Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:21, курсовая работа
Целью данной работы является
разработка и обоснование предложений по совершенствованию системы подбора персонала в ООО «Монолит».
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение подбора персонала.
2.Представить теоретические и методологические основы подбора персонала.
3. Дать общую характеристику технико-экономических показателей и характеристику финансово-экономической деятельности ООО «Монолит».
4. Выявить проблемы подбора персонала в ООО «Монолит».
5. Разработать и обосновать направления по совершенствованию системы подбора персонала в ООО «Монолит».
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Теоретические и методические основы подбора персонала
1.1. Сущность и значение подбора персонала………………………………...7
1.2. Методы подбора персонала ……………………......................................19
1.3. Опыт и тенденции совершенствования подбора персонала …………..21
Глава 2. Сложившаяся система подбора персонала в ООО «Монолит» г.Шарья Костромской области
2.1. Общая характеристика организации ……………………………………....27
2.2. Сложившаяся система подбора персонала ……………………………….36
2.3. Проблемы в системе подбора персонала …………………………………45
Глава 3. Совершенствование управленческого решения по подбору персонала в ООО «Монолит» г.Шарья Костромской области
3.1. Обоснование направлений по совершенствованию подбора персонала..49
3.2. Принятие управленческого решения по подбору персонала ……………51
Заключение ……………………………………………………………………....55
Список используемой литературы ……………………………………………..57
Таблица 2
Источник | Содержание информации и ее значение |
Заявление о приеме | Сообщает первое общее впечатление о кандидате. |
Фотография | Дает представление о внешности. |
Биография | Наглядно показывает процесс становления, позволяет узнать "детали" личности. |
Личная анкета | Содержит, собирает и систематизирует самую важную информацию о поступающем, позволяет не забывать информацию |
Аттестат зрелости | Дает сведения об успеваемости в школе, что касается профессиональной квалификации или принятия на работу, содержит относительные сведения |
Трудовая книжка | Подтверждает места работы в биографии, освещает прежние сферы деятельности, иногда ограничена из-за терминологии, возможно описание квалифицированной характеристики |
Рекомендации | Освещают все
аспекты профпригодности; как правило,
делаются только дополнительные выписки |
Разговор
с
поступающим |
Дает возможность заполнить пробелы информации с помощью других источников, дает личное представление о поступающем |
Пробная работа | Способность выполнить определенную работу (например, обладание определенными навыками и т.п.) |
Медосмотр
(на профпригодность). Психологические тесты |
Частично содержат характеристики профпригодности (интеллект, эрудиция, профессиональные качества, черты характера, допускаемая пригодность) |
Графологическое заключение | Дает сведения о характере в общем и о частных аспектах пригодности; информативность спорна; допустима только с согласия претендента; если кандидат претендует на руководящую должность, необходимы написанные от руки документы, прилагаемые к заявлению |
Предложенные источники информации при отборе персонала можно дополнить формулярами и картами различного вида, в которых чаще всего отражается квалификация работников. В карте, к примеру, представляются основные требования, предъявляемые к работнику, которые могут оцениваться количественно. Такой подход позволяет выявить, насколько параметры нового работника подходят для данного места, т.е. сравнивается сумма требований, которые предъявляются к кандидату, и сумма, которую он набрал при тестировании.
Подводя итог выше перечисленному, следует отметить, что значимость правильного решения проблемы подбора кадров связана с высокой стоимостью рабочей силы, поэтому в первую очередь необходимо определить, нужен ли данный человек фирме или нет. Намного дороже будет стоить ошибка (например, через три месяца он заявит о своем уходе). Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В этой связи ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись организации, а подбор хороших работников является удачным вложением денег.
1.2. Методы подбора персонала
Все компании испытывают потребность в подборе персонала. Для одних — это единицы сотрудников, для других- десятки и сотни. В зависимости от численности персонала все компании решают проблему подбора индивидуально. Наиболее распространенными в современных условиях являются методы, представленные в таблице 3.
