Совершенствования структуры управления предприятием и выявить резервы по сокращению расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – произвести анализ и дать рекомендации по совершенствованию структуры управления предприятием и выявить резервы по сокращению расходов на содержание аппарата управления.
Объектом исследования выбрано предприятие ООО «Жилищное строительство». При выполнении курсовой работы были задействованы следующие источники информации: Устав организации, налоговая декларация, производственные планы, бухгалтерская документация, научная литература по теме исследования.

Работа содержит 1 файл

АУП, наброски.docx

— 100.08 Кб (Скачать)

   Введение 

     Экономика России в последние годы претерпевает  серьезные изменения в связи  с переходом от административно-командной системы к рыночной, что, прежде всего, отражается на сфере управления.

          Становясь  объектом товарно-денежных  отношений,  обладающим  экономической  самостоятельностью и  полностью  отвечающим  за результаты своей  хозяйственной деятельности, предприятие   должно  сформировать у себя  систему управления, которая   обеспечивает  ему высокую эффективность  работы, конкурентоспособность и   устойчивость положения  на  рынке. При этом следует учитывать,  что по сравнению  со старой  системой управления, до сих пор  действующей  на многих  предприятиях, в новых  условиях  появляются  функции, которые прежде  были   не нужны.  В рыночной экономике,  в условиях конкуренции  предприятие  самостоятельно  принимает многие  решения, бывшие раньше прерогативой вышестоящих органов  управления. Исчезли   регламентации  «сверху», а именно: регламентация организационной  структуры управления,  численности   и должностного состава управленческого  персонала. Оно само формирует цели и задачи, разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для  их  реализации средства, набирает персонал,  приобретает  оборудование и материалы, решает  множество  структурных вопросов, в том числе  и  такие, как создание, ликвидация, слияние  или  разделение  подразделений, вхождение в состав  ассоциаций и других объединений, реорганизация  производственной и перестройка организационной  структуры управления.

          Расширение  самостоятельности предприятий,  разнообразие  их экономических  и организационных  форм  требует  большей конкретизации в  поиске  прогрессивных  организационных  решений с учетом специфики  каждого  предприятия. Такой  подход позволяет повысить эффективность  управленческого труда, удешевить  аппарат  управления и, следовательно,  увеличить прибыль предприятия   и повысить его конкурентоспособность. 

     Цель  курсовой работы – произвести анализ и дать рекомендации по совершенствованию  структуры управления предприятием и выявить резервы по сокращению расходов на содержание аппарата управления.

   Объектом  исследования выбрано предприятие ООО «Жилищное строительство». При выполнении курсовой работы были задействованы следующие источники информации: Устав организации, налоговая декларация, производственные планы, бухгалтерская документация, научная литература по теме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1 Теоретические основы управления предприятием 

1.1 Задачи и принципы  управления

     Управление — это целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства с целью эффективного выполнения стоящих перед производством задач.

     Система управления - это совокупность действий, определяющих направление управленческой деятельности. Структурно процесс управления представлен на рис. 1. 

     

     Рис.1 Система управления 

     Система управления должна быть динамичной и  соответствовать особенностям, потребностям и задачам данного этапа развития.

     Принципы  управления — это обязательные, основополагающие начала, определяющие структуру и функционирование всей системы управления.

     В современной литературе существует множество определений понятия  управления, его принципов, целей  и задач, в зависимости от конкретной ситуации. Это явление получило широкое развитие за последнее столетие.

     Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих решений.

     Принцип сочетания централизации  и децентрализации – это умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении. Коллегиальность означает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

     Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение. Научная обоснованность управления означает учет действия основных экономических законов при выработке реализации управленческих решений и глубокое изучение практического опыта. Руководитель производства должен быть всесторонне образованным человеком.

     Принцип плановости – установление основных направлений и пропорций развития организации.

     Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнить возложенные на него задачи и периодически за них отчитываться.

       Принцип иерархичности и обратной связи заключается в многоступенчатости и постоянном контроле.

     Функция управления — это комплекс необходимых, повторяющихся управленческих работ, объединенных единством содержания и целевой направленности. Функции управления характеризуют определенную сферу управленческой деятельности, осуществляемую на всех уровнях управления предприятием. Различают общие и специальные функции управления.

     А. Файоль выделил пять  общих функций управления: планирование,  организация,  мотивация, координация, контроль.

        Планирование -  это функция управленческой деятельности, связанная с составлением планов организации и ее составных частей. Планирование включает: установление целей и задач, разработку стратегий,  программ   и планов для достижения целей,  определение необходимых   ресурсов, доведение планов до всех, кто их должен выполнять. Составной частью планирования становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социального развития, текущих планов выпуска продукции.

          Организация – функция управления, задачей которой является формирование структуры предприятия, а также обеспечение всем необходимым для его работы – персоналом, материалами,  оборудованием,  денежными средствами.

          Мотивация  –  функция управления, имеющая целью    активизировать людей,  работающих в организации и побудить их  эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Действие по мотивации включает  экономическое и моральное  стимулирование, создание условий для  проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

          Контроль – это управленческая функция, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет  результатов работы предприятия. В ней выделяют два основных направления:

      · контроль за выполнением работ, намеченных планом

      · меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

          Координация  –  обеспечивает процессу управления бесперебойность и непрерывность.  Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организационной структуры предприятия путем установления рациональных связей между ними. Координация обеспечивает единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также действий руководителей.

   Производственно хозяйственная деятельность каждого  предприятия, его права и обязанности  регулируется законом о предпринимательской  деятельности.

   Управление  предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами  и выполняет обязанности, связанные  с его деятельностью.  
 
 
 
 

1. 2 Организационная структура предприятия: понятие, виды, значение

   Управление  предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его  подразделений определяется предприятием самостоятельно.

   Между отдельными подразделениями могут  быть вертикальные и горизонтальные связи.

   Вертикальные  связи - это связи руководства и подчинения, например,  связь между директором предприятия и начальником цеха.

   Горизонтальные  связи - это связи коопераций равноправных элементов, например, связи между начальниками цехов.

   При очень большом объеме разнообразных  вопросов такая схема чрезвычайно  усложняет работу линейного руководителя. Для ее упрощения по определенным вопросам функциональные подразделения могут непосредственно руководить нижестоящими подразделениями. Рациональная структура управления определяется типом предприятия, его масштабом и характеристиками. На предприятиях могут быть

использованы  безцеховая, цеховая, корпусная или смешанная структуры управления.

   Наиболее  простой структурой является безцеховая, при которой производство делится на участки, возглавляемые мастерами. Мастера могут непосредственно подчиняться руководителю предприятия либо старшему мастеру, который подчиняется руководителю предприятия. Эта структура может оказаться целесообразной на мелких и средних промышленных предприятиях.

   Основным   производственным звеном крупного промышленного  предприятия является цех. При  цеховой структуре управления действует по следующей схеме:

   Руководитель  предприятия→Начальник цеха→Начальник участка→Старший мастер→Мастер

   На  особо крупных предприятиях может  использоваться корпусная структура. В этом случае предприятие подразделяется на корпуса, корпуса делятся на цеха, а цеха - на участки.

   На  предприятиях могут применяться  и смешанные структуры управления.

   Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений  в аппарате управления, системная  их организация, характер соподчиненности  и подотчетности друг другу и  высшему органу управления фирмы, а  также набор координационных  и информационных связей, порядок  распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

   Многообразие  функциональных связей и возможных  способов их распределения между  подразделениями и работниками  определяет разнообразие возможных  видов организационных структур управления производством. Все эти  виды сводятся в основном к четырем  типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным и адаптивным. Рассмотрим каждую структуру подробнее.

  1. Линейная структура управления

   Сущность  линейной (иерархической) структуры  управления состоит в том, что  управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним  доминантным лицом — руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему  подчиненных лиц, принимает решения  по всем вопросам, относящимся к  руководимой им части объекта, и  несет ответственность за его  работу перед вышестоящим руководителем.

   Данный  тип организационной структуры  управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии. 
 
 

   

   

     

   

     
 
 

   Рис.2 Схема линейной функции управления 

  1. Функциональная структура управления.

   Особенность функциональной структуры заключается  в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

Информация о работе Совершенствования структуры управления предприятием и выявить резервы по сокращению расходов