Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:38, курсовая работа
В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля и метода руководства. Умение руководить людьми включает в себя целый ряд качеств. Успех работы менеджера зависит от многих обстоятельств: содержание задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и т.п.. Вопросы «когда и какой стиль управления применять?», «какой управленческий метод наиболее приемлем?» являются наиболее сложными в менеджмент
В
ходе написания курсовой работы было
проведено практическое исследование
посредством разнообразных
Цель данного исследования – определение стиля руководителя и выявление практическим путем (посредством многочисленных и разнообразных тестов и опросников) характерных для данного стиля черт и качеств.
Объект
исследования – менеджер среднего
звена одного из крупных промышленных
предприятий Саратовской
В ходе исследования первоначально был определен стиль менеджера с помощью теста А. Л. Журавлева. Согласно результату теста для менеджера данного предприятия характерен коллегиальный (демократический) стиль руководства, который включает в себя умение руководителя правильно и четко делегировать поручения, считаться с мнением коллектива по особо важным для предприятия вопросам, отстаивать интересы подчиненных и поддерживать благоприятный морально – психологический климат в коллективе.
Для
исследуемого свойствен высокий
уровень коммуникативных
У данного менеджера - высокие запросы, бывает самоуверен, любит подчеркнуть собственное «я». Умение управлять собственными эмоциями и склонность к анализу своих поступков приводят к тому, что необходимость руководить другими, не принимает у него крайние формы. Менеджер любит ходить «непроторенными» путями, имеет собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Не любит навязывать себя другим и с трудом им подчиняется; ему безразлично то, что о нем говорят другие, в тоже время имеет склонность критиковать других.
Согласно тесту Е. Жарикова исследуемому свойственно в равной степени проявление как административных, так и лидерских качеств.
Менеджер склонен принимать нестандартные решения в обыденных ситуациях, что обусловлено определенной степенью одаренности, наличия творческого потенциала.
Объект
исследования – организованный руководитель.
Он считает самоорганизацию
Руководителя любят и начальство, и коллеги. При всей сложности работы ему удается сохранять постоянно хорошее настроение. У окружающих его людей, в том числе и у новичков, заслуженно пользуется уважением и симпатией.
Согласно результатам теста К. Томаса, в конфликтных ситуациях менеджер стремится достигнуть компромисса, идет на сотрудничество и только в некоторой степени ему свойственно противоборство.
Результаты анализа ограничений качеств показывают, что сильными сторонами данного менеджера являются:
- способность управлять собой;
- умение влиять на окружающих;
- хорошие навыки решения проблем;
- творческий подход к управлению;
- способность руководить.
Тем не менее, у него слабо развито умение обучать подчиненных.
Боязнь потерять свой авторитет воспринимается многими менеджерами чаще всего как личная трагедия. Такое болезненное восприятие условно получило название «комплекс угрожаемого авторитета». Автор теста (Януш Рейковский) определил основные симптомы данной болезни:
Согласно результатам тестирования исследуемый менеджер очень осторожен, однако исключить у него предрасположенность к данной болезни нельзя.
Тест ленинградского промышленного психолога А. А. Ершова позволил выявить ориентацию менеджера в процессе управления. Так, согласно результатам тестирования, объект исследования в равной мере в процессе управления ориентирован на интересы дела и на отношения с людьми, на поддержание благоприятного морально–психологического климата в возглавляемом им коллективе.
По результатам данных многочисленных тестов и опросников можно сделать вывод, что отдел слажен и хорошо управляется. Каждый из подчиненных знает свое дело, а в случаях «замешательства» обращается за квалифицированным советом к руководителю. В коллективе царит благоприятный морально–психологический климат, что положительно влияет на продуктивность и эффективность работы отдела.
В
целом, положительные качества менеджера
«перекрывают» его
1. Стремись к горизонтальной карьере, а не наверх. Стань профессионалом, будь незаменим в своем деле.
2. Управляй из любой точки. Необходимо уметь управлять любым объектом. Компетентность, энергия, воля сделают вас лидером, дадут реальные возможности влиять на дело.
3. Радуйся неудаче. В любом поражении нужно найти плюсы и использовать их. Именно неудача позволит лучше узнать себя.
4. Умей учиться у каждого. Наблюдай, анализируй, учись.
5. Ставь большую цель. Без этого не стать большим лидером.
6. Не жалуйся и не проси.
7. Быть, а не казаться. Деловой человек должен стремиться к внутреннему благополучию.
8. Стремись реализовать интересы других.
9. Умей подчиняться.
10.
Твоя сила – в твоей
команде.
С
моей точки зрения, суть руководства
заключается в диалектическом единстве
групповой самоорганизации
Как видно, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным руководителем в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками.
Каждому
из сложившихся методов
Кроме того, метод управления
является более подвижным и
чувствительным к новым
Единство
методов и стиля руководства состоит в
том, что стиль служит формой реализации
метода. Руководитель с присущим только
ему стилем руководства в своей деятельности
может использовать различные методы
управления (экономические, организационно-
Методы
руководства являются основой и
одним из важнейших факторов, формирующих
стиль управления как совокупность
конкретных способов, с помощью которых
происходит взаимодействие руководителей
и подчиненных.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Сравнительная
характеристика авторитарного
и демократического
стилей.
Характеристики |
Стиль руководства | |
Авторитарный
(директивный) |
Демократический | |
«Кредо»,
принцип Авторитет Степень организованности Вид решения Вид распоряжений Делегирование
полномочий Вид контроля |
Руководитель
– повелитель; руководимый –
подчиненный
По должности (формальный) Детальная организация исполнения работ Единоличные решения Приказ Делегируются только исполнительские задачи и ответственность за них Контроль исполнения |
Руководитель
– координатор;
Руководимый - партнер По работе (реальный) Гибкие
организационные рамки Коллегиальные решения Просьба Делегируется
общая задача и общая ответственность Контроль результата |
Приложение
4.