Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:38, курсовая работа
В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля и метода руководства. Умение руководить людьми включает в себя целый ряд качеств. Успех работы менеджера зависит от многих обстоятельств: содержание задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и т.п.. Вопросы «когда и какой стиль управления применять?», «какой управленческий метод наиболее приемлем?» являются наиболее сложными в менеджмент
Федеральное агентство образования Российской Федерации
на тему:
“Стили и методы руководства”.
Выполнила:
Глухова Н.Н.
Проверил:
2005
Содержание
В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля и метода руководства. Умение руководить людьми включает в себя целый ряд качеств. Успех работы менеджера зависит от многих обстоятельств: содержание задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и т.п.. Вопросы «когда и какой стиль управления применять?», «какой управленческий метод наиболее приемлем?» являются наиболее сложными в менеджменте.
Готовность
многих людей брать на себя инициативу,
выполнять функции
Тема курсовой работы является актуальной, поскольку компетентное использование стиля и метода руководства в совокупности является приоритетом отнюдь немногих руководителей, стремящихся достичь максимально возможной и эффективной деятельности предприятия.
Цель курсовой работы – детальное изучение стилей и методов руководства, грамотное применение которых, имеет своим следствием преуспевающую организацию.
Для этого решались следующие задачи:
- исследование особенностей стилей и методов управления;
- рассмотрение перспективного развития методов и стилей руководства;
-
исследование концепций стилей управления.
Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – это своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Стиль руководства – это процесс согласования работы своих подчиненных. Успех применения того или иного стиля зависит от многих обстоятельств: содержание задачи и сроков ее решения; личности руководителя; особенностей коллектива и исполнителя; специфики «текущего момента» и др. факторов.
Одним из решающих факторов эффективного управления является наличие системы влияний менеджера на персонал посредством применения различных приемов, способов и методов воздействия. В совокупности эти привычные для менеджера способы и методы влияния на подчиненных образуют соответствующий стиль руководства. Стиль деятельности менеджера зависит от его управленческой подготовленности, личностных черт, особенностей управляемого объекта и характеристик подчиненных. В свою очередь стиль руководства в значительной мере определяет авторитет менеджера и степень достижения им уровня реального лидерства в коллективе.1
Под стилем понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая повлиять на них и заставить делать то, что в данный момент необходимо.
Исследования показывают, что стиль руководства и успешность индивидуальных возможностей на подчиненных зависят от:
Существуют две основные "стилевые шкалы":
1)
"шкала власти", диапазон которой
простирается от полной
2)
"шкала предпочтений", на которой
отражается отношение
Выделяют составляющие стиля руководителя:
Таким образом, стиль руководства должен быть стилем лидерства.
Как видно, стиль руководства - явление строго индивидуальное, поскольку он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К. Левиным, который выделил авторитарный, демократический и анархический (либеральный) стили. Данный подход и положен автором в основу классификации стилей руководства.4 В настоящее время существует целый ряд теорий об основах формирования управленческих стилей. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные», то есть обусловленные одним каким – то фактором, и «многомерные», то есть учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель - подчинённый», стили управления.5
К «одномерным» стилям управления относятся: авторитарный (или директивный), демократический и либеральный (попустический).
Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчинённым, категоричен, часто резок с людьми. Всегда что- нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. То есть, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.
Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления. Всё новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами.6 То есть вся власть сосредоточена в руках руководителя- автократа. Даже размещение людей в процессе проведения совещаний подчинено его идеологии (все постоянно должны быть на виду) (приложение 1). Это создает напряженную обстановку, так как подчиненные в этом случае желали бы избежать тесного контакта с таким менеджером.
Руководитель становится автократом тогда, когда он по своим качествам стоит ниже людей, которыми руководит, или если его подчинённые имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Данный стиль не стимулирует инициативу подчинённых, она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. В таких условиях естественно отсутствует удовлетворённость трудом, поскольку подчинённые автократу сотрудники считают, что их творческие силы не находят должного применения.7
Менеджер,
использующий преимущественно демократически
Демократический менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создаёт непринуждённую обстановку при обсуждении проблем развития организации (приложение 2).
Как видно, приёмы и способы воздействия на подчинённых у автократа и демократа существенно разнятся (приложение 3).
Руководитель с либеральным (невмешательским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчинёнными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Отличает либералов безынициативность, неосмысленное исполнение директив выше стоящих органов управления.8
Из имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают просьбы и уговоры. При выполнении управленческих функций пассивен, можно сказать «плывёт по течению». Менеджер – либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчинённых.
Мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения. Следствием этого может быть панибратство, а «дистанция» руководителя со своими подчинёнными на работе крайне незначительна. В конечном счете, руководитель либерального стиля не проявляет сколь - нибудь выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчинённых и, как следствие, его управленческая деятельность не результативна. В конечном итоге все сводится к технологии принятия управленческих решений, в частности менеджер:
Исследования немецких учёных выявили зависимость между результатами труда и стилем руководства. Эффективность различных стилей оценивалась в течение трёх лет. Самые высокие результаты у коллектива, где преобладает демократический стиль руководства, и самые низкие – либеральный и авторитарный (приложение 4).
Исследовались производительность труда, психологический климат, текучесть кадров и прибыль.9
Отечественный учёный Э. Старобинский «одномерные» стили управления рассматривал в виде таблицы (приложение 5). 10 Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей «в чистом виде» встречается крайне редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.