Методы подбора персонала
Таблица 3
Метод | Характеристика | «+» | «-» |
«Внутриорганизационный» поиск | Вакансии появляются вследствие ротации персонала («движения» сотрудников внутри компании») или введения новых должностей по мере развития компании. Свободные должности занимают уже работающие сотрудники. | - не требует
финансовых затрат;
- способствует
укреплению преданности - кандидатам не нужно интегрироваться в организацию |
- ограничивает
выбор кандидатов;
- не дает притока свежих сил; - способствует
возникновению местничества |
Подбор с помощью сотрудников | Подбор рядовых специалистов и рабочих | - не требует
финансовых издержек;
- обеспечивает
высокую степень совместимости
принятого персонала с |
- вероятность
подбора персонала, не соответствующего
должности (отсутствие высокого профессионального
уровня);
- способствует
развитию семейственности и -присутствие личной выгоды рекомендующего; - отсутствие
профессионализма нанимаемого |
Объявления в средствах массовой информации | Использование медийного пространства обеспечивает максимальный «охват» возможных претендентов. | - гарантирует
широкий охват потенциальных
кандидатов;
- относительно небольшие финансовые затраты |
- большое количество
резюме и кандидатов;
- вероятность того, что некоторые соискатели могут не оправдать ожиданий |
Подбор сотрудников через агентства по подбору персонала (кадровые агентства) | Вся работа по подбору персонала ложиться на плечи сотрудников агентства по подбору персонала | - всю черновую
работу агентства берут на себя;
- работодатель диктует свои требования и рассматривает предоставленных кандидатов; |
- в зависимости
от того, насколько четко - от качества
выполнения заказа агентством
зависит срок подбора - немалые финансовые затраты |
«Самоинициативные» соискатели | Кандидаты, предлагающие себя, не претендуя на какую-то конкретную должность. | - минимальные издержки | - минимальная
вероятность востребования |
Подбор в учебных заведениях | Обеспечивает приток в компанию «свежей крови». Организации готовы вкладывать деньги и «растить» для себя кадры из молодых специалистов. | - адаптация
системы обучения к нуждам
рынка;
- данный метод имеет хорошую перспективу |
С отсутствием
профессионального опыта – « |
Государственная служба занятости | Гос.служба занятости
способствует трудоустройству оказывает
помощь в поиске сотрудников по нужным
требованиям, отсутствие финансовых затрат. |
- сфокусированный
поиск кандидатов;
- отсутствие финансовых издержек |
- потенциал
государственной службы - не все работодатели сотрудничают со службой занятости; - размещение
заявок в основном на - отсутствие
доверия у населения к гос. |
В данной таблице были представлены основные методы подбора персонала для организации. Надо отметить, что не существует единственного оптимального метода, который бы позволил в полной мере быстро, эффективно и с минимальными затратами осуществлять поиск необходимых специалистов. Приступая к подбору требуемых кандидатов, менеджеры по подбору персонала должны учитывать множество факторов и как правило, для успешного поиска они используют несколько методов, что способствует сокращению срока подбора, повышению качества подбираемого персонала и сокращению финансовых затрат. При объединении и дальнейшем использовании нескольких методов увеличиваются шансы на привлечение большого количества соискателей на должность, и как следствие шанс найти хорошего специалиста.
1.3. Опыт и тенденции совершенствования подбора персонала
Если говорить об опыте найма персонала в различных частях света, обычно выделяют три направления: американский (западный) вариант, японский (восточный) и российский. Для американской процедуры найма характерно сотрудничество с кадровыми агентствами, крайне скрупулезное изучение жизни претендента (вплоть до запрашивания характеристик из средней школы), серьезные испытания при приеме на работу, испытательный срок до шести месяцев, при том, что кандидата постоянно передвигают с места на место, за ним постоянно закреплен куратор, который выставляет ему оценки за проделанную работу. Только те кандидаты, которые получили положительные оценки по окончании испытаний, попадают в резерв на выдвижение.
В японской практике подбор заключается в том, что кадровые службы определяют подходящих на должности студентов, когда те еще учатся на 2-3 курсах. С такими студентами начинают работу, в процессе которой начитываются лекции о компании. Главной целью этого мероприятия является привитие патриотизма по отношению к компании, которая хочет их нанять, как известно, пожизненно. Когда молодые специалисты попадают в компанию, за ними также закрепляется наставник, но не с целью оценки, а чтобы помочь влиться в новую среду [3, 48].
Крупные компании, действующие на территории России, также стараются привлечь на работу старшекурсников, чтобы те в дальнейшем выбрали их организацию в качестве места для трудоустройства. Но, с другой стороны, в России еще не слишком развит институт наставничества. Многие компании пытаются его внедрять, однако на деле это редко выливается в реальную помощь. Что касается испытаний, то на российских предприятиях они редко бывают столь структурированными и глубокими. Обычно кандидат проходит несколько собеседований, после чего зачисляется на испытательный срок, по результатам которого принимается решение о его зачислении на постоянной основе. Согласно статье 70 Трудового кодекса Российской Федерации, испытательный срок не может превышать трех месяцев, а для руководителей и главных бухгалтеров - шести месяцев [4, 61].
Разные
методы отбора в кадровой практике
имеют привязку к различным странам.
Например, личное интервью с кандидатом
относится к традиционному
Начнем анализ опыта подбора в России и за рубежом с рассмотрения бесконтактных методов общения с претендентом. Практика показывает, что большинство западных компаний уделяет весомое значение анализу заявительных документов [6, 17]. Это помогает отсеять на первоначальном этапе кандидатов, не соответствующих требованиям. Если рассматривать российскую практику, то большинство крупных компаний на данный момент также относится к анализу заявительных документов, как к ним относятся на Западе. По-другому обстоит дело в мелком бизнесе. Когда у таких компаний появляется необходимость заполнить вакансии в кратчайшие сроки, они, как правило, не придают должного значения резюме и приглашают всех кандидатов, с которыми даже не всегда проводятся дальнейшие этапы отбора. Это приводит к тому, что в мелких организациях оказывается большое количество несостоятельных сотрудников, что в дальнейшем мешает им развиваться и расти.
Среди стандартного перечня заявительных документов стоит выделить медицинское заключение. На Западе этому документу уделяют большое значение, поскольку он помогает определить физическую пригодность кандидата для работы на той или иной должности. Вне зависимости от должностных обязанностей кандидата могут попросить пройти общую диспансеризацию, чтобы знать, какие проблемы со здоровьем у него имеются. Отношение у нас к такому подходу неоднозначное. С одной стороны, если предположить, что компания настолько обеспокоена тем, что может нанести ущерб здоровью кандидата, поставив его на ту или иную должность (к примеру, предложив человеку с низким зрением работу за компьютером), то, безусловно, такой подход оправдан. Однако выявление отклонений по каким-то физическим параметрам может служить компании хорошим поводом для отклонения кандидата. С этой стороны, такая проверка необоснованна и, в какой-то степени, является вторжением в личную, неприкосновенную жизнь. Специальные проверки на состояние здоровья должны проводиться только в действительно необходимых случаях, например, при отборе летчиков, машинистов и т. д., или же при работе с пищевыми продуктами. В России схемы медосмотров для работников носят именно такой характер.
Если
говорить о контактных методах оценки,
за рубежом широкое применение находят
тесты различной
Профессиональные испытания, а также такая их разновидность, как оценочные центры, признаются западными компаниями как одни из самых надежных методов отбора, однако используются далеко не всегда, поскольку возможность их применения ограничена профессиональными группами, да и к тому же это дорогостоящее мероприятие. В России по тем же причинам проведение профиспытаний и использование центров оценки практикуется крайне редко.
Едва ли найдется хотя бы один кандидат, как в России, так и за рубежом, который избежал бы процедуры интервьюирования. Можно предположить, что это основной момент процедуры приема на работу, характерный практически для всех стран. Цели компаний из различных государств при проведении интервью совпадают. Это получение личного впечатления, выявление личностных и профессиональных качеств и данных, выявление ложной информации со стороны кандидата, а также его ожиданий и целей, информирование кандидата о предприятии и рабочем месте, а также создание позитивного впечатления об организации.
Отдельно стоит сказать о следовании нормам законодательства в России и за рубежом. Западные страны отличаются скрупулезным отношением к законодательству и следованию ему, поскольку любая форма дискриминации или же противозаконное увольнение (например, беременной женщины), повлечет за собой судебное разбирательство. Компания может не принимать в расчет этичность данных мер, однако она всегда помнит, что подобные противозаконные действия скажутся на ее репутации, что повлечет за собой экономические потери. Также стоит отметить роль профсоюзов во взаимодействии работников и работодателей. Профсоюзы широко распространены за рубежом и следят за законностью решений, принятых работодателями в отношении сотрудников.
Информация о работе Совершенствование управленческого решения по подбору персонала