курсовой на основе конкретных ситуаций попытаться проанализировать существующие модели руководства
Для достижения цели, поставленной в рамках курсовой работы, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты стилей руководства, сущность и понятие стилей руководства, формирование и классификацию; дать характеристику предприятию; проанализировать стиль руководства исследуемого предприятия; разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства предприятия .
Объектом исследования курсовой работы является ООО - компания, специализирующаяся на производстве арматурной продукции.
Предметом исследования курсовой работы являются стили руководства на предприятии ООО.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты стилей руководства, даны их понятия, сущность, классификация и факторы формирования.
Во второй главе курсовой работы раскрыта общая характеристика предприятия ООО; дан анализ стиля руководства на предприятии; выявлены недостатки.
В современной научной и учебной литературе термины «стиль управления» и «стиль руководства» употребляются чаще всего синонимично. Между тем речь идет, хотя и о близких, но различающихся понятиях [1].
Под стилем управления понимается совокупность организационных, социально-психологических, духовно-нравственных особенностей взаимоотношений, методов и приемов деятельности всех управленческих работников в связи с выполнением ими своих функций. Его элементами являются: стиль руководства, стиль подчинения, стиль соподчинения, внутренний механизм самосохранения [1].
Стиль руководства — это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей, отражающая его индивидуальные особенности и профессионализм [1].
Стиль подчинения представляет собой совокупность способов реагирования работников на требования руководителя.
Стиль взаимодействия — есть совокупность способов взаимодействия работников управления одного уровня, решающих общие задачи.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Деятельность менеджера вообще, в том числе и лидера реализуется посредством стиля руководства, который выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу, к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных .
Стиль руководства формируется под воздействием множества переменных — уровня профессиональной подготовленности и ценностной ориентации руководителя, его интеллекта и общей культуры, особенностей характера и темперамента, деловитости и оперативности, объективности и ответственности, социально-психологических качеств [2].
Принятый
стиль руководства может
Формирование стиля руководства - сложный процесс, в котором присутствует большое количество факторов.
Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда сложный и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени, для ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости. Формирование стиля руководства – сложный процесс, в котором присутствует большое количество факторов.
Отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.
На
формировании стиля руководства
сказывается также уровень
Практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно преодолеваются административные методы управления.
Как совокупность конкретных способов воздействия руководителя на подчиненных, стиль руководства зависит от ряда объективных и субъективных факторов [1]:
1.
Личный стиль руководителя, определяемый
его индивидуальными
2.
Характер деятельности
3.
Психологические
4. Особенности ситуации.
5.
Преобладающая система
6.
Господствующий политический
7.
Та или иная комбинация
В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей.
Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, максимально использовать подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Он должен научиться пользоваться всеми стилями и методами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации [3]. «Эффективный руководитель формируется в процессе организационного и группового развития, выступая в качестве лидера. Движущая сила его развития – беспощадный самоанализ, непрерывное самообучение, уверенность в себе, энтузиазм»
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.
Об эффективности того или иного стиля судят по следующим показателям [1]:
• общим результатам деятельности организации (темпам роста, производительности, норме прибыли и пр.);
• динамике затрат (времени, материальных и денежных средств);
• четкости рациональности действий персонала;
• морально-психологическому климату, внутренней конфликтности, состоянию трудовой и исполнительской дисциплины;
• уровню инициативы и творческой активности исполнителей;
• восприятию руководителей коллективом и окружением.
По характеру воздействия на подчиненных можно выделить: авторитарным (автократический, директивный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский, пассивный) стили. Их концепция, в основном сформулированная одним из крупнейших психологов XX в. К. Левином, является общепризнанной [1].
В зависимости от носителя стили руководства могут быть общими (для организации в целом), групповыми или индивидуальными (личными).
По форме организации деятельности подчиненных стиль руководства бывает деловым (рациональным), бюрократическим, попустительским.
По способу передачи решений выделяют побуждающий; убеждающий; уговаривающий; понуждающий; принуждающий стили.
Исходя из возможности одновременного использования, стили делятся на одномерные (применяется только один какой-то стиль, в принципе исключающий остальные) и биполярные, где в той или иной степени присутствуют элементы двух стилей. Эта практика получила в западном менеджменте название «метод двух шляп» [1].
Сегодня распространенным явлением является многомерность стилей, когда по отношению к одним и тем же исполнителям в зависимости от ситуации, решаемой задачи и пр. могут применяться различные стили руководства.