Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:38, курсовая работа
В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля и метода руководства. Умение руководить людьми включает в себя целый ряд качеств. Успех работы менеджера зависит от многих обстоятельств: содержание задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и т.п.. Вопросы «когда и какой стиль управления применять?», «какой управленческий метод наиболее приемлем?» являются наиболее сложными в менеджмент
В данной ситуации не надо тратить время на налаживание отношений, а сотрудникам в условиях четко сформулированных задач для выполнения работы достаточно указаний. Поэтому руководитель одновременно может придерживаться авторитарного стиля, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания – это далеко не одно и тоже. Первое подчиненные могут воспринять с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и совсем откажутся сотрудничать с руководителем.23
Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, то подчиненные в основном благожелательно выполняют предъявляемые к ним требования. В этих условиях ориентация на организационную сторону может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще ниже. Ориентация же на человеческие отношения может повысить влияние руководителя и улучшить его отношения с подчиненными. Использование этой модели возможно по следующим основным направлениям:
По мнению Фидлера данная модель дает основания для утверждения, что руководитель, несмотря на все сложности, может научиться тому, как эффективнее использовать власть и влияние в различных условиях.24
Модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили в 70-е годы Т. Митчел и Р. Хаус.25 В своей основе она базируется на мотивационной теории ожидания. Исполнители будут стремиться к достижению целей организации тогда, когда будет связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатами работы и вознаграждением, то есть если они получат от этого какую-то личную выгоду. Поэтому основная задача руководителя состоит в следующем:
Модель Митчела и Хауса включает четыре стиля управления, использование которых предопределяется ситуацией, предпочтениями и личными качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах, возможности воздействовать на ситуацию.
Если
у сотрудников большая
Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше использовать «инструментальный» стиль, сходный с ориентированным на создание организационно-технических условий производства. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как необходимо делать и создавали необходимые условия работы.
Там,
где подчиненные стремятся к
высоким результатам и
Стиль руководства, ориентированный на «участие» подчиненных в принятии решений, более всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управленческой деятельности.26 Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи в процессе подготовки и принятия решений.27
В
неоднозначных ситуациях
Другим распространенным подходом к тренингу и развитию стиля менеджмента является подход, названный жизненным циклом, позднее ставшим известным как ситуационный подход к руководству. Он представляет собой развитие схемы «управленческой решетки». Подход Херсли и Бланшара, вслед за теорией «управленческой решетки», выделяет два основных стиля.
Хотя Херсли и Бланшар признают значения и других важных ситуационных переменных. В центре их модели находится именно уровень зрелости членов рабочей группы. Этот ситуационный подход можно изобразить схематически (приложение 7). Ключом к эффективному руководству является умение соотнести ситуацию с адекватным стилем. Модель предполагает четыре стиля управления.
1. Приказной стиль. Этот стиль ориентирован на задачу, слабо ориентирован на отношения и эффективен при очень низком уровне зрелости исполнителей.
2. Стиль «продажи идеи». Этот стиль ориентирован и на задачу, и на отношения, эффективен при низком уровне зрелости исполнителей. Здесь руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
3. Стиль вовлечения (партисипативный). Он слабо ориентирован на задачу, в основном ориентирован на отношения, эффективен при высоком уровне зрелости исполнителей. Они сами прекрасно знают что, когда и как нужно делать, но руководителю следует разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где необходимо без навязчивости помочь.
4. Стиль делегирования. Этот стиль эффективен при очень высоком уровне зрелости исполнителей. В этом случае руководитель может сочетать направление своих усилий, как на решение задач, так и на развитие человеческих отношений.
Теоретические основы этой концепции считаются «слабыми», потому что ее авторы не выработали последовательной и ясной логики, определяющей соответствующие гипотетические взаимосвязи; сильно упростили ситуацию, формально признавая лишь зрелость исполнителей.
Как и концепция управленческой решетки, эта модель не проверена. В одном из обзоров, где данный подход рассматривался со всех сторон, особенно серьезной критике подвергся инструментальный, предложенный Херсли и Бланшаром для измерения эффективности руководителя, а эмпирическая проверка не подтвердила ни их основополагающих тезисов, ни прогнозов. Менеджеры проявляют большой интерес к этой модели в связи с ее относительной простотой и значительной гибкостью в выборе необходимого стиля в соответствии со степенью зрелости исполнителей.
Одной из наиболее современных является модель стилей руководства, предложенная американскими учеными В. Врумом и Ф. Йеттоном.29 По их мнению, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления.
При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:30
В зависимости от этих критериев руководитель использует пять перечисленных выше стилей управления. Одной из отличительных особенностей модели является то, что в целом она делает большой упор на изучение ситуации, чем личности руководителя.
Все рассмотренные модели ситуационного менеджмента главное внимание обращают на воздействие внешних факторов и, дополняя друг друга в понимании сущности управления, предлагают различные стили руководства и обосновывают эффективность их применения.
Вместе с этим модели имеют существенные отличия по набору характеристик, лежащих в их основе: рассмотренные управленческие стили, ситуационные факторы, эффективность руководства и др. Поэтому предложенные модели могут по-разному использоваться в ситуации, необходимой для руководства организацией (модель Врума - Йеттона) и для совершенствования собственного (индивидуального) стиля работы (модели Фидлера, Митчела – Хауса, Херсли - Бланшара).
В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, то есть обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководства и руководитель являются слова лидерство и лидер.31
Первыми авторами, которых заинтересовал феномен лидерства, были древние греки и израильтяне. Первая книга, в которой систематически излагались вопросы лидерства, книга греческого писателя, философа и историка Ксенофонта.32
Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы подчиненных, направляя их усилия на достижение целей организации.
Эффективное руководство на каждом уровне организации невозможно без всего того, что связано с представлениями о власти, влиянии руководителей на других людей, лидерстве. Данное обстоятельство было открыто задолго до того, как менеджмент сформировался в самостоятельную, учебную дисциплину, и появилась профессия «менеджер».
Практические
управленцы нередко полагают, что
обладание властью и
- коммуникации по схеме «лидер - последователи»;
-
разработка перспективных и
- доверие к лидеру основанное, на его истинном авторитете;
- гибкость управления на основе предвосхищения проблем.
В рамках эффективного лидерства используются следующие формы власти, воздействующей на поведение и деятельности подчиненных:33
- экспертная власть - основана на признании лидера авторитетом в профессиональной области;
- власть примера – одна из наиболее мощных по своему воздействию, так как является производной от «обожания» лидера со стороны членов коллектива;
- власть должностного авторитета – подкрепленная авторитетом личностных качеств, наиболее продуктивна, так как экономит время, силы и ресурсы на организации дела и убеждении людей, добровольно следующих за авторитетным лидером;