Стили и методы руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля и метода руководства. Умение руководить людьми включает в себя целый ряд качеств. Успех работы менеджера зависит от многих обстоятельств: содержание задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и т.п.. Вопросы «когда и какой стиль управления применять?», «какой управленческий метод наиболее приемлем?» являются наиболее сложными в менеджмент

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 644.00 Кб (Скачать)

     Практическое исследование.

     В ходе написания курсовой работы было проведено практическое исследование посредством разнообразных тестов, затрагивающих наиболее важные характеристики руководителя и аспекты управленческой деятельности.

    Цель  данного исследования – определение  стиля руководителя и выявление  практическим путем (посредством многочисленных и разнообразных тестов и опросников) характерных для данного стиля черт и качеств.

    Объект  исследования – менеджер среднего звена одного из крупных промышленных предприятий Саратовской области.

    В ходе исследования первоначально был  определен стиль менеджера с  помощью теста А. Л. Журавлева. Согласно результату теста для менеджера данного предприятия характерен коллегиальный (демократический) стиль руководства, который включает в себя умение руководителя правильно и четко делегировать поручения, считаться с мнением коллектива по особо важным для предприятия вопросам, отстаивать интересы подчиненных и поддерживать благоприятный морально – психологический климат в коллективе.

    Для исследуемого свойствен высокий  уровень коммуникативных склонностей  и организаторских способностей. Для него характерен тип «руководитель - организатор»: умеет сконцентрировать силы на наиболее важных проблемах (проблема эффективного подбора и расстановки кадров, проблема разработки и согласования оптимального плана, проблема материально – технического снабжения). Менеджер никогда не идет на поводу у текущих дел, отделяет главное от второстепенного, добивается решения принципиальных проблем. Дела в возглавляемом коллективе идут успешно. Однако есть одно «но» - руководителю в некоторой степени свойствен эффект «запускания» текущих дел. Ему необходимо, перепоручая их заместителям, время от времени контролировать их исполнение.

    У данного менеджера - высокие запросы, бывает самоуверен, любит подчеркнуть  собственное «я». Умение управлять  собственными эмоциями и склонность к анализу своих поступков  приводят к тому, что необходимость руководить другими, не принимает у него крайние формы. Менеджер любит ходить «непроторенными» путями, имеет собственное мнение, которое не всегда совпадает с мнением других. Не любит навязывать себя другим и с трудом им подчиняется; ему безразлично то, что о нем говорят другие, в тоже время имеет склонность критиковать других.

    Согласно  тесту Е. Жарикова исследуемому свойственно  в равной степени проявление как  административных, так и лидерских  качеств.

    Менеджер  склонен принимать нестандартные решения в обыденных ситуациях, что обусловлено определенной степенью одаренности, наличия творческого потенциала.

    Объект  исследования – организованный руководитель. Он считает самоорганизацию неотъемлемой частью собственного «я». Это дает ему несомненные преимущества перед людьми, которые призывают организацию «под ружьё» в случае крайней необходимости. Тем не менее, ему необходимо внимательнее присмотреться к организации личной работы.

    Руководителя  любят и начальство, и коллеги. При всей сложности работы ему удается сохранять постоянно хорошее настроение. У окружающих его людей, в том числе и у новичков, заслуженно пользуется уважением и симпатией.

    Согласно  результатам теста К. Томаса, в  конфликтных ситуациях менеджер стремится достигнуть компромисса, идет на сотрудничество и только в некоторой степени ему свойственно противоборство.

    Результаты  анализа ограничений качеств  показывают, что сильными сторонами  данного менеджера являются:

    - способность управлять собой;

    - умение влиять на окружающих;

    - хорошие навыки решения проблем;

    - творческий подход к управлению;

    - способность руководить.

    Тем не менее, у него слабо развито  умение обучать подчиненных.

    Боязнь  потерять свой авторитет воспринимается многими менеджерами чаще всего  как личная трагедия. Такое болезненное восприятие условно получило название «комплекс угрожаемого авторитета». Автор теста (Януш Рейковский) определил основные симптомы данной болезни:

  • блокировка критической информации, вызывающей сомнения в личном авторитете;
  • избегание ситуаций, в которых может проявиться некомпетентность.

    Согласно  результатам тестирования исследуемый  менеджер очень осторожен, однако исключить  у него предрасположенность к  данной болезни нельзя.

    Тест  ленинградского промышленного психолога  А. А. Ершова позволил выявить ориентацию менеджера в процессе управления. Так, согласно результатам тестирования, объект исследования в равной мере в процессе управления ориентирован на интересы дела и на отношения с людьми, на поддержание благоприятного морально–психологического климата в возглавляемом им коллективе.

    По  результатам данных многочисленных тестов и опросников можно сделать  вывод, что отдел слажен и хорошо управляется. Каждый из подчиненных  знает свое дело, а в случаях  «замешательства» обращается за квалифицированным советом к руководителю. В коллективе царит благоприятный морально–психологический климат, что положительно влияет на продуктивность и эффективность работы отдела.

    В целом, положительные качества менеджера  «перекрывают» его управленческие минусы. Для более эффективного управления исследуемому менеджеру было рекомендовано пользоваться «заповедями современного менеджера», которые включают несколько положений.

    1. Стремись к горизонтальной карьере, а не наверх. Стань профессионалом, будь незаменим в своем деле.

    2. Управляй из любой точки. Необходимо уметь управлять любым объектом. Компетентность, энергия, воля сделают вас лидером, дадут реальные возможности влиять на дело.

