Совершенствования структуры управления предприятием и выявить резервы по сокращению расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – произвести анализ и дать рекомендации по совершенствованию структуры управления предприятием и выявить резервы по сокращению расходов на содержание аппарата управления.
Объектом исследования выбрано предприятие ООО «Жилищное строительство». При выполнении курсовой работы были задействованы следующие источники информации: Устав организации, налоговая декларация, производственные планы, бухгалтерская документация, научная литература по теме исследования.

Работа содержит 1 файл

АУП, наброски.docx

— 100.08 Кб (Скачать)

За 2010 год балансовый убыток по ООО «Жилстрой» составил 729 тыс. руб, в том числе:

от выполненных  работ          убытки     1248 тыс. руб.

от прочей деятельности        прибыль     689 тыс. руб.

 На финансовые  результаты дополнительно отнесены  расходы на сумму 170 тыс. руб., в том числе:

премия  к празднику     77,5 тыс. руб.

материальная  помощь     26 тыс. руб.

штраф                                                       3,2 тыс. руб.

вода      3,1 тыс. руб.

матер. помощь пенсионерам     26,6 тыс. руб.

пени      20,6 тыс. руб.

премия  к юбилею         13 тыс. руб.

ИТОГО 170 тыс. руб. 

   Стоит обратить внимание, что убытки порой  накапливаются по не столь важным показателям для строительной организации, но они в ней существуют и оказывают не столь позитивное влияние. По мнению директора, премиальные выплаты и выплаты материальной помощи -  это необходимо для стимулирования работы служащих и работников, особенно в новой организации. Это правильно, если прямо пропорционально будет увеличиваться производительность труда, что показывает эффективность работы предприятия и ведет к увеличению прибыли. На практике первый год существования в таком режиме не привел к получению прибыли, но, хочется отметить, что с новыми организациями наблюдается постепенный темп роста в последующие года существования – это вполне нормальное явление.

   Штатное расписание – это организационно-распорядительный документ, отражающий структуру организации. В нем содержится полный перечень должностей с указанием их количества и размеров окладов и различных  премий и надбавок, которые существуют в данной организации по отношению  к той или иной должности.

   Другими словами штатное расписание –  это внутриорганизационный нормативный  документ, четко отражающий структуру  предприятия, в него включен перечень подразделений предприятия, наименования должностей, информацию о количестве единиц в штате, размеры всех должностных  окладов, дополнительных выплат и надбавок, а так же месячный фонд заработной платы.

  На  практике отсутствие у предприятия  или компании штатного расписания проверяющие органы воспринимают как нарушение законодательства о труде и охране труда, за которое должностное лицо может быть привлечено к материальной ответственности на сумму от 500 до 5000 рублей, а организация – на сумму от 30000 до 50000 рублей согласно статьи 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации. Отказ от составления штатного расписания чреват и другими последствиями. К примеру, в случае увольнения сотрудников по сокращению штата и подачи с их стороны заявления в суд на работодателя, последнему будет довольно сложно доказать, что увольнение работника действительно было оправданным.

  Таким образом, настоятельно рекомендуется  всем работодателям не пренебрегать составлением штатного расписания как и поступили в ООО «Жилстрой». (Приложение 7)

   Величина  административно-управленческих расходов в основном определяется численностью административно-управленческого персонала. Снижению административно-управленческих расходов способствуют мероприятия, направленные на: упрощение структуры управления, сокращение численности административно-управленческого  персонала, улучшение организации  и технической оснащенности их труда. Подробнее рассмотрим эффективное  управление предприятием и мероприятия по снижению расходов на аппарат управления в следующей главе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3 Основные направления  совершенствования  управления предприятием  и снижение расходов  на содержание  аппарата управления  

   3.1 Теоретические основы  функционально-стоимостного  анализа

   В настоящее время актуален вопрос о том, чтобы темпы роста расходов на управление предприятием не превышали  темпов роста объемов производства и уровня качества выпускаемой продукции. Преодолению затратного подхода  способствует применение метода функционально-стоимостного анализа (ФСА) в практике деятельности предприятия. ФСА позволяет избежать излишних расходов на управленческий аппарат. Этот метод широко применяется  в ряде отраслей промышленности при  проектировании и модернизации конструкций  изделий, совершенствовании технологии их производства, стандартизации и  унификации продукции, организации  основного и вспомогательного производства.

   С целью решения задачи создания надежно  действующего противозатратного механизма функционирования предприятия широко применяют ФСА при совершенствовании системы управления. Применение метода обеспечивает экономичность, оперативность, высокое качество работы и простоту аппарата управления при сокращении расходов на его содержание, а значит, открывает новые возможности в условиях полного хозрасчета и самофинансирования. 

   3.1.1 Сущность и принципы  ФСА

   ФСА может быть использован для решения вопросов совершенствования организационной структуры аппарата управления, уточнения функций отдельных подразделений и должностных лиц, повышения качества процессов обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений, улучшения кадрового, информационного и технического обеспечения системы управления производством, регламентации процессов управления.

   ФСА системы управления предприятием –  метод технико-экономического исследования функций, направленный на поиск путей  снижения затрат на управление в целях  повышения эффективности производства.

   ФСА основывается на следующих принципах  системного и функционального подхода, принципе соответствия степени значимости функций затратам и уровню качества их реализации, принципе коллективного  творчества.

   Системный подход требует анализа сферы управления предприятия как целостной системы, состоящей из подсистем и элементов. Этот подход предусматривает изучение связей внутри звеньев управления и производством, которые находятся во взаимодействии, а также внешних взаимоотношений с системой управления более высокого уровня и смежными системами.

