Стили и методы руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название управленческого стиля и метода руководства. Умение руководить людьми включает в себя целый ряд качеств. Успех работы менеджера зависит от многих обстоятельств: содержание задачи и сроков ее решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и т.п.. Вопросы «когда и какой стиль управления применять?», «какой управленческий метод наиболее приемлем?» являются наиболее сложными в менеджмент

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 644.00 Кб (Скачать)

    Организационно  – дисциплинарные методы предназначаются для недопущения в будущей деятельности отклонений от установленного режима работы организации. При этом подбираются способы, которые призваны исключать несоблюдение трудовой, производственной и технологической дисциплин, режима трудового распорядка и других нарушений. Главное внимание здесь концентрируется не на определении меры вины и наказания работников, а на выявлении глубинных причин сложившейся ситуации, выработке действенных и реальных способов неповторения нарушений в дальнейшей работе.

   В общем, виде система организационно- административных методов  может  быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие  на структуру управления (регламентация  деятельности и нормирование в системе  управления) и на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).45

   В практике управленческой деятельности  административное воздействие связано  с тремя типами подчинения:

  1. вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим  «сверху»;
  2. пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
  3. осознанное, внутренне обоснованное.

      В целом организационно - административные методы руководства существуют в форме организационного и распорядительного воздействия.

    Экономическим методам управления отводится центральное место, поскольку отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

    Экономические методы – способы воздействия на имущественные интересы отдельных работников и их объединений. Они не только по – прежнему сохраняют своё приоритетное положение в системе методов, но и в условиях рыночной экономики действительно выполняют роль базовых способов влияния на поведение работников, активизируют их труд, повышают деловую активность предприятий, фирм. В основе этих методов лежат объективные экономические законы, специфические законы рыночной экономики, а также принципы вознаграждения за труд, имеющие определенные особенности в каждой форме.46

    Особенностью  использования экономических методов  является обязательное сочетание имущественных стимулов с санкциями за невыполнение договорных обязательств.

   Перестройка экономического механизма по  совершенствованию  планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые  социально- экономические предпосылки  реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых бы они могли максимально полно учитывать экономические последствия их управленческой и производственной деятельности.47

   В отличие от организационно- административных  экономические методы руководства  предполагают разработку общих планово- экономических показателей и  средств их достижения. Это своего рода  экономический механизм в  хозяйственных отношениях.

   В условиях рынка экономические методы получат  дальнейшее развитие, расширится сфера их  действия, будет преодолен  формальный хозрасчет, повысится действенность  и результативность экономических  стимулов, что позволит поставить  каждого работника, и каждый коллектив в такие экономические условия при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными. Используя  личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед  той или иной организацией.48

    Социальные методы это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций с целью активизации его деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенность этих методов – их общность. В удовлетворении интересов этой группы заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы – это одновременно и воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения. Существует комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи — это: социальные исследования, планирование и регулирование.49

    Социальные  исследования — это методы изучения социальных интересов персонала Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (например, жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала и др.). На основе такого изучения разрабатывается программа удовлетворения этих потребностей.

    Социальное  планирование — это метод планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, структуры персонала, выявляемых в процессе социальных исследований. Реализуется оно путем разработки внутрифирменного плана удовлетворения выявленных потребностей с учетом экономических возможностей фирмы. Как правило, такой план составляется на один год и (или) 4-5 лет.

    Социальное  регулирование  представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и руководители, и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы.

    Необходимо  подчеркнуть, что социальное регулирование  трудовых коллективов осуществляется с помощью и других методов. Среди  них: способы повышения социально-производственной активности (внутри- и межфирменный обмен опытом в различных формах с учетом соблюдения коммерческих тайн); методы социальной преемственности (процедуры принятия новых работников в состав фирмы, проведение дней фирмы в честь знаменательных дат и событий, организация конкурсов профессионального мастерства, процедуры проводов работников с большим стажем работы в фирме на заслуженный отдых и др.); методы социального нормирования (установление правил этикета, традиций, внутреннего распорядка работы фирмы, мер дисциплинарного воздействия к несоблюдающим концепцию управления фирмой).

    Психологические методы — это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей. Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием условий, при которых личность работника максимально раскрывается и в своей деятельности активно использует творческий потенциал и энергию для блага всей фирмы.50

    Как и другие виды методов, психологические  способы и приемы воздействия  на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности и др. Все эти виды интересов могут быть удовлетворены с помощью очень различных методов, порой носящих сугубо индивидуальный характер в каждой отдельной фирме.