    3. Радуйся неудаче. В любом поражении нужно найти плюсы и использовать их. Именно неудача позволит лучше узнать себя.

    4. Умей учиться у каждого. Наблюдай, анализируй, учись.

    5. Ставь большую цель. Без этого не стать большим лидером.

    6. Не жалуйся и не проси.

    7. Быть, а не казаться. Деловой человек должен стремиться к внутреннему благополучию.

    8. Стремись реализовать интересы других.

    9. Умей подчиняться.

    10. Твоя сила – в твоей команде. 

 

    Заключение.

    С моей точки зрения, суть руководства  заключается в диалектическом единстве групповой самоорганизации единоначалия. Необходимость группового творчества при принятии управленческих решений, обуславливается тремя основными моментами. Во-первых, она вытекает из технологических потребностей: процесс разделения труда коснулся не только производственных процессов, но и управленческих операций. Во-вторых, функции анализа, планирования и прогнозирования требуют усилий многих специалистов, имеющих профессиональную подготовку. В-третьих, чем сильнее специализируется производственная и управленческая деятельность, тем труднее задачи координации и распределения отдельных процедур в общем процессе принятия решений.

    Как видно, стиль и метод руководства  существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму  реализации методов руководства, принятую данным руководителем в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками.

    Каждому из сложившихся методов руководства  адекватен вполне определенный стиль  управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается  в личностях, обладающих вполне определенными  качествами.

      Кроме того, метод управления  является более подвижным и  чувствительным к новым потребностям  в сфере управленческих отношений,  чем стиль руководства. Стиль  как явление производственного  порядка в определенной мере  отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ним в противоречие. То есть, вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов  управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.

    Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Руководитель с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).

    Методы  руководства являются основой и  одним из важнейших факторов, формирующих  стиль управления как совокупность конкретных способов, с помощью которых  происходит взаимодействие руководителей  и подчиненных.  
 
 
 
 

 

    Библиографический список.

  1. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: учебное пособие. – М.: Финансы  и статистика, 1998. – 160 с.
  2. Гребцова В.Е. Менеджмент. Серия «учебники/учебное пособие». Ростов - на - Дону: Феникс, 2001. – 288 с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.
  4. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под. ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2003. – 528 с.
  5. Мескон М.Х. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.  – М.: «Дело ЛТД», 1994. – 702 с.
  6. Организация производства на предприятии: учебник для технических и экономических специальностей: Под. Ред. О. Г. Туровца и Б.Ю. Сербиновского, Серия «Экономика и управление». -  Ростов – на – Дону: Издательский центр МарТ, 2002. – 464 с.
  7. Лютенс Ф. Организационное поведение: пер. с англ. 7-го изд. М.: ИНФРА-М, 1999. – XXVIII, 602 с.
  8. Основы менеджмента: учеб. Для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина и др.; Под. ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2002. – 367 с.
  9. Основы менеджмента: учебное пособие /Н.И Кабушкин. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: новое знание, 2002. – 336 с.
  10.   Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб.: СпецЛит, 200. – 700 с.: ил.
  11.   Экономика предприятия: Учебник / Под. ред. А.Е. Карлика, М.Н. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 432 с.
  12.   Экономика предприятия: Учебник / Под. ред.  Проф. Н.А. Сафронова – М.: Юристъ, 2002. – 608 с.
  13.   Менеджмент: Современный рос. Менеджмент /Под. ред. Ф. М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: 1999. – 504 с.
  14.   Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996.
  15.   Ф. Котлер. Основы маркетинга., М.: Прогресс, 1992.
  16.   Вудкон М., Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджмент», М.: «Дело», 1991. – 320 с.
  17.   Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник – 2-е изд. – М.: «ЗАО Бизнес - школа», Интел – Синтез, 2000. – 624 с.
  18.   В.М. Ларин, Ф.М. Русинов, Д.С. Петросян. Кадровые проблемы современного менеджмента / Под. ред. И.М. Германа, Саратов, 1996. – 166 с.
  19. Огарков А. А. Менеджмент в вопросах и ответах. – Волгоград, издательство Гринина А. Е., 2001.
  20. Казанцев А. К., Серова Л. С. Основы производственного менеджмента: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002.
  21. Папкин А. И. Основы практического менеджмента: учеб.пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.
  22. Друкер, Питер Ф. Практика менеджмента. – М.: «Вильямс», 2001.
  23. Производственный менеджмент: Учебник для ВУЗов. Под ред.С. Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.
  24. Теория системного менеджмента: Учебник./ Под ред. П. В. Журавлева. – М.: Издательство «Экзамен», 2002.

   Приложение.

   Приложение 1.

     
 
 
 
 
 

Приложение 2. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3. 

Сравнительная характеристика авторитарного  и демократического стилей. 

 
Характеристики
 
Стиль руководства
Авторитарный

(директивный)

Демократический
«Кредо», принцип 

Авторитет

Степень организованности

Вид решения

Вид распоряжений

Делегирование полномочий 

Вид контроля

Руководитель  – повелитель; руководимый –  подчиненный

По должности (формальный)

Детальная организация исполнения работ

Единоличные решения

Приказ 

Делегируются  только исполнительские задачи и ответственность за них

Контроль  исполнения

Руководитель  – координатор;

Руководимый - партнер

По работе (реальный)

Гибкие  организационные рамки исполнения работ

Коллегиальные решения

Просьба

Делегируется  общая задача и общая  ответственность 

Контроль результата

 
 
 

Приложение 4.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Информация о работе Стили и методы руководства