Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – произвести анализ и дать рекомендации по совершенствованию структуры управления предприятием и выявить резервы по сокращению расходов на содержание аппарата управления.
Объектом исследования выбрано предприятие ООО «Жилищное строительство». При выполнении курсовой работы были задействованы следующие источники информации: Устав организации, налоговая декларация, производственные планы, бухгалтерская документация, научная литература по теме исследования.
К преимуществам функциональной структуры можно отнести то, что она стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.
Функциональную
структуру целесообразно
Рис.3
Схема функциональной структуры управления
Линейно-функциональная структура является производной от линейной и функциональной структур управления. Преимущества линейно-функциональной структуры в том, что в отделах собраны люди, выполняющие сходные задачи. Организационные структуры большинства предприятий относятся к линейно-функциональным, характеризующимся углублением процесса специализации, расширением и созданием новых подразделений и служб. Такая организационная структура предполагает, что функциональные руководители управляют только своими подразделениям. Управление персоналом осуществляется через их начальников посредством издания приказов и распоряжений. При этом руководители линейных подразделений имеют право на согласование и опротестование проектов функциональных изменений, что приводит к улучшению взаимодействия функциональных и линейных служб.
Преимущества линейно-функциональной структуры:
- применение линейной и функциональной системы;
- оперативное принятие решений при высоком темпе производства и высокой стабильности;
- баланс
линейного и функционального
руководства.
Недостатки структуры:
- сложность вертикальных коммуникаций, различных целей и структурных единиц;
- слабая
ответственность за решение
- плохая
восприимчивость к любым
Рис.4 Схема
линейно-функциональной структуры управления
Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятия, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды.
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.
Структуризация
организации по отделениям производится
обычно по одному из трех критериев: по
выпускаемой продукции или
Дивизиональная
структура существенно ускоряет
реакцию предприятия на изменения,
происходящие во внешней среде. В
результате расширения границ оперативно-хозяйственной
самостоятельности отделения
Рис.5
Схема дивизиональной структуры управления
Адаптивные,
или органические, структуры управления
обеспечивают быструю реакцию предприятия
на изменения внешней среды, способствуют
внедрению новых
5.1 Проектная структура формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.п.
Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями. В их числе ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, четко определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность.
5.2 Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю проекта, с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.
В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям:
• обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;
• быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса;
• иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;
• быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.
Принципы построения организационной структуры
Гибкость. Характеризует способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями, происходящими в персонале и на производстве.
Централизация. Заключается в разумной централизации функций работников в отделах и службах предприятия с передачей в нижнее звено функции оперативного управления.
Специализация. Обеспечивается закреплением за каждым подразделением определенных функций управления.
Нормоуправляемость. Соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя: высшее звено предприятия - 4-8 чел., среднее звено (функциональные руководители) - от 8-20 чел.; нижнее звено (старшие мастера, мастера-бригадиры) - от 20-40 чел.
Единство прав и ответственности. Означает, что права и ответственность подразделений и должностей должны находиться в диалектическом единстве.
Разграничение полномочий. Линейное руководство обеспечивает принятие решений по выпуску продукции, а функциональное руководство обеспечивает подготовку и реализацию решений.
Экономичность. Характеризует достижение
минимально необходимых затрат на построение
и содержание организационной структуры
управления.
1.3 Сущность, функции и содержание аппарата управления
Аппарат (орган) управления - коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющих помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции.
На
административно-управленческий персонал
возложены обязанности по совершенствованию
организации и нормированию труда,
бесперебойному снабжению работников
материалами, инструментом и запасными
частями, обеспечению исправного состояния
машин, станков, оборудования, созданию
условий для роста
Деятельность
административно-
Организационная структура аппарата управления должна отвечать следующим основным требованиям: находиться в соответствии с типовой структурой, принятой для данной отрасли; охватывать все функции управления; иметь четкое распределение функций и объема управленческих работ по уровням управления; рационально сочетать степень централизации и децентрализации каждой функции; обладать гибкостью соответственно изменяющимся целям и условиям производства; иметь для каждого уровня и звена управления систему организации работ, инструкции, нормативы и нормы для ее выполнения, т. е. обладать достаточным информационным обеспечением.
Структура
и численность аппарата управления
для каждого данного
-
технические (масштаб
-
организационно-экономические (
-
внешние связи и условия (
- организационно-правовые отношения (полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество).
Административно-
В группу адиминистративно-хозяйственных расходов входят:
1.
Расходы на оплату труда