Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:38, курсовая работа
В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля и метода руководства. Умение руководить людьми включает в себя целый ряд качеств. Успех работы менеджера зависит от многих обстоятельств: содержание задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и т.п.. Вопросы «когда и какой стиль управления применять?», «какой управленческий метод наиболее приемлем?» являются наиболее сложными в менеджмент
- власть информации – постоянно растет: руководитель влияет зачастую на сотрудников, пользуясь эксклюзивным правом держать в своих руках информационные потоки;
- принятие решений – одна из основных форм власти, так как, несмотря на коллективную подготовку решения, лидер берет бремя ответственности на себя за выбор и реализацию окончательного варианта действий из имеющихся альтернатив;
- вознаграждение и наказание – в эффективном лидерском стиле реализуется, в основном, как правило, включать подчиненного в группу, предоставляя ему возможности для самореализации, либо отстранять его от работы или ограничивать его полномочия;
- власть управления ресурсами будет постоянно расти, поскольку именно она является основным средством достижения индивидуальных и командных целей, а потому – это возможность влиять на личные цели через механизм перераспределения ресурсов;
-
власть деловых связей
– является зачастую доминирующей над
остальными, позволяя лидеру привлекать
к реализации планов команды свои связи
в деловом мире, а также использовать структуру
сетевого маркетинга для повышения мобильности
деятельности коллектива.34
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.35
В системе менеджмента методы занимают особое положение, поскольку они имеют сугубо практическое применение. Именно с помощью методов современные руководители воздействуют на управляемые объекты для преобразования их из исходного состояния в желаемое. Методы – это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой с одной стороны. Процесс реализации функций менеджмента, а с другой, процесс воздействия на персонал фирмы с целью активизации его работы и придания ей творческого характера. Эта особенность предполагает использование в менеджменте методов двоякого рода.
Первые из них – это методы реализации управленческих функций, вторые – методы воздействия на деятельность фирмы, организаций в целом и их персонал, включая каждого отдельного работника. Естественно, для менеджмента приоритетное значение имеют методы воздействия на подчиненных, поскольку главная задача современного руководителя заключается в обеспечении высокопродуктивной деятельности каждого работника, независимо от его должности и рода выполняемой в организации работы.36
Исключительная роль и действенность методов менеджмента определяется тем, что они направлены на интересы отдельных работников и фирм в целом. Именно потому, что интересы управляют поступками и поведением подчиненных, этот элемент системы менеджмента приобрел такое важное практическое значение в управленческой деятельности. Из этого объективно следует, что эффективность методов менеджмента зависит от того, насколько они улавливают интересы людей и в какой мере их удовлетворяют.37
В
связи с этим в теории менеджмента
выделяют ряд требований, предъявляемых
к свойствам методов
- методы должны быть объективными, соответствовать законам, на которых базируется управленческая деятельность;
-
методы должны представлять
- методы должны обеспечивать гармоничное сочетание личных, коллективных, государственных и общественных интересов.
Рассматриваемые мною методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.38
Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач.
Методы должны обеспечивать:
Принципы формирования методов управления следующие:
Механизм выбора методов управления включает следующие действия:39
В свою очередь механизм оценки управленческих решений предполагает следующие положения:
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентировано на систему (объект) управления (фирма, отдел и т.д.).
Содержание – это специфика приёмов и способов воздействия.
Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.
Направленность методов управления всегда одна и та же – они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.
Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определённым образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
Объективной
основой использования организа
Организационные методы – способы воздействия на организационные интересы людей. Они базируются на объективных законах эффективной организации человеческой деятельности, естественных потребностях протекания жизнедеятельности в упорядоченной определенным образом среде.
Данные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.42
В рамках организации возможны три формы проявления организационно – административных методов:
По своему функциональному назначению эта группа методов управления подразделяется на три подгруппы:
Организационные методы формируют работоспособную систему управления, которая противостоит постоянно изменяющейся внешней и внутренней среде предприятия и сохраняет саму себя. Кроме этого, она имеет механизмы, обеспечивающие развитие и самоорганизацию.43
Функциональное назначение организационно – стабилизирующих методов заключается в установлении долговременных организационных отношений и связей в системах управления между исполнителями управленческих работ (отдельными подчиненными или их группами), а также между самостоятельными субъектами хозяйствования на договорной основе. Эти долговременные и организационные отношения и связи формируются следующими методами: разработкой структур и штатов предприятия и утверждения их в установленном порядке с целью придания юридической силы; составлением положений об исполнителях (отделах, службах или отдельных подчиненных); установлением регламентов времени.
В рыночной экономике особое значение придается такому организационному методу долговременного объединения подчиненных, как разработка концепций управления фирмами. Они представляют собой свод основных правил деятельности персонала, менеджеров, соблюдение которых обязательно для всех работников. Невыполнение этих правил влечет за собой немедленное прекращение трудовых отношений между фирмой и наемным работником. Правовой основой такого исхода является факт подписания поступающим на работу в фирму контракта, в котором он обязуется неукоснительно соблюдать концепцию управления фирмой. Такой организационный способ поддержания стабильности взаимоотношений наиболее эффективен там, где подчиненные усвоили и готовы придерживаться единых ценностей и социально – психологических установок, которые, в свою очередь, гарантируют им высокие стандарты благополучия и социальной защищенности в период трудовой жизни и в пенсионном возрасте. Отечественная практика управления, менталитет постсоветских людей, их отношение к общественной собственности как к ничейной или чужой в нынешний переходный к рыночной экономике период в полной мере не позволяют, к сожалению, использовать столь действенный инструмент цивилизованной зарубежной управленческой культуры. Нужны ещё годы и годы для создания упомянутых выше объективных условий.
Функциональное назначение организационно – распорядительных методов заключается в действиях субъектов управления, направленных на устранение возникающих отклонений от запланированного, установленного режима функционирования организации – системы, выработку и осуществление реакции на внешние и внутренние изменения ситуации или среды, в которой протекает жизнедеятельность фирмы. Распорядительное воздействие может осуществляться как в устной форме, так и в виде документа. Последнее позволяет более четко учитывать и контролировать исполнение распоряжений.44