   Функциональный  подход позволяет представлять систему  управления как комплекс выполняемых  функций. Исследованию подвергаются функции  управления, обеспечивающие выработку, обоснование, принятие и реализацию управленческих решений, для достижения результатов – получения запланированного объема и состава потребительных стоимостей при минимальном уровне необходимых затрат на управление и  производство. Главной задачей специалистов является поиск наилучших способов выполнения функций управления.

   Принцип соответствия степени  значимости функций  затратам и уровню качества их реализации заключается в том, что определяются важность каждой функции системы управления в сравнении с другими функциями, фактические затраты на их осуществление и качество их выполнения. Затем происходит сопоставление значимости функций с затратами на их реализацию и уровнем качества их осуществления. Этот прием позволяет дать экономическую оценку существующей и предлагаемой системе управления.

   Принцип коллективного творчества для поиска и выработки наиболее эффективных вариантов совершенствования управления состоит в том, что при проведении ФСА используется различное сочетание интуитивных, дедуктивных и других способов мышления. При этом для решения задач привлекают широкий круг специалистов разного профиля и разных уровней управления.

   Проведение  ФСА осуществляется при:

  • разработке систем управления вновь строящихся предприятий;
  • перестройке органов управления действующих предприятий и объединений;
  • организации системы управления производственных подразделений при их создании или развитии;
  • улучшении форм управления предприятиями в период их реконструкции или технического перевооружения;
  • совершенствовании системы управления предприятиями в результате возникновения каких-либо производственных ситуаций («узких» мест).

   В последнем случае объектом анализа  выступает не вся система управления, а отдельная подсистема (производственное или функциональное подразделение).

   Целью ФСА системы управления предприятием или отдельной его составной  частью является:

   - сокращение затрат на осуществление  функций управления при сохранении  или повышении их качества;

   - повышение эффективности работы  аппарата управления предприятием  для достижения лучших производственных  результатов.

   Основные  задачи функционально-стоимостного анализа:

   - достижение наилучшего соотношения  между эффективностью работы  аппарата управления производством  и затратами на его содержание;

   - снижение себестоимости выпускаемой  продукции и повышение ее качества;

   - повышение производительности труда  аппарата управления и рабочих  производственных подразделений;

   - экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

   - устранение «узких» мест и  диспропорций в управлении и  производстве;

   - улучшение использования производственных  фондов;

   - сокращение или ликвидация брака.

   Организация и проведение ФСА на предприятии  возлагаются на специалистов лаборатории (отдела) НОТ и управления, отдела организации управления, экономической  лаборатории, отдела АСУП, вычислительного  центра, подразделений ФСА. В последнем  случае в состав подразделений ФСА  необходимо ввести штатные единицы  инженеров-экономистов по организации  управления или других специалистов по управлению. 

   3.1.2 Применение функционально-стоимостного анализа к анализу управленческих систем.

   Усложнение  процессов управления является закономерным следствием научно-технического прогресса, который приводит к усложнению процессов  производства и росту расходов на управление. Это обусловливает необходимость  учета и анализа затрат на управленческие услуги.

   Подавляющая часть этих расходов приходится на аппарат управления предприятием. Расходы  на управление предприятием имеют устойчивую тенденцию к росту. На отдельных  предприятиях их темпы превышают  темпы роста объемов производства. Увеличивается и численность  работников аппарата управления, несмотря на постоянное ее ограничение и большие  возможности повышения уровня технической  оснащенности управленческого труда  за счет использования современных  средств АСУ, готовых мощных программных  продуктов и локальных вычислительных сетей.

   Опыт  применения функционально-стоимостного анализа (ФСА) показывает, что имеются большие резервы повышения эффективности производства за счет сокращения расходов на управление им.

   Его реализация позволит повысить экономичность  и эффективность систем управления, обеспечить повышение качества управленческих решений, ускорить темпы роста эффективности  производства.

   Получен эффект связанный со следующими показателями:

   - увеличением оперативности работы подразделений;

   - сокращением затрат на обеспечение функций управления;

   - уменьшением документооборота на предприятии;

   - повышением ответственности сотрудников.

   ФСА является одним из способов оценки эффективности систем и поиска путей  их оптимизации, с целью получения  наибольшего экономического эффекта. ФСА является новым, по сравнению  с остальными методами оценки. Его  преимущества заключаются в новизне  и оптимальности. Думаю, для раскрытия данного метода требуется отдельная курсовая работа, поэтому в своей я решила только напомнить о нем. 

   3.2 Направления повышения эффективности управления предприятием

   В рыночной экономике предприятие  само принимает решения; самостоятельно формирует цели и задачи; разрабатывает  стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников; приобретает  оборудование и материалы; решает множество  структурных вопросов, в том числе  и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и филиалов, вхождение  в состав ассоциаций и других объединений; реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления и многие другие.

     Короче говоря, предприятия приобретают  все черты самостоятельности,  характерные для работы в условиях  рынка. Научно-технический прогресс  превращается в одно из орудий  управленческих нововведений, направленных  на создание условий для эффективной  работы. Все большее значение  приобретает и решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых условиях  ключевое положение в ресурсном  потенциале и по существу предопределяющим  успех организаций в достижении  ее целей. В связи со всем  этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала, от которого зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и, эффективность деятельности всего предприятия.

Информация о работе Совершенствования структуры управления предприятием и выявить резервы по сокращению расходов