    Психологические методы не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но их воздействие на людей имеет   высокую   результативность.   Различают   следующие группы психологических методов:51

    - методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность  людей  и группе, их психологическую совместимость. Исходя из целей совместной деятельности и ее характера, подбираются ее участники, обосновываются параметры  их свойств и в соответствии с ними окончательно комитуется группа;

    - методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений между руководителя ми и подчиненными. Главная роль в формировании таких взаимоотношений возлагается на руководителей, обладающих определенной властью или полномочиями в процессе осуществления управленческой работы. Основная задача при этом сводится к созданию yусловий, которые позволяют общаться в системе «руководитель — подчиненный» непринужденно, откровенно, полностью раскрывать интеллектуальный потенциал, проявлять энергию и творческий подход к выполнению функциональных обязанностей;

    - методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает трудовая деятельность. Это относится к цветовой окраске помещений, музыкальному сопровождению при однообразной работе, устранению   монотонности   рабочих   процессов,   повышению уровня их творческого содержания для более полного удовлетворения профессиональных интересов;

    - методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников формируются в зависимости от индивидуальных способностей работников и от их эффективного применения в фирме.

    Менеджеру необходимо дифференцировать свое влияние, выбирая метод, соответствующий  личностным характеристикам подчиненного и конкретной управленческой ситуации.

    Анализ  практики управления персоналом позволяет выделить пять основных методов влияния руководителя на подчиненных.52

    1.Метод  властного влияния. Этот метод базируется на применении руководителем властных полномочий. Метод необходим при воздействии на недобросовестных подчиненных, нарушающих служебную дисциплину и законность. Однако принуждение формирует страх перед возможным наказанием за совершенные ошибки и меняет мотивацию труда. Это может привести к перестановке, потере инициативы в работе, излишнему формализму и боязни самостоятельного принятия решения. Поэтому стиль работы руководителя, базирующийся, в основном, на этом методе, вольно или невольно снижает производительность деятельности и качество труда подчиненных. Руководитель должен применять этот метод с обязательным учетом индивидуальных психологических характеристик подчиненных.

    2.Метод  вознаграждения (поощрения). Сущность данного метода заключается в положительном подкреплении поведения работника, основанном на объективной оценке  достигнутых им результатов в деятельности. Применение вознаграждения  эффективно при соблюдении следующих правил: индивидуализация вознаграждения; соответствие стимула достигнутым успехам; гласность при объявлении поощрения; наращивание стимулов в связи с достижениями в работе; учет ожиданий работников при выборе вознаграждения.

    3. Метод примера  (харизмы). Этот метод основан на позитивном влиянии профессионально – личностных качеств и способностей руководителя в отношении подчиненных. Авторитет руководителя, как показывают исследования, обладает определенными элементами внушающего воздействия и заставляет подчиненных неосознанно подражать манерам поведения своего непосредственного начальника.

    4. Метод влияния  через участие  подчиненных в  управлении. Привлечение работников к участию в управлении, в том числе к подготовке вариантов и принятию управленческих решений, оказывает позитивный эффект. Большое значение для привлечения подчиненных к участию в управлении играет система обоснованного и своевременного делегирования полномочий.

    5. Метод убеждения. Метод основан на логике и аргументации своей точки зрения руководителем. Начинается убеждение с попытки понять точку зрения подчиненного, его мотивацию поведения и позицию. Практика показывает, что неэффективность убеждения зависит от двух основных ошибок: отсутствие обратной связи с подчиненными и неумение выслушивать подчиненных.

    Вывод.

    Проблема  методов управления  всегда была актуальной. Переход нашей страны к рыночной модели экономики  перевернул многое в этом вопросе. Тема является очень злободневной и острой, так как затрагивает практически все сферы  экономической жизни   современного общества.

    Ограничением  для свойств и силы действия методов  управления является объективные экономические, организационные, психологические  законы, действующие в стране социальные нормативы, этические нормы, а также законодательные акты директивных органов.

    Условием  эффективности применения методов  управления выступает их комплексное  использование, направленное на одновременное удовлетворение объективно присуще подчиненным экономических (имущественных), организационных, социальных и психологических интересов. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стили и методы